Особенности реанимации новорожденных недоношенных детей
Совет: только регулярные упражнения позволяют подготовиться к серьезной ситуации, поэтому постоянные техучебы по реанимации, в том числе на симуляторах, очень важны.
Особенности у детей
У грудных детей причиной остановки кровообращения практически всегда является нарушение дыхания.
Нарушения дыхания с истощением кислородных резервов чаще всего приводят к необратимым поражениям (в частности, головного мозга) еще до начала остановки кровообращения
По этой причине прогноз остановки кровообращения у грудных детей по сравнению со взрослыми гораздо хуже.
Существенные исключения:
- Новорожденные и недоношенные (даже кратковременная гипоксия приводит к брадикардии гораздо раньше).
- Утопление (чаще всего быстрое охлаждение оказывает защитный эффект).
Контроль адекватности дыхания играет решающую роль при остановке кровообращения.
У грудных детей пульс лучше пальпировать на плечевой артерии.
Дыхание без подручных средств у детей до 1 года: рот в рот+нос.
Совет: основой помощи должны быть европейские алгоритмы.
Первое мероприятие: определить наличие сознания
- Реакция на речь.
- Реакция на стимуляцию.
- При наличии реакции (ответ, движение): выяснить остальные жалобы и провести необходимые обследования. Ребенка оставить в позе, в которой он был найден. Постоянно контролировать витальные показатели.
- При отсутствии реакции: позвать на помощь и приступить к пункту А.
А — освобождение дыхательных путей, контроль дыхания (Atemwege)
Освобождение дыхательных путей:
- Без подручных средств: очистить рот руками, положить в устойчивую позу на боку, если дыхание и кровообращение в порядке.
- Отсосом: аспирировать изо рта и носа быстро, но эффективно.
Внимание: удаление инородных тел:
На наличие инородного тела указывают внезапное начало, кашель, стридор, отсутствие голоса.
Если ребенок эффективно кашляет, позволить ему выкашлять инородное тело. Если кашель неэффективный, но дыхание стабильное: успокоить ребенка, дать кислород, подготовиться к бронхоскопии.
При неэффективном кашле, диспноэ, стридоре тотчас применить компрессию грудной клетки: технику искусственных кашлевых толчков.
Бессознательное состояние/остановка дыхания: немедленно начать искусственное дыхание, попытаться ларингоскопически удалить инородное тело, интубировать и вентилировать под высоким давлением. Иногда имеет смысл продвинуть инородное тело из трахеи глубже, чтобы наладить проходимость хотя бы одного бронха.
При необходимости цикл повторить. При безуспешности — ларингоскопия/интубация для контроля витальных функций.
Ребенка без сознания положить на твердую поверхность и посмотреть, нельзя ли достать инородное тело. Следить, чтобы оно не прошло глубже. Если увидеть или достать инородное тело нельзя, начать реанимацию с 5 вдохов и продолжить массажем сердца в соотношении 15:2, если спасателей двое, и 30:1, если спасатель один.
Освобождение дыхательных путей
Поза с разгибанием головы («вдыхающего утренний воздух»), не переразгибать шею!
Нижнюю челюсть вытянуть вперед (прием Эсмарха); за углы нижней челюсти двумя пальцами или одним за подбородок.
Осторожно: при подозрении на перелом шейного отдела голову по возможности не разгибать. Избегать движений в шейном отделе, наложить воротник.
Только при отсутствии сознания и защитных рефлексов: обеспечение проходимости дыхательных путей воздуховодом Гведела (или Сафара, или трубкой Венделя); опасность: рвота и аспирация!
Иногда можно продвинуть инородное тело глубже в бронх, если оно блокирует трахею.
В условиях стационара обычно интубация.
Контроль дыхания
Совет: на это должно уходить менее 10 с!
Экскурсия грудной клетки, живота?
Дыхание через нос/рот ощутимо/слышимо?
- Ребенок дышит нормально: наблюдать в устойчивой позе на боку за стабильностью дыхания.
- Ребенок не дышит или дышит нерегулярно = (функциональная) остановка дыхания → искусственное дыхание.
В —Дыхание (Beatmung)
Способы:
Без подручных средств: дыхание изо рта в рот (старше 1 года) или в рот и нос (у детей младше года).
С помощью маски и дыхательного мешка:
- Выбрать подходящую маску (для доношенных и недоношенных весом до 4 кг), для более старших детей маска должна плотно закрывать рот и нос, но не глаза.
- Большой и указательный пальцы прижимают маску, остальные три держат подбородок.
- Всегда используйте максимальную концентрацию кислорода, дыхательный мешок должен обязательно иметь резервуар кислорода (мешок или шланг).
- Грубое определение давления на вдохе если мешок сжимать: Большим и указательным пальцами 10 см вод. ст.Большим и двумя пальцами 20 см вод. ст. Большим и тремя пальцами 30 см вод. ст.
Совет: к мешку Амбу можно подключить манометр для обучения ощущению давления.
Частота дыхания: грудные дети - около 20 в мин, старше 1 года - 12 в мин.
При достаточном дыхании грудная клетка хорошо поднимается и опускается, ребенок розовеет.
Опасность: при слишком усердном дыхании (давление и объем) воздух может перераздуть желудок и повысить уровень стояния диафрагмы, затрудняя дыхание и усиливая риск аспирации. Поэтому (особенно у грудных детей) предпочтительны осторожные медленные вдохи (продолжительностью 1—1,5 с).
С — кровообращение (массаж сердца) (Circulation)
Контроль кровообращения
Указание: должен занять максимум 10 секунд!
Непрямые признаки достаточного кровообращения: движения, кашель, нормальное дыхание?
Есть ли пульс (грудные дети — на плечевой артерии, дети старше года — на сонной)?
Выслушиваются ли тоны сердца?
- Кровообращение есть: если нужно, проводить вентиляцию, при отсутствии сознания положить ребенка на бок, наблюдать за стабильностью кровообращения.
- Остановка кровообращения или пульс менее 60 ударов в мин или результат сомнителен: немедленно начинать массаж сердца.
Показания к непрямому массажу сердца брадикардия менее 60 уд. в мин., асистолия, электромеханическая диссоциация (нормальный ритм без механических сокращений) или фибрилляция до дефибрилляции (редко у детей).
Техника массажа сердца
Точка давления: нижняя треть грудины.
Глубина: 1/3 переднезаднего размера грудной клетки.
Грудные дети:
- Один спасатель: большим и указательным пальцами.
- Два спасателя: грудную клетку обхватить двумя руками (большие пальцы на грудине).
Более старший возраст: как у взрослых — основаниями больших пальцев с разогнутыми руками (можно и одной рукой, всегда использовать методику, которая лучше освоена).
Цикличность: нажатие длится примерно 50 % времени, задерживается на короткое время и быстро отпускается.
Частота: примерно 100 в мин.
Координация массажа сердца с дыханием у неинтубированного ребенка:
Два спасателя: у грудного/маленького ребенка 15:2 (15 компрессий и 2 вдоха). Громко считайте, иначе координации не будет.
Координация массажа у интубированного ребенка: не требуется. Массаж сердца и дыхание проводятся параллельно друг другу.
D — препараты (Drugs)
Способы введения:
В периферическую вену (тыл кисти, висок, наружная яремная). Внимание: постановка центрального венозного катетера (подключичная или внутренняя яремная вены) по причине возможных осложнений в неотложной ситуации не показана.
Внутрикостно (иглой для пункции костного мозга): прежде всего у грудных и младших детей. Эффективность равна внутривенному введению.
Внутритрахеально (только адреналин)
Недопустимо, внутрисердечное введение.
Адреналин:
Показания: сохраняющаяся брадикардия или асистолия вследствие неэффективного дыхания.
Повторять при необходимости каждые 3(—5) минут. Можно также вводить продленной инфузией 0,1—10 мкг/кг/мин в/венно.
Совет: при ректальной температуре менее 30°С действие катехоламинов очень слабое.
Бикарбонат натрия:
Показания: очень узкие (только при затяжной реанимации)! Можно подумать о введении после 10 минут реанимации или при метаболическом ацидозе с рН< 7,0.
Применение: внутривенно в надежный катетер в течение 5—10 минут или внутрикостно.
Дозы: 1 мл/кг 8,4 % раствора. Внимание: у новорожденных и грудных детей вследствие гиперосмолярности и опасности внутричерепного кровоизлияния раствор надо разводить стерильной водой 1:1!
Побочные действия: некрозы при паравазации, депрессия дыхания, гипокалиемия, гипернатриемия, тромбофлебит (может вызвать гиперкапнию и усилить внутриклеточный ацидоз).
Объем: раствор электролитов (Рингер-лактат и т п ) или 0 9 % NaCl.
Показания: шок с дефицитом объема или септический шок.
Способ введения, внутривенно или внутрикостно.
Дозы: 20 (-40) мл/кг за 20-40 мин до нормализации периферического кровообращения (время восполнения капилляров < 3 с)
Другие препараты:
Атропин:
- Показания: АВ-блок II-III степеней, брадикардия с гипотензией после введения адреналина.
Амиодарон:
- Показания: трепетание желудочков или беспульсовая тахикардия, резистентные к дефибрилляции, после трехкратной дефибрилляции и введения адреналина.
Лидокаин:
- Показания: желудочковые гемодинамически значимые экстрасистолы, желудочковая тахикардия.
Аденозин:
- Показания: суправентрикулярная тахикардия при безуспешности вагальных маневров (лед на лицо, стимуляция задней стенки глотки, односторонняя стимуляция каротидного- синуса, компрессия грудной клетки).
Кальций:
- Показания: электромеханическая диссоциация, гипокальциемия с нарушениями ритма.
Е — электроимпульсная терапия (дефибрилляция)
Показания:
- Трепетание/фибрилляция желудочков (чрезвычайно редка у грудных детей), тахиаритмии, не купируемые медикаментозно.
- У детей старше 8 лет с остановкой сердца и дыхания.
Подготовка: адекватная вентиляция, купирование ацидоза.
Применение:
Выбор электродов: у грудных детей < 10 кг — диаметром 4,5 см, у старшей возрастной группы — 8—12 см.
Последовательность: смазать электроды гелем (не для УЗИ!). Выставить энергию разряда, зарядить дефибриллятор, установить электроды справа от грудины под ключицей и над верхушкой сердца в V межреберье, сильно прижать, предупредить всех, сделать разряд и продолжать реанимацию.
Дозы: 4 Дж/кг.
Действия после успешной реанимации
Совет: еще во время реанимации задумайтесь есть ли купируемые причины (пневмоторакс и т.п.).
Что было причиной остановки сердца?
- Клиническое обследование.
- Лабораторные исследования: общий анализ крови, электролиты, глюкоза, КЩС, анализ мочи, креатинин, мочевина, белок, осмолярность, коагулограмма, тромбоциты.
- Рентген грудной клетки: аспирация, отек легких, форма и размер тени сердца. Положение интубационной трубки, центрального венозного катетера.
- ЭКГ нарушения ритма сердца?
- УЗИ сердца, сердечная недостаточность, сократимость?
Дальнейшие действия после перевода в отделение реанимации:
- Вентиляция с целевыми значениями рСO2 35—45 мм рт. ст. и ра02 70—100 мм рт. ст.
- Постановка центрального венозного катетера (измерение ЦВД, введение катехоламинов).
- Артериальный доступ, мониторинг прямого артериального давления.
- Постоянное измерение температуры, у новорожденных с успехом в некоторых центрах после асфиксии иногда применяется гипотермия на уровне 32—34°С.
- Переливание крови при гематокрите < 40 %.
- ЭЭГ, консультация невролога, если необходимо.
- При необходимости КТ/МРТ головы.
- Контроль глюкозы.
- Контроль водного баланса, функции почек.
- Мочевой катетер для контроля диуреза: цель 2—3 мл/кг/ч.
- Постановка желудочного зонда и декомпрессия желудка (повесить мешок ниже уровня тела).
- Лечение основной патологии.
Осторожно: после реанимации всегда есть отек мозга!
Прекращение реанимации
Замечание: нет общей рекомендации для прекращения реанимации, решение всегда принимается индивидуально. Ниже приводятся некоторые моменты для размышления:
- После 20 минут остановки сердца вероятность отсутствия неврологического повреждения почти нулевая.
- Это не относится к смерти в условиях гипотермии. «Ребенок в гипотермии умирает тогда, когда он умирает согретым».
- Какова причина остановки? Когда причина появилась?
- Основная патология излечима?
- Насколько эффективной была реанимация до вашего прибытия?
- Нет ли у ребенка интоксикации?
- Возможно ли привлечение родственников, чтобы они убедились в неэффективной реанимации и настояли на ее прекращении?