Особенности ухода за недоношенными детьми
Минимальный объем манипуляций.
Индивидуальный подход при уходе и лечении, отвечающий состоянию ребенка.
Непрерывное наблюдение за жизненными функциями ребенка: ЧСС, дыхание, сатурация крови кислородом, перкутанное измерение O2 и СО2, температура тела, давление. Непрерывное аппаратное наблюдение, более щадящее, чем периодические мануальные измерения.
Обеспечить приятную обстановку: отсутствие стресса, суеты, шума, слабое освещение.
Осторожно и бережно обращаться с недоношенными, как можно меньше прикасаться к ребенку.
Во время манипуляций руки следует держать теплыми.
Координировать манипуляции по уходу, лечебные и диагностические процедуры.
Хорошо подготавливать и быстро проводить все мероприятия.
Оптимизировать работу → привлечение помощника, например, при укладывании, взвешивании, проведении аспирации, смене дыхательных трубок.
Предоставлять паузы для отдыха, ограничивать время инвазивных вмешательств, в некоторых случаях — прерывать процедуру.
Процедуры гигиены тела свести к минимуму, избегать установленной схемы ухода, не придерживаться жестких временных рамок, обеспечить гибкость рабочего процесса.
Не проводить ненужных мероприятий, например измерения длины тела и окружности головы.
Избегать колебаний давления и болевых раздражителей → обеспечить достаточное количество обезболивающих и седативных препаратов.
Избегать гипоксии → подача кислорода в соответствии с потребностями ребенка.
Методика «кенгуру»
Недоношенного ребенка кладут на грудь или живот матери или отца. При этом возникает оптимальный физический контакт, снижающий частоту эпизодов апноэ и брадикардии, положительно влияющий на общее самочувствие ребенка и продукцию грудного молока у матери. Положение ребенка на груди или животе матери напоминает нахождение детеныша кенгуру в материнской сумке, эта аналогия отражена в названии методики.
Проведение
Если позволяет общее состояние недоношенного, то проводят как можно раньше и чаще.
Мать или отец удобно располагаются в шезлонге в спокойной обстановке.
Ребенка раздевают и укладывают на голую кожу родителя, укрывают мехом.
Наблюдение: ЭКГ, пульсоксиметр.
Ребенка со стабильным общим состоянием, находящегося на ИВЛ, можно приложить к груди → хорошая фиксация дыхательных трубок.
Методику «кенгуру» можно применять в течение длительного времени → потери тепла не происходит. Наблюдение за недоношенными детьми
Дыхание
Дыхание спокойное и равномерное?
Дыхание частое и поверхностное? Есть ли эпизоды апноэ?
Слышен ли инспираторный или экспираторный стридор?
Видны ли втяжения межреберных промежутков?
Ребенок хрипит или стонет? Крылья носа расширены?
Препятствует ли мокрота проходимости дыхательных путей?
Мимика и общее самочувствие
Выражение лица расслабленное и довольное?
Ребенок бодрствует или спит?
Ребенок беспокоен, плачет, машет ручками?
Состояние кожи
Данные осмотра | Причина |
---|---|
Бледность | Анемия, шок, кровоизлияние в мозг |
Желтуха | Физиологическая незрелость, гемолиз |
Цианоз |
Дыхательная недостаточность, шунт справа налево при пороках сердца Локализация: пальцы, уши, язык |
Покрасневшая кожа |
Лихорадка, гиперкапния, воспаление |
Отеки |
Сердечная недостаточность, почечная недостаточность, гиперволемия,белковая недостаточность Локализация: губы, тыл кистей и стоп, конечности |
Петехии |
Нарушения свертываемости, сепсис |
Мраморная кожа |
Гиповолемия, централизация кровообращения, сепсис, порок сердца |
Повреждения |
Родовая травма: гематомы, резаные раны |
Ожоги |
Небрежное обращение с электрическими матами и обогревателями |
Пролежни | Недостаточная смена положений: гемодинамическая нестабильность |
Укладывание
Цели:
- поддержание и облегчение дыхания;
- улучшение оксигенации и комплайэнса;
- профилактика инфекций, контрактур и пролежней;
- содействие хорошему самочувствию ребенка.
Мероприятия
Способствовать свободному дыханию.
Положение на спине → подложить валик по плечи для растяжения межкостной мускулатуры. Ребенка обложить полотенцами полукругом («гнездо») → оказывает стабилизирующее и расслабляющее действие.
Положение на животе → под плечи и бедра подложить свернутые валиком полотенца → свободное брюшное дыхание.
При положении на боку спину стабилизировать валиком → ребенок чувствует ограниченное пространство, как в матке.
Каждые 3 ч для предотвращения ателектазов менять положение пациента в соответствии с планом.
Вытянутое положение: для устранения ателектазов ребенка укладывают в стабильное положение на боку, пораженное легкое — сверху, руку вытягивают вверх, при необходимости — фиксируют.
Физиотерапия
Цели:
- снизить риск инфекций легких;
- обеспечить оптимальное отделение и выведение мокроты;
- улучшить альвеолярную вентиляцию;
- снизить нагрузку, связанную с дыханием.
Показания:
- ателектазы;
- аспирационная пневмония;
- бронхолегочная дисплазия;
- экстубация;
- после длительной И ВЛ.
Мероприятия
Ингаляции с изотоническим раствором натрия хлорида для увлажнения вдыхаемого воздуха.
Поддержание выдоха → для отделения мокроты во время выдоха легкие вибрации с давлением на грудину и латеральные отделы грудной клетки.
Массаж пяток ребенка → углубление дыхания.
Физиотерапию проводит опытный, сочувствующий и предусмотрительный сотрудник. Для недоношенного ребенка физиотерапия становится большой нагрузкой, поэтому ее проводят только по строгим показаниям.
Сенсорная интегрирующая терапия
Рациональное распределение и разделение восприятий органами чувств. Ребенка подвергают действию раздражителей, подобных его ощущениям в утробе матери. На первый план выходят простые раздражители основных органов чувств, например кожная чувствительность, восприятие своего тела, чувство равновесия.
Проверка различных видов чувствительности
Вид чувствительности | Методы проверки |
---|---|
Кожная чувствительность | Стимуляция путем поглаживания рукой, щеткой, кисточкой, мохнатым полотенцем |
Восприятие своего тела | Надавливания на суставы, мышцы, связки |
Чувство равновесия |
Колебательные движения на руках, полотенце или гамаке. Дети, находящиеся на аппарате искусственной вентиляции: вращательные движения туловища |