Нарушение памяти: лечение, симптомы, причины, признаки, диагностика
Нарушение памяти представляет собой частые жалобы при первичном осмотре пациента.
Иногда на нарушение памяти в большей степени обращают внимание родственники пациента, чем он сам (обычно у пожилых людей, часто при деменции). Врачи и пациенты часто обеспокоены тем, что снижение памяти свидетельствует о развивающейся деменции. Это опасение основано на общем представлении о том, что обычно первым симптомом деменции является ухудшение памяти. Однако в большинстве случаев снижение памяти не сопряжено с началом деменции.
Наиболее частой и самой ранней жалобой, связанной с ухудшением памяти, является затруднение при вспоминании имен и мест, где лежат часто используемые в быту предметы, например ключи от машины. По мере нарастания расстройства памяти пациенты могут забывать оплачивать счета или пропускать назначенные встречи. Тяжелые нарушения памяти могут быть опасными, если пациенты забывают выключить плиту, закрыть дом на ключ или упускают из вида ребенка, за которым они должны следить. В зависимости от причины нарушения памяти могут выявляться и другие симптомы, такие как депрессия, спутанность сознания, изменения личности, сложности при выполнении повседневной деятельности.
Различают два вида памяти: декларативная, явно ориентированная память (семантическая или эпизодическая), сохраняющая воспоминания, которые могут вызываться только сознательно. Это необходимо, например, для того, чтобы распознавать определенные вещи (яблоки, животные, лица). Процедурная память не требует сознательного усилия для запоминания и воспроизведения. Это необходимо, например, для обучения игре на пианино.
Причины нарушения памяти
Наиболее частые причины нарушения памяти включают в себя перечисленные ниже:
- нарушения памяти, связанные со старением (наиболее частая причина);
- умеренные когнитивные нарушения;
- деменция;
- депрессия.
У большинства людей с возрастом отмечается некоторое ухудшение памяти. Им становится сложно запомнить новую информацию (например, имя нового соседа, новый компьютерный пароль). Изменения, связанные с возрастом, приводят к забывчивости, возникающей время от времени (например, потеря ключей от машины), или к замешательству. Тем не менее умственные способности не страдают. Если пациенту с возрастными изменениями памяти предоставить достаточно времени, чтобы обдумать и ответить на вопрос, то он, как правило, справляется с заданием, что указывает на сохранность памяти и когнитивных функций.
У пациентов с умеренными когнитивными нарушениями имеется истинное снижение памяти, в отличие от замедления вспоминания при относительно сохранной памяти у пациентов того же возраста без когнитивных нарушений. При умеренных когнитивных нарушениях имеется тенденция к нарушению в первую очередь краткосрочной (или эпизодической) памяти. Пациентам сложно вспомнить содержание недавнего разговора, место, где лежат часто используемые предметы, они забывают о назначенных встречах. Однако память на отдаленные события обычно остается интактной, и внимание также не страдает (так называемая рабочая память - пациенты могут воспроизвести список каких-либо предметов и выполнить простые вычисления).
Пациентам сложно подобрать слова и/ или назвать предметы (афазия), выполнять уже знакомые движения (апраксия) или планировать и организовывать повседневные дела, такие как приготовление пищи, покупки и оплата счетов (нарушение исполнительной деятельности). Может измениться личность пациента -так, например, может появиться нехарактерная ранее для человека раздражительность, беспокойство, возбуждение и/или несговорчивость.
Депрессия часто встречается у пациентов с деменцией. Однако и сама по себе депрессия может привести к нарушению памяти, которая напоминает деменцию (псевдодеменция), но у таких пациентов обычно имеются и другие симптомы депрессии.
Делирий - это острое состояние изменения сознания, которое может вызываться тяжелой инфекцией, лекарственными препаратами (нежелательное явление) или их отменой. У пациентов с делирием может быть нарушение памяти, однако основной проблемой у них является не это, а тяжелые глобальные изменения психического статуса и когнитивной функции.
Для формирования декларативной памяти информация прежде всего достигает соответствующих ассоциативных зон коры головного мозга (например, вторичной зрительной коры) через определенную первичную сенсорную зону коры (например, первичную зрительную кору). Отсюда, через энторинальную область коры (28-е поле) эта информация идет к гиппокампу, который имеет большое значение для долговременного хранения декларативной информации. При посредничестве структур среднего мозга, базальных отделов переднего мозга и префронтальной коры эта информация снова запоминается в ассоциативной коре. Таким образом, сначала посредством сенсорной памяти информация сохраняется кратковременной памятью, которая способна удерживать ее всего лишь от нескольких секунд до минут. Эта информация может передаваться в долговременную память, например, путем повторений. Однако такие повторения не относятся к обязательным условиям для формирования долговременной памяти. Глутамат — наиболее важный медиатор в гиппокампе (NMDA-рецепторы). Консолидация памяти обеспечивается адреналином и ацетилхолином (никотиновые рецепторы). Нейротрофины поддерживают жизнеспособность вовлеченных в это нейронов. В конечном итоге для консолидации памяти необходимо изменение влияния задействованных синапсов.
Именно передача информации в долговременную память нарушается при поражении названных выше структур вследствие нейродегенеративных заболеваний (например, болезни Альцгеймера), травмы, ишемии, действия алкоголя, угарного газа и воспаления. Электрошок может временно остановить формирование памяти.
Поражения гиппокампа либо его связей приводят к антеградной амнезии. У таких пациентов с момента поражения больше не может формироваться новая декларативная память. Они будут помнить события до поражения, а последующие — нет.
Ретроградная амнезия, т. е. потеря уже сохраненной информации, происходит при нарушениях в соответствующих ассоциативных полях. В зависимости от степени и локализации нарушений потеря памяти может быть обратимой и необратимой. В первом случае пациент потеряет часть памяти, но она может быть восстановлена. При необратимой потере конкретные элементы утрачиваются безвозвратно.
Поражение дорсомедиального ядра приводит к потере эпизодической памяти. Транзиторные двусторонние функциональные нарушения гиппокампа могут вызывать антеградную и ретроградную (дни или годы) амнезию (транзиторную глобальную амнезию). При синдроме Корсакова (часто встречается при алкоголизме) может наблюдаться и антеградная, и ретроградная амнезия. Пациенты часто стараются прикрыть пробелы в памяти с помощью вымысла.
При поражениях гиппокампа процедурная (имплицитная) память не страдает. Это делает возможным импринтинг, приобретение навыков, сенсибилизацию, адаптацию и формирование условных рефлексов. В зависимости от стоящей задачи в этом могут участвовать мозжечок, базальные ядра, миндалевидное тело и поля коры головного мозга. При овладении навыком важную роль играют мозжечок и базальные ядра. Соответствующие импульсы через ядра оливы и моста достигают мозжечка. Объем памяти мозжечка может утрачиваться, например, при токсическом поражении, дегенеративных заболеваниях и травмах. В формировании процедурной памяти определенную роль играют также дофаминергические проекции черного вещества.
Миндалевидные тела участвуют в формировании условных реакций тревоги. Они получают информацию от коры и таламуса и через ретикулярную формацию и таламус влияют на двигательные и вегетативные функции (например, мышечный тонус, сердцебиение [предупреждение о тахикардии], гусиная кожа). Выключение миндалевидных тел (например, из-за травмы или под действием опиатов) стирает условные реакции тревоги. Двустороннее выключение миндалевидных тел вместе с частями гиппокампа и височной доли приводит к амнезии и раскрепощенному поведению (синдром Клювера—Бьюси).
Обследование при нарушении памяти
Важнее всего выявить делирий, который нуждается в неотложном лечении. Затем приоритет оценки принадлежит дифференцировке между реже встречающимися умеренными когнитивными нарушениями и ранней деменцией и более частыми изменениями памяти, связанными с возрастом, и обычной забывчивостью. Полное обследование для выявления деменции обычно требует больше времени, чем 20-30 мин, отведенных для амбулаторного приема.
Анамнез. По возможности, анамнез следует собирать по отдельности у пациента и у членов его семьи. Пациенты с когнитивными нарушениями не всегда могут сообщить подробные и точные сведения, а родственники могут испытывать сложности при беспристрастном изложении анамнеза в присутствии пациента.
Анамнез заболевания должен включать в себя описание конкретных типов нарушения памяти (например, забывание слов или имен, случаи, когда пациент терялся) и время их появления, степень тяжести и прогрессирование. Следует определить, насколько эти симптомы нарушают повседневную активность на работе и дома. Важно уточнить наличие изменений речи, приема пищи, сна и настроения.
Сведения об органах и системах могут помочь установить наличие в анамнезе симптомов, позволяющих заподозрить определенный тип деменции (например, симптомы паркинсонизма при деменции с тельцами Леви, очаговый дефицит при сосудистой деменции, парез взора вверх и падения при прогрессирующем надъядерном параличе, хореиформные гиперкинезы при болезни Гентингтона, нарушения походки при нормотензивной гидроцефалии, нарушения равновесия и мелкой моторики при дефиците витамина В12).
Медицинский анамнез должен включать в себя сведения о перенесенных заболеваниях и полную информацию о препаратах (как отпускаемых по рецепту, так и безрецептурных), которые получал пациент.
Семейный и социальный анамнез должен включать в себя сведения об исходном уровне интеллекта пациента, его образовании, работе и социальном функционировании. Следует уточнить наличие в анамнезе или в настоящий момент злоупотребления алкоголем или наркотиками. Необходимо выяснить, имеется ли семейный анамнез деменции или ранних когнитивных нарушений.
Физикальное обследование. Помимо общего физикального обследования проводится полный неврологический осмотр с подробной оценкой психического статуса.
Оценка психического статуса включает в себя выполнение пациентом определенных инструкций с целью проверить следующие аспекты:
- ориентированность (пациента просят назвать свое имя, дату и место, в котором он находится);
- внимание и собранность (например, пациента просят повторить несколько слов, сделать простые вычисления, произнести наоборот слово «земля»);
- краткосрочная память (например, пациента просят запомнить и воспроизвести через 5, 10 и 30 мин список из нескольких слов);
- речь (например, назвать обычные предметы);
- праксис и исполнительные действия (например, выполнить действие, состоящее из нескольких этапов);
- конструктивный праксис (например, скопировать рисунок или нарисовать часы).
Для оценки этих аспектов могут использоваться различные шкалы.
Настораживающие признаки. Следует обратить особое внимание на перечисленные ниже изменения:
- нарушения повседневной активности;
- снижение внимания или измененное сознание;
- симптомы депрессии (например, снижение аппетита, заторможенность, суицидальные мысли).
Интерпретация результатов обследования. Наличие фактического снижения памяти и нарушение повседневной активности и других когнитивных функций позволяет отделить возрастные нарушения памяти от умеренных когнитивных нарушений и деменции. Дифференцировать депрессию от деменции может быть сложной задачей до тех пор, пока нарушения памяти не станут более выраженными или не разовьются другие неврологические нарушения (например, афазия, агнозия, апраксия).
Снижение внимания позволяет отличить делирий от ранних стадий деменции. У большинства пациентов с делирием снижение памяти не является ведущим симптомом.Тем не менее для установки диагноза «деменция» необходимо исключить наличие делирия.
Если сам пациент обратился за медицинской помощью,т.к. его стала беспокоить забывчивость, наиболее вероятной причиной является возрастное снижение памяти. Если медицинское обследование было инициировано членом семьи пациента, а сам он в меньшей степени озабочен снижением памяти, то в этом случае более вероятно наличие деменции.
Дополнительные методы исследования. Диагноз устанавливается в первую очередь на основании клинической картины. Тем не менее на результаты любого краткого исследования психического статуса влияет уровень интеллекта и образования пациента, и поэтому такие тесты не очень точны. Так, пациенты с высоким уровнем образования могут набрать завышенное количество баллов, а улиц с низким уровнем образования оно может быть заниженными. Если диагноз неясен, следует провести формальное нейропсихологическое тестирование, результаты которого обладают высокой диагностической точностью.
Если возможной причиной нарушений является применение лекарственного препарата, то он может быть отменен или пациенту можно назначить другой препарат.
Если у пациента имеется неврологическая симптоматика (например, парез, нарушение походки, непроизвольные движения), то необходимо провести МРТ или КТ.
Если у пациента выявлен делирий или деменция, то для уточнения их причин необходимо дальнейшее обследование.
Лечение нарушения памяти
Пациентам с возрастными нарушениями памяти необходима поддержка. Пациенты с депрессией нуждаются в лекарственной терапии и/или психотерапии. По мере устранения депрессии отмечается тенденция к нивелированию расстройства памяти. Делирий необходимо лечить в соответствии с его причиной. В редких случаях деменция поддается обратному развитию с помощью специфической терапии. Остальные пациенты с нарушением памяти получают поддерживающее лечение.
Безопасность пациента. Специалисты по реабилитации и физиотерапии могут оценить дом пациента с нарушением памяти на предмет безопасности с целью предотвратить падения и другие инциденты. Может потребоваться предпринять меры безопасности (например, спрятать ножи, отключить плиту, убрать автомобиль и ключи от него). В некоторых странах требуется уведомлять регуляторные органы по надзору за дорожным движением о пациентах с деменцией. Если пациент может заблудиться, можно использовать систему слежения или зарегистрировать пациента в программе безопасного возвращения.
Наконец, можно использовать постороннюю помощь (например, работника по дому или социального работника на дому) или изменить окружающую среду (например, переехать в дом без ступеней или поместить пациента в специальное учреждение с общим уходом или с квалифицированным сестринским уходом).
Меры по изменению окружающей среды. Пациенты с деменцией более комфортно чувствуют себя в привычном окружении, в обстановке, помогающей сориентироваться, в ярком и жизнерадостном окружении и при условии регулярной активности. Комната пациента должна содержать источники сенсорной стимуляции (например, радио, телевизор, ночник).
Медицинский персонал в учреждениях по уходу должен иметь большой бейдж с именем и повторно представляться пациенту при необходимости.
Особенности у пациентов пожилого возраста
Распространенность деменции увеличивается приблизительно с 1% у лиц в возрасте от 60 до 64 лет до 30-50% у людей старше 85 лет. Распространенность деменции у лиц, находящихся в домах-интернатах, составляет около 60-80%.