Социальные проблемы пожилых людей
Социальные проблемы влияют как на риск развития и течение болезни пожилого человека, так и на возможности лечащего врача обеспечить своевременное и адекватное лечение.
Социальная история пациента помогает членам междисциплинарной команды оценить потребности в уходе и социальной поддержке. Она должна включать в себя следующие вопросы:
- Семейное положение или совместное проживание с семьей или в сообществе.
- Условия проживания.
- Финансовое состояние.
- История работы.
- Образование.
- Типичная повседневная жизнедеятельность (приготовление еды, стирка, личная гигиена, уборка помещения и т.п., в чем могут появляться проблемы).
- Необходимость в опекунах или их наличие (в помощь для осуществления плана по уходу).
- Самоответственность пациента за оказание себе помощи (нежелание сообщать о симптомах болезни, пока симптоматика или любые результативные вмешательства не соприкасаются с оказанием помощи).
Семейный уход за пожилыми людьми
Семейные попечители играют ключевую роль в отнесении на более поздний период сроков направления в отделения социального ухода или стационар (институционализацию) хронически больных пожилого возраста. Могут помочь соседи и друзья, около 80% услуг в здравоохранении США (физические, эмоциональные, социальные, экономические) возлагается на семейных опекунов. Если пациент слаб или умеренно ослаблен, супруг(а) или взрослые дети часто осуществляют уход, но когда пациент находится на инвалидности, осуществлять уход будет один из супругов (обычно жена).
Объем и характер медицинской помощи, оказываемой членами семьи, зависит от экономических ресурсов, состава семьи, качества взаимоотношений, а также иных потребностей членов семьи, их временных и энергетических возможностей. Семейный уход на дому варьирует от оказания минимальной помощи (например, периодический осмотр пациента) до постоянного ухода. В среднем семейный уход занимает 4 ч в день.
Хотя общество, как правило, рассматривает взаимозаботу среди членов семьи, пределы сыновьих/дочерних и супружеских обязанностей варьируют в различных семьях, а также среди отдельных членов семьи. Готовность членов семьи оказывать помощь родственникам может быть усилена за счет вспомогательных служб (например, оказание технической помощи в освоении новых навыков, консультационные услуги, услуги в области психического здоровья семьи) и дополнительных услуг (например, соблюдение личной гигиены - стрижка, кормление, одевание, медицинское обслуживание на дому, дневной уход, программы по питанию). Дополнительные услуги могут предоставляться на регулярной основе или как временный уход в течение нескольких часов или дней.
Изменения в демографии и социальных ценностях сократили количество членов семьи, способных осуществлять уход за пожилыми родственниками с ограниченными возможностями по следующим причинам:
- увеличение продолжительности жизни: В результате этого явления увеличивается население очень преклонного возраста. Таким образом, их дети, которые являются потенциальными опекунами, скорее всего будут также пожилыми людьми;
- позднее рождение детей. В сочетании с увеличением продолжительности жизни этот факт создал прослойку поколения опекунов, которые одновременно ухаживают за своими детьми и родителями;
- повышение мобильности общества США и увеличение числа разводов. В результате, семьи наиболее вероятно географически разделены, а семейные узы ослаблены. Тем не менее 80% населения в возрасте не менее 65 лет, проживают не далее, чем в 20 мин от места проживания одного из своих детей;
- все большее число женщин вливается в ряды рабочей силы. Это увеличение отражает возросшее количество семей с одним родителем, чаще возглавляемых женщинами, каждая вторая такая семья является малоимущей. Ранее такие женщины могли обеспечивать уход за престарелыми родителями, но условия их работы могут минимизировать или исключать такую возможность;
- число зависимых и очень больных пожилых людей возрастает.
Эти факторы предопределяют увеличение спроса на оказание медицинских услуг на дому, предоставляемых кем-то другим, а не членами семьи, друзьями и соседями.
Эффективность. Хотя уход за пожилыми людьми очень альтруистичен, он может иметь и отрицательные последствия. У семейных опекунов могут возникать значительный стресс (называемый бременем опекуна) и последующие проблемы со здоровьем, изоляция, усталость и разочарование, которые иногда приводят к ощущению беспомощности и истощения («выгорание опекуна») или к жестокому обращению.
Уход также может стать финансовым бременем. Супружеские пары, в которых один партнер заботится о другом, как правило, становятся непропорционально бедны.
Опекуны могут часто получать доверенности, или узнавать полезную информацию, или знакомиться со стратегией по уходу от врачей, медсестер, социальных работников или управляющих распорядителей. Опекуны могут также воспользоваться следующими мерами, чтобы подготовить себя к выполнению функций по опекунству и избежать попечительского краха:
- не принимать близко к сердцу гнев, разочарование или сложное поведение пациента;
- принимать участие в удовлетворении их физических, эмоциональных, курортно-рекреационных и финансовых потребностей;
при необходимости обращаться за помощью в уходе или психологической поддержке к другим членам семьи и друзьям; - пользоваться опытом сторонних групп, которые могут предложить психологическую поддержку (например, группы поддержки) или оказать помощь по уходу (например, консультирование, медицинская помощь на дому, дневной уход, программы по питанию, стационар).
Одиноко проживающие пожилые люди
Около одной трети из почти 30 млн пожилых людей, проживающих в сообществах, не имеют родственников. Около половины людей, проживающих в сообществах (старше 85 лет), живут в одиночестве. Примерно четыре пятых пожилых людей, живущих в одиночестве, - женщины. Мужчины чаще умирают раньше своих жен, а овдовевшие или разведенные мужчины имеют больше шансов жениться, чем овдовевшие или разведенные женщины выйти замуж.
Одинокие пожилые люди с большей вероятностью становятся несчастными, особенно с возрастом. Многие из них сообщают о чувствах одиночества и социальной изоляции (60% тех, кому более 75 лет). У пациентов, имеющих проблемы со здоровьем или сенсорным дефицитом, новые симптомы или их обострение могут быть незамеченными. Многие из них имеют трудности, связанные с соблюдением предписанного лечения. Из-за того что такие пациенты имеют физические ограничения, а еда является частью социальной активности, некоторые пожилые люди, живущие в одиночестве, не готовят себе полноценную, сбалансированную еду, попросту недоедая.
Несмотря на эти проблемы, почти 90% пожилых людей, живущих в одиночестве, выражают искреннее желание сохранять свою независимость. Многие боятся быть слишком зависимыми от других и, несмотря на одиночество, хотят продолжать жить в одиночестве. Для того чтобы помочь им сохранить свою независимость, врачи и социальные работники должны поощрять их вовлечение в регулярные занятия физической деятельностью и помочь им сделать это.
Для пациентов, живущих в одиночестве, координация и предоставление услуг в период реконвалесценции сложны. Врачи должны убеждать пациентов в том, что обеспечение ухода на дому доступно, и по мере необходимости рекомендовать дополнительные услуги. Установка в месте проживания пациента активируемого индивидуального устройства аварийного реагирования может убедить его в том, что помощь может быть получена своевременно.
Пренебрежительное отношение к себе у пожилых людей
Пренебрежение к себе подразумевает непроявление заботы о самом себе. Оно может включать в себя игнорирование соблюдения личной гигиены, неоплаченные счета, отказ от приема или неприготовление пищи, невыражение необходимости получения медицинской помощи при потенциально серьезных симптомах, нежелание получать рецепты или принимать лекарственные препараты и пропуск последующих посещений врача.
Факторы риска при пренебрежительном к себе отношении включают социальную изоляцию, нарушения психики, которые ухудшают память или суждения (например, деменция), наличие нескольких хронических заболеваний и тяжелую депрессию. Может быть затруднена дифференциация между пренебрежением к себе или просто выбором жить так, как другие считают нецелесообразным. Социальные работники часто находятся в преимущественном положении при установлении этого определения.
Службы защиты пожилых людей или учреждение каждого штата по проблемам старения (связаться с которым можно через локатор Элдеркеа или по телефону 800-677-1116) могут помочь путем координации оценки безопасности в доме и помочь пожилым людям получить консультационные услуги, установить систему аварийного реагирования («тревожную кнопку»), получить направление к врачу по дополнительным услугам по поддержке и, в случае необходимости, госпитализацию.
Альтернативные условия жизни для пожилых людей
Условия жизни и отношения, которые не предполагают совместное проживание с супругом (супругой), взрослым ребенком или в одиночку, довольно распространены среди пожилых людей. Например, значительная доля пожилых людей, которые никогда не состояли в браке, разведены или овдовели, имеют давние и тесные отношения с братьями и сестрами, друзьями и партнерами. Понимание природы этих взаимоотношений помогает практическим врачам составлять план лечения, который соответствует пожеланиям пациента.
Примерно от 6 до 10% населения США, по оценкам, являются гомосексуалистами, в т.ч. 3 млн пожилых людей. Пожилые люди в гомосексуальных отношениях сталкиваются с особыми трудностями. Система здравоохранения не может быть осведомлена об их сексуальных предпочтениях, не может признать их партнеров в качестве выполняющих роль по обеспечению ухода или их присутствие в качестве члена семьи пациента и не может предоставлять услуги, соответствующие их специфическим условиям. Например, партнер может не обладать правоспособностью в принятии решений по отношению к пациентам с когнитивными нарушениями и не может совместно с ним проживать в комнате дома для престарелых или другом месте проживания сообщества людей. Специалисты медикосанитарной помощи должны опрашивать пациентов о наличии у них партнеров и условиях их жизни и пытаться учесть предпочтения пациентов.
Воздействия жизненных перемен в пожилом возрасте
В конце жизни обычно наступает период перемен (например, выход на пенсию, переезд) и корректировки произошедших в результате этих перемен потерь.
Выход на пенсию зачастую является первой крупной переменой, с которой сталкиваются пожилые люди. Его воздействие на физическое и психическое здоровье отличается от человека к человеку, в зависимости от отношения к причинам этих перемен. Около трети пенсионеров имеют трудности с адаптацией к определенным аспектам ухода на пенсию, таким как снижение доходов и льгот, изменившаяся социальная роль. Некоторые люди предпочитают выход на пенсию, взглянув в будущее, чтобы бросить неприятную работу; другие вынуждены уйти в отставку (например, из-за проблем со здоровьем или из-за статуса безработного). Для пенсионеров и членов их семей, испытывающих трудности в период выхода на пенсию, проводят соответствующую подготовку и консультации, которые им могут помочь.
Такие перемены могут произойти несколько раз в течение старости (например, переезд в небольшую квартиру после продажи семейного дома, уединенное расселение для уменьшения бремени содержания дома или переезд в дом престарелых). Некоторые эксперты утверждают, что перемена места жительства причиняет психологические травмы, однако, последние исследования показывают, что нет как признаков увеличения смертности, так и других признаков травмирования психики, особенно среди людей, готовых к переезду. Физическое и психическое состояние являются значительными предикторами адаптации к перемещению, как и вдумчивая и соответствующая подготовка. Люди, которые плохо реагируют на переселение, более приспособлены для проживания в одиночестве, социальной изоляции, бедности и в депрессии. Мужчины переносят это хуже, чем женщины.
Люди, подверженные меньшему контролю при переезде, и чем менее предсказуемой выглядит новая среда, тем более выражен у них стресс от переезда. Они заблаговременно должны ознакомиться с новой окружающей обстановкой. Для людей с когнитивными нарушениями перемещение из привычного окружения может усугубить функциональную зависимость и неадекватное поведение.
Тяжелые утраты влияют на многие аспекты жизни пожилого человека. Например, снижаются социальное взаимодействие и общение, может измениться социальный статус. Смерть одного из супругов влияет на мужчин и женщин по-разному. Через год после смерти жены смертность у мужчин имеет тенденцию к росту, особенно если смерть жены была неожиданной. Для женщин, потерявших мужа, данные менее ясны, но, как правило, не указывают на рост смертности.
С потерей близкого человека нарушения сна и чувство беспокойства являются нормальными; эти явления обычно проходят в течение нескольких месяцев без медикаментозного лечения. В отличие от этого, состояние затяжного, патологического горя характеризуется следующим:
- симптомы, характерные для сильной депрессии, длящейся более 2 мес;
- чувство вины в ситуациях, напрямую не связанных с потерей;
- мысли о смерти, не связанные со сроками доживания;
- болезненная зацикленность на собственной никчемности;
- галлюцинации (не слуховые и не зрительные), связанные с покойным.
Опекуны и специалисты медико-санитарной помощи должны обнаруживать такие симптомы и иметь в виду, что у пациентов, потерявших близких, высок риск самоубийства и ухудшение состояния здоровья.
Консультации и оказание услуг (например, группы поддержки для вдов) могут облегчить тяжесть перемены. Кратковременное использование анксиолитических препаратов может помочь пациентам с излишней тревожностью. Однако чрезмерного или длительного применения этих препаратов следует избегать, поскольку это может нарушать естественный процесс скорби и адаптации. Обычно длительное патологическое пребывание в состоянии горя требует психиатрической оценки и лечения.
Интимные отношения у пожилых людей
Интимная близость относится к чувству близости общего между двумя людьми, основанному на знании и знакомстве с другим человеком. Оно включает в себя эмоциональную, социальную (основанную на общем опыте) и физическую близость (например, прикосновения, объятия, половой акт).
Стремление к интимной близости не уменьшается с возрастом и не существует возрастных ограничений, в которых интимность, в т.ч. физическая близость, неуместна. Однако расстройства и эмоциональные изменения, которые часто происходят при старении, могут тормозить развитие и поддержание интимных отношений. Старение может изменить способ выражения интимных чувств.
Интимность, особенно физическая близость, может быть утеряна из-за следующих причин:
- Потеря или отсутствие партнера. Потеря или отсутствие партнера является наиболее распространенным возрастным барьером к интимности.
- Расстройства. Различные расстройства, которые увеличиваются с возрастом, могут влиять на физическую близость. Сосудистые заболевания и диабет могут вызвать эректильную дисфункцию; артрит может ограничивать движения и делать их болезненными. Боль, дискомфорт, лекарственные препараты и беспокойство, связанное с расстройством, могут ослабить желание близости. Стресс и необходимость по уходу за партнером могут нарушать интимные отношения.
- Употребление препаратов. Пожилые люди более склонны принимать препараты (например, гипотензивные и психотропные средства), которые могут стать причиной проблем, затрагивающих интимную близость (эректильная дисфункция, снижение либидо).
- Возрастные изменения. Уменьшение уровня половых гормонов вызывает изменения (например, атрофия влагалища, уменьшение вагинальной смазки), делает половой акт некомфортным или затрудненным. Может снизиться либидо.
- Нежелание обсуждать последствия старения. Если пожилые люди усугубляют проблемы, которые мешают физической близости, или если они чувствуют себя неловко при изменениях в их организме (например, морщины, провисание плоти), они могут не хотеть обсуждать эти изменения со своим партнером или с личным врачом, хотя именно эти люди могут предложить решения.
Негативные стереотипы о сексуальности пожилых людей. Даже здоровые пожилые люди могут иметь негативные стереотипы и думать, что сексуальность является неуместной или ненормальным явлением после определенного возраста. - Несоответствие ожиданий партнеров. Один партнер может потребовать определенных физических выражений интимности, а другой - нет.
- Отсутствие конфиденциальности. Пожилые люди, которые проживают с членами семьи или в заведении долгосрочного ухода, имеют меньше возможностей для уединения, которое необходимо для физической близости.
- Переход в другие формы интимной близости. Страсти могут утихать после многих лет совместной жизни. Половой акт может становиться менее частым или прекращен. Многие пары, большинство из которых не обращают на него особого внимания - испытывают комфорт при других формах интимной близости (например, ласки, массаж, поцелуи, словесные выражения любви), что усиливает дружеские отношения, заботу или общение со своим партнером.
Тем не менее многие пожилые люди продолжают иметь здоровые сексуальные отношения. Близость, особенно физическая, может помочь предотвратить депрессию и повысить самооценку и физическое здоровье. Если пожилые люди заводят нового секс-партнера, они должны практиковать безопасный секс. Сохраняется риск приобретения заболевания, передающегося половым путем (в т.ч. и СПИД).
Многие пожилые люди, особенно те, которые живут в одиночестве, находят удовлетворение и чувство товарищества во взаимодействии с домашними питомцами. Уход за домашними питомцами может дать людям ощущение цели и логичности.
Религия и духовность в пожилом возрасте
Религия и духовность схожи, но не являются идентичными понятиями. Религия часто рассматривается как имеющая большую институциональную, более структурированную и более традиционную основу и может быть связана с организованными, хорошо устоявшимися убеждениями. Духовность относится к неосязаемому и нематериальному и, таким образом, может рассматриваться как более общее понятие, не связанное с той или иной группой или организацией. Она может обращаться к чувствам, мыслям, переживаниям и поступкам, относящимся к душе или к поиску святостей (например, божественная сущность, высшая реальность, абсолютная истина).
Традиционная религия предполагает исповедь и покаяние; духовность предполагает меньшие требования. Люди могут отвергать традиционные религии, но считать себя духовными. В США более 90% пожилых людей считают себя религиозными или духовными; около 5% считают себя духовными, но не религиозными. Большинство исследований оценивают религию, но не духовность, с помощью таких мер, как посещение религиозных служб, частота частных религиозных обрядов, использование религиозных механизмов психологической адаптации (например, молитвы, упования на Бога, перенос проблем к Богу, получение поддержки от духовенства) и подлинная религиозность (впитывание религиозных убеждений).
Для большинства пожилых людей в США, религия играет важную роль в их жизни:
- 96% верят в Бога или святого духа;
- более 90% молятся;
- более 50% посещают религиозные службы еженедельно или чаще.
Уровень участия пожилых людей в религиозных мероприятиях больше, чем в любой другой возрастной группе. Для пожилых людей религиозная община является крупнейшим источником социальной поддержки за пределами семьи, и участие в религиозных организациях является наиболее распространенным типом добровольной общественной деятельности -чаще, чем всех других формах добровольной социальной активности.
Преимущества
Религия коррелирует с улучшением физического и психического здоровья. Тем не менее эксперты не могут определить, способствует ли религия улучшению здоровья или более психологически или физически здоровые люди вовлекаются в религиозные группы. Полезна ли религия и религиозные верования сами по себе или другие факторы являются причиной улучшения состояния человека, не выяснено. Были предложены многие из таких факторов (например, психологические преимущества, поощрение здоровой практики, социальная поддержка).
Психологические преимущества. Религия может предоставлять следующие психологические преимущества:
- положительное и обнадеживающее отношение к жизни и болезни, которое прогнозирует улучшение здоровья и снижают смертность;
- смысл и цель в жизни, которые влияют на здоровье, поведение, социальные и семейные отношения;
- больше возможности для преодоления болезни и предотвращения инвалидности.
Многие пожилые люди говорят, что религия является наиболее важным фактором, позволяющим им справиться с проблемами физического здоровья и жизненными стрессами (например, сокращение финансовых ресурсов, потеря супруга (и) или партнера). В одном исследовании показано, что более 90% пожилых пациентов умеренно использовали свою религиозную убежденность, когда испытывали проблемы со здоровьем и попадали в сложные социальные обстоятельства. Например, людям с физическими проблемами только обнадеживающее, оптимистическое отношение к своему будущему помогает сохранить мотивацию и восстановить свои позиции.
Люди, которые используют религиозные механизмы психологической адаптации, менее подвержены риску развития депрессии и беспокойства, чем те, кто этого не делает; эта обратная связь является самой сильной среди людей с большими физическими нарушениями. Даже восприятие инвалидности, по-видимому, изменяется в зависимости от степени религиозности. Из общего числа пожилых женщин с переломом бедра наиболее религиозные имели самые низкие показатели депрессивной шкалы и при выписке из больницы могли преодолеть значительно большие расстояния, чем те, которые были менее религиозны. Религиозные люди, как правило, оправляются от депрессии быстрее.
У пожилых людей активное вовлечение в религиозные общины коррелирует с лучшей поддержкой физического состояния и здоровья. Пожилые люди, которые посещают религиозные службы, скорее прекращают курение, больше занимаются спортом, увеличивают социальные контакты, пребывают в браке и живут дольше. В одном исследовании было показано, что смертность пациентов с низким уровнем религиозного комфорта и социальной поддержки была в 14 раз выше, чем у больных с более высокими уровнями. Также отмечалось лучшее психическое здоровье, возможность улучшения физического здоровья, поскольку депрессия и беспокойство могут вызывать обострение болезни коронарной артерии, гипертензию, инсульт и психосоматические расстройства. Уровень IL-6 значительно ниже среди людей, которые регулярно посещают религиозные службы, чем среди тех, кто этого не делает.
Здоровье - продвиженческие практики. Некоторые религиозные группы (например, мормоны, адвентисты седьмого дня) пропагандируют поведение, способствующее укреплению здоровья, такое как отказ от табакокурения и чрезмерного употребления алкоголя. Члены этих групп менее подвержены риску развития заболеваний, вызываемых употреблением этих веществ, и они живут дольше, чем население в целом.
Социальные льготы. Религиозные верования и практика зачастую способствуют развитию сообществ и сетей широкой социальной поддержки. Увеличение социальных контактов для пожилых людей повышает вероятность того, что болезнь будет выявлена на ранней стадии и что пожилые люди будут соблюдать схемы лечения, поскольку члены их сообщества взаимодействуют с ними и задают им вопросы об их здоровье и медицинской помощи. Пожилые люди, имеющие такие сети сообществ, вероятно, будут меньше пренебрегать собой.
Опекуны. Вера способствует опекунству. В исследовании оценки качества ухода за пациентами с болезнью Альцгеймера или терминального рака, продолжавшемся 2 года, показано, что опекуны с сильной личной религиозной верой и многими социальными контактами лучше справлялись со стрессами, связанными с медицинским уходом.
Вредные последствия
Религия не всегда полезна для пожилых людей. Религиозная преданность может способствовать возникновению непомерной вины, суженности мышления, упрямству и тревоге. Религиозные предрассудки и заблуждения могут развиться у пациентов с обсессивно-компульсивным и биполярным расстройствами, шизофренией или психозами.
Некоторые религиозные группы препятствуют необходимости сохранения психического и физического здоровья, в т.ч. жизненно необходимых методов лечения (переливание крови, лечение угрожающих жизни инфекций, инсулинотерапия), и могут заменить лечение религиозными ритуалами (молитвы, пение, зажигание свечей). Религиозные культы могут изолировать и лишать людей пожилого возраста общения с членами семьи и более широкой социальной общности; некоторые культы иногда поощряют самоуничижение.
Роль практического врача
Разговоры с пожилыми пациентами об их религиозных убеждениях помогают практикующим врачам обеспечивать уход, потому что эти убеждения могут повлиять на психическое и физическое здоровье пациентов. Осведомление о религиозных вопросах во время посещения врача является уместным при определенных обстоятельствах, в т.ч. следующих:
- если пациенты серьезно больны и находятся в состоянии существенного стресса или близки к смерти и просят или предлагают практикующему врачу общение на религиозные темы;
- когда пациенты рассказывают практикующему врачу, что они религиозны и что религия помогает им справиться с болезнью;
- когда религиозные потребности очевидны и могут влиять на здоровье пациентов или на их поведение.
Пожилые люди часто имеют различные духовные потребности, которые могут пересекаться, но не являются такими же, как их психологические потребности. Определение духовных потребностей пациента может помочь мобилизовать необходимые ресурсы (например, духовные консультации или группы поддержки, участие в религиозных мероприятиях, установление социальных контактов с членами религиозной общины).
Духовная история. Обсуждение духовной истории показывает пациентам пожилого возраста, что практикующий врач готов к обсуждению духовных тем. Практикующие врачи могут спросить пациентов, является ли их духовная вера важной частью их жизни и как эта вера влияет на то, как они заботятся о себе, являются ли они частью религиозного или духовного сообщества и как бы они хотели, чтобы практикующий врач справлялся с их духовными запросами.
Кроме того, врач может попросить пациентов, чтобы они описали их наиболее важный механизм выживания. Если ответ не религиозный, пациентам может быть задан вопрос о том, смогут ли религиозные или духовные ресурсы оказать какую-либо помощь. Если в ответ прозвучит «нет», пациенты могут быть чутко опрошены о препятствиях на пути к такой деятельности (например, транспортные проблемы, дефекты слуха, отсутствие финансовых ресурсов, депрессия, отсутствие мотивации, неразрешенные конфликты), чтобы определить, заключается ли причина в обстоятельствах или это их выбор.Тем не менее практикующие врачи не должны вмешиваться в религиозные убеждения или мнения пациентов, если пациенты не хотят помощи.
Обращение к духовенству. Многие представители духовенства предоставляют консультации для пожилых людей на дому и в больнице, часто бесплатно. Многие пожилые пациенты предпочитают такие консультации психиатрической помощи практикующего врача, потому что они больше удовлетворены результатами и потому, что они верят, что такие консультации не имеют клейма, которое ставит врач-психиатр. Тем не менее многие представители классического духовенства не имеют интенсивной подготовки по консультированию по вопросам психического здоровья и не могут распознать, когда пациенты пожилого возраста нуждаются в профессиональной помощи в области психического здоровья. В отличие от них, многие представители больничного духовенства имеют широкую подготовку в области психических, социальных и духовных потребностей пожилых людей. Таким образом, может быть полезным рассматривать больничное духовенство как часть медицинской команды. Они часто могут устранить разрыв между медицинской помощью и уходом в больнице и сообществе, связываясь с духовенством в сообществе. Например, когда пациент уже выписан из больницы, больничное духовенство может позвонить духовному наставнику пациента, таким образом, мобилизуется религиозная команда сообщества для поддержки пациента, чтобы помочь в процессе выздоровления (например, предоставляя услуги уборки помещений, питание, транспорт, посещение пациента или попечителя).
Поддержка религиозных верований пациентов и религиозных догм. Специалисты медико-санитарной помощи должны поддерживать религиозные пристрастия пациента, пока они не препятствуют оказанию необходимой медицинской помощи, поскольку такое участие может способствовать хорошему здоровью. Люди, которые активно участвуют в религиозных группах, в частности в группах основных религиозных конфессий, оказываются, как правило, здоровее.
Религиозные пересечения. Некоторые практикующие врачи молятся вместе с пациентами, читают им религиозные писания или убеждаются о наличии у них религиозных источников (например, писание, отпечатанное крупным шрифтом, религиозные аудиоматериалы), которые они хотят. Тем не менее практикующие врачи не должны чувствовать себя обязанными делать все, что противоречит их собственным убеждениям.
Рекомендации религиозной деятельности. Специалисты медико-санитарной помощи могут предположить, что пациенты считают религиозной деятельностью, если пациенты восприимчивы и могут получить выгоду от таких действий, которые могут наладить социальные контакты, уменьшить отчуждение и изоляцию, увеличить чувство сопричастности, смысла и цели жизни. Эти виды деятельности могут также помочь пожилым людям сосредоточиться на положительных видах деятельности, а не на своих собственных проблемах. Однако, некоторые виды деятельности являются подходящими только для религиозных пациентов. Если пациенты еще не принимают участия в религиозной деятельности, предложение заняться такой деятельностью требует чуткости. Пациенты обращаются за медицинской помощью по причинам, связанным со здоровьем, а не по религиозным.
Пациент и информация о его окружении. Специалисты медико-санитарной помощи могут предоставить информацию о пользе для здоровья религиозных верований и практик для пожилых людей и о местных религиозных ресурсах (например, группы поддержки в местных церквах, программы по укреплению здоровья, программы волонтерской деятельности).