Неврологическое развитие и неврологическая реабилитация недоношенных детей
Неврологическое развитие и неврологическая реабилитация недоношенных детей.
Современный уровень перинатальной помощи значительно увеличивает выживаемость, в том числе и среди очень незрелых недоношенных. Возможно, что длительное лечение в отделении интенсивной терапии оказывает негативное влияние на неврологическое развитие таких детей. Кроме того, отмечается провал в формировании у родителей навыков по уходу и заботе о ребенке, который следует по возможности минимизировать. Важная цель — усиление взаимосвязи Отец—Мать—Ребенок.
Доказано, что раннее вовлечение родителей в уход за ребенком помогает общению с ним, способствует пониманию его потребностей. Доказано, что это значительно улучшает неврологическое развитие и социальный прогноз для недоношенного. Хуже прогноз для ребенка, пребывающего в социально неблагоприятной среде.
Неврологическая и психологическая реабилитация должна обдумываться, готовиться и начинаться еще во время интенсивной терапии. Поэтому уже тогда целесообразно подключать к работе невролога и психолога, которые будут работать с ребенком и семьей в дальнейшем.
После выписки полезно участие в уходе за ребенком медсестры, знакомой с ребенком и семьей со времени лечения в отделении интенсивной терапии.
Больничные кассы поддерживают также и социально-реабилитационные мероприятия при определенных диагнозах по МКБ-10.
Задачи неврологической реабилитации детей
Раннее распознавание нарушений развития их оценка и документирование по общепринятым экспертным методикам
Назначение и выполнение терапевтических мероприятий.
Оказание помощи (консультации/терапия) в уходе.
Психологическое консультирование родителей. По возможности, посещение семьи для знакомства с атмосферой в ней с точки зрения влияния на развитие ребенка.
Социально-правовая поддержка, консультации по питанию, контроль массы и длины тела.
Распознавание других проблем и консультации соответствующих специалистов — пульмонологов, ЛОР-врачей, кардиологов, офтальмологов, ортопедов, обучение родителей работе с домашним кардиомонитором.
Специализированное неврологическое обследование
Показания у доношенных и недоношенных новорожденных:
- < 32 нед. гестации или вес при рождении < 1500 г.
- Низкий вес при рождении (менее 3-й перцентили).
- Длительная гипоксемия, гипотензия или ацидоз (ВЕ<—10).
- Гипогликемия (< 30 мг/дл (< 1,67 ммоль/л)) с симптоматикой и/или после первого дня жизни.
- Гипербилирубинемия > 25 мг/дл (> 427 мкмоль/л). В данном случае повторить аудиологический скрининг.
- Гематокрит после рождения > 70 %.
- Отчетливые неврологические нарушения сохраняются у ребенка более 2 недель.
- Судороги позже первых суток жизни.
- Лейкомаляция, внутричерепное кровоизлияние III-IV степени (DEGUM III), гидроцефалия или аномалии развития мозга.
- Подтвержденная врожденная TORCH-инфекция или менингит.
- Частые или повторные эпизоды апноэ/брадикардии, требующие стимуляции.
- Вагинальные роды в тазовом предлежании с осложненной вакуум-экстракцией (при наступлении гипоксемии).
- Дети от матерей с наркотической зависимостью.
Расширенные показания к последующему обследованию:
- При неблагоприятных социальных (напр., мать не окончила среднюю школу, отец подсобный рабочий) и психосоциальных (напр., отсутствие социальной поддержки) предпосылках.
- Выявление психических, умственных или социальных нарушений у родителей, ухаживающих за ребенком.
Цели физио- и механотерапии при нарушении моторики предположительно церебрального генеза
Стимуляция обучения моторным приемам.
Мобилизация и увеличение мышечной массы.
Профилактика и смягчение вторичных повреждений:
- Соединительнотканных и мышечных контрактур.
- Деформаций суставов и вывиха головки бедра.
- Сколиотических изменений позвоночника.
Достижение максимальной самостоятельности.
Адаптация и обучение работе со вспомогательными приспособлениями.
Поддержка социальной адаптации и интеграции.
Сроки проведения неврологического наблюдения
В срок предполагаемого рождения (расчетный момент родов):
- (6 недель), 3 месяца, 6 месяцев.
- 12 месяцев, 20 месяцев.
- 4—5 лет (включая тестирование психологического развития).
- Школьный возраст: умственное развитие (IQ).
При нормальном развитии частота повторных осмотров урежается (вплоть до отмены).