Храп и остановка дыхания во сне у детей
Храп у ребенка нередко вызывает тревогу у родителей и раздражение у братьев и сестер.
Как и у взрослых, храп у детей бывает из-за нарушения проходимости дыхательных путей носа или горла. И, как и у взрослых, он может перерасти в очевидную обструктивную остановку дыхания.
Нарушение проходимости верхних дыхательных путей, вызванное увеличением миндалин и аденоидов, является наиболее распространенной причиной храпа и остановки дыхания у детей. Отклонения в строении костей лицевой части черепа, в особенности уменьшенная или смещенная назад челюсть, пониженный тонус мышц (характерные для синдрома Дауна) и хроническая заложенность носа (вызванная аллергией или инфекцией) также могут способствовать затруднению дыхания ребенка.
Остановка дыхания во сне часто оказывает огромное влияние на качество жизни ребенка, определяя его личность, поведение, склад характера, способность к обучению и общее физическое развитие. Нередко родители отмечают, что такие дети подолгу спят, и их бывает трудно разбудить; проснувшись, они с трудом ориентируются в происходящем и чувствуют себя крайне неловко. Характерные для всех таких детей изменения в интеллектуальной сфере: снижение внимания и неспособность сосредоточиться, за которые их даже могут наказывать, ошибочно относят на счет их сонливости и безразличия в дневное время. Дети более старшего возраста, которые способны описать свои симптомы, иногда жалуются на утренние головные боли.
В отличие от своих взрослых товарищей по несчастью, дети, страдающие храпом с нарушениями сна, как правило, не имеют избыточного веса. Напротив, они нередко бывают худы, их рост и вес — ниже обычного для их возраста. Такие дети могут мочиться в постель, что обычно вызывается снижением мышечного тонуса в то время, когда ребенок погружается в глубокий сон после ряда пробуждений.
Как и у взрослых, у детей, страдающих остановкой дыхания во сне, могут быть разнообразные симптомы, не замеченные или неправильно истолкованные лечащим врачом. Например, слабый прирост в весе и общая слабость весьма типичны для таких детей, а снижение успеваемости в школе может быть вызвано массой причин.
Не так давно эта проблема была затронута в статье в Вашингтон пост, посвященной обсуждению оценки уровня подготовки врачей-педиатров, специализирующихся на лечении расстройств сна у детей. Группа исследователей из Медицинского колледжа штата Пенсильвания и Нью-Йоркского медицинского центра Корнелла занималась проведением этой трехэтапной оценки. Сначала они рассмотрели 158 из имеющихся в стране 215 местных педиатрических учебных программ с целью выяснить, являются ли курсы, посвященные изучению расстройств сна, обязательными или факультативными. Они разослали анкеты по вопросам сна педиатрам Филадельфии и получили ответы на них от 88 врачей. И наконец, они провели аттестацию 183 педиатров в штатах Род-Айленд и Пенсильвания, имея целью определить уровень их познаний в области расстройств сна у детей и подростков.
Результаты этих исследований подтвердили заявление Национальной комиссии по изучению расстройств сна от 1990 года, в котором говорилось, что при подготовке врачей-терапевтов вопросам нарушений сна уделяется слишком мало внимания. Исследовательская группа установила, что местные педиатрические программы в среднем отводят на изучение расстройств сна, которыми предположительно страдает как минимум каждый четвертый ребенок, менее пяти академических часов. Ею был выявлен тот факт, что многие педиатры продолжают назначать неэффективное, а подчас и опасное лечение, например, транквилизаторы и седативные средства — для того, чтобы вызвать сон, а не занимаются лечением основного заболевания. Около половины опрошенных педиатров говорят своим пациентам, что «проблема сна у детей проходит с возрастом».
Произведенный в Медицинской школе Стэнфордского университета осмотр 100 детей с подтвержденным диагнозом остановки дыхания во сне пролил свет на те проблемы, которые это заболевание привносит в жизнь ребенка. У 73 детей родители и учителя отмечали повышенную сонливость в течение дня; более половины испытывают ночные страхи и видят кошмарные сны; 17 детей жаловались на утренние головные боли; 58 из них отставали в росте и отличались очевидно низкой для своего возраста массой тела. У старших детей были отмечены сонливость, повышенная утомляемость и усталость.
Специальное тестирование выявило немало детей с замедленным усвоением языка и плохой успеваемостью. По меньшей мере половина детей часто страдали простудными заболеваниями; у всех наблюдался устойчивый, сильный храп — основной признак обструктивной остановки дыхания во сне. Среди прочих нарушений у них было обнаружено ночное недержание мочи, снохождение, чрезмерное потоотделение и беспокойный сон с частыми пробуждениями.
Более тщательное исследование личности этих детей выявило у них признаки асоциального поведения: они устраивали драки со сверстниками и родителями, часто плакали, отличались агрессивным и неадекватным поведением. Многие дети из этой стэнфордской группы не могли долго задерживать на чем-то свое внимание, повышенная активность у них быстро сменялась сильной усталостью. Проще говоря, у многих детей к вечеру полностью исчерпывался заряд энергии.