Как растет и развивается малыш в первые три месяца
Как растет и развивается малыш в первые три месяца.
Физические параметры малыша в первые три месяца жизни изменяются следующим образом:
- за 1-й месяц вес малыша увеличивается примерно на 500— 1000 г, рост — на 2—4 см;
- за 2-й месяц малыш набирает в весе примерно 500— 1200 г и вырастает на 2—3 см;
- за 3-й месяц ребенок набирает в весе примерно 500— 1300 г и вырастает на 2—3 см.
Конечно, приведенные выше цифры — усредненные, и нужно учитывать другие, присущие именно вам и вашему малышу внутренние и внешние факторы, такие как наследственность, вид вскармливания, физическое и эмоциональное благополучие и др., поэтому не относитесь излишне строго к этим показателям, но можете ориентироваться на них.
Сразу после рождения ребенка у молодых мам возникает множество вопросов. Ниже приведены ответы на наиболее часто встречающиеся из них.
Как кормить малыша: по часам или по требованию?
Это один из первых вопросов, возникающих после рождения ребенка. Соблюдение режима удобно и маме, и малышу, который чувствует себя более комфортно, когда всему, что с ним происходит, отведено «свое» время: кормления, купания, прогулки бывают не лишь бы когда, а в специально отведенное для них время.
Распорядок дня дает малышу стабильность и спокойствие, а также способствует развитию основ доверия к этому новому для него миру. Но установится он не так скоро, как хотелось бы маме. Чаще всего такая стабильность в расписании и режиме появляется со 2—3-го месяцев жизни ребенка. Примерно в этом возрасте малыш потихоньку начинает адаптироваться к новой жизни и уже достаточно окреп. Его кишечник привык к новой работе, и животик болит все реже и реже, а переваривание пищи проходит все лучше.
В первые месяцы малыш не понимает разницу между днем и ночью, поэтому не думайте, что с ним что-то не в порядке, если он просит кушать ночью. И не нужно ему отказывать в этом, так как он пока еще просто не приспособился.
Первое время, пока не установится режим и распорядок, выбранные вашим малышом, лучше кормить его по требованию.
Сколько времени должен спать новорожденный?
Сон малыша начнет налаживаться примерно к 2—3-му месяцам, становясь все более спокойным. Спокойный сон даст малышу возможность много спать, просыпаясь лишь на кормления и пока еще небольшие «гуляния» для общения с вами и познавания мира.
Новорожденному необходимо спать примерно 20 часов в сутки.
Как воспринимает окружающее пространство новорожденный?
Не думайте, что ваш ребенок сейчас такой маленький, что еще ничему не учится, это не так. Малыши воспринимают огромное количество информации и учатся постоянно. Это вы понимаете, что кормите малыша грудью, а он еще не умеет отделить себя от вашей груди. Это вы, просыпаясь с утра, точно знаете, где вы и что находится вокруг вас, а он только исследует ближайшее пространство. Это для вас руки во рту — собирание микробов, а для него и рефлекс, и «приятность», и изучение собственных ладошек. Это вы знаете, как трещит звонок на входной двери, а он нет. Это вам известны голоса близких людей и многие звуки природы, а малышу еще нет. Каждый взгляд, каждый звук, каждое прикосновение позволяют ему все лучше и-лучше познавать этот мир. Поэтому в те моменты, когда малыш готов к восприятию, создавайте ему как можно больше стимулов для исследования.
Как малыш будет реагировать на то, что его окружает, в первые три месяца жизни?
Уже через месяц после рождения ваш ребенок сможет удерживать взгляд на вашем лице или на любом другом предмете. Поначалу недолго, так как его глазные мышцы еще не окрепли, но уже в 1 —2 месяца он сделает это вполне уверенно. А значит, для того чтобы стимулировать этот процесс, старайтесь чаще показывать малышу яркие предметы, которые он мог бы разглядывать. Все у него вызывает живой интерес, поэтому он будет стараться «поглотить» глазами невиданную игрушку, тренируя тем самым и мышцы. Замечательным стимулом будет лицо мамы. Как можно чаще наклоняйтесь к малышу, давая ему возможность изучать вас. Активно используйте мимику и говорите при этом спокойные и ласковые слова.
Вскоре малыш начнет тянуться к предложенным ему для изучения стимулам, а значит, обязательно пошлепает вас по щеке, потыкает всеми пальчиками в добрые глаза, постарается получше ухватиться за нос, а вкусные длинные волосы непременно будет жевать с аппетитом. Поскольку ваше лицо — самый часто появляющийся стимул, который, помимо всего прочего, приносит с собой массу приятностей и удовольствий, он будет досконально изучен самым первым.
Если над кроваткой или на ней (на коляске) висят яркие игрушки, вы обнаружите, что ваш малыш сначала только разглядывает их, но уже очень скоро начинает тянуть к ним ручки. Вкладывая погремушку в кулачок ребенка, вы сможете увидеть, как он не только разглядывает сей предмет, но и активно двигает им, лижет и сосет. Правда, он еще не сможет самостоятельно найти и взять его, если случайно выронит его из рук, так как захватил погремушку рефлекторно, непроизвольно. Но уже точно знает, как позвать вас на помощь, а также знает, что вы придете незамедлительно, услышав его призывный крик, возвещающий о потере интересного предмета и просящий его вернуть для дальнейшего исследования.
Кстати, ладошки малыша тоже являются неизученным, но всегда доступным стимулом, поэтому вы обязательно заметите, как он с ними играет. Сначала это будут случайные и не вполне удовлетворяющие малыша «встречи», когда он будет царапать себя или шлепать по лицу, но очень быстро он поймет, что к чему, и уже будет ощупывать одной ручкой другую и внимательно следить за этим процессом. К 3-му месяцу он уже вполне сознательно будет захватывать одной ладошкой другую, сжимать и разжимать свои кулачки. Он будет запускать свои кулачки в рот, радостно причмокивая и делая вид, что его, «сиротинушку», больше ничем не кормят, поэтому приходится довольствоваться тем, что грызть и сосать свои пальчики.
Когда малышу исполнится примерно 1 месяц, вы сможете обнаружить, что он начал улыбаться, правда, первые улыбки бывают непроизвольными, но очень скоро вы поймете, что малыш улыбается именно вам, а не просто так. К 3-му месяцу вы сможете не только видеть его улыбки, но и слышать заливистый смех, когда ему весело и приятно. Обычно мы трепетно относимся к смеху ребенка, особенно когда он только-только научился смеяться, и стараемся доставить малышу удовольствие, чтобы вызывать смех снова и снова.
Во время бодрствования малыша у вас будет много забот: переодеть, помыть, поговорить, поиграть, покормить. Когда вы переодеваете малыша, старайтесь каждый раз выкладывать его на животик, чтобы погладить спинку и потренировать удерживать головку.
В первый месяц жизни малыш еще не сможет достаточно хорошо и долго держать головку, поэтому никогда не оставляете его одного лежа на животе.
В этом возрасте он обязательно будет приподнимать и держать головку какое-то время, разглядывая, что находится перед ним, но уставая, будет тыкаться носиком в поверхность, на которой он лежит, затрудняя себе дыхание. Он может заплакать, дав вам понять, что он устал, а может и молча уткнуться в пеленку. Будьте внимательны, не забывайте об этом.
К 3-му месяцу малыш сможет, лежа на животике, уже не только поднимать и держать головку, но и будет активно отрывать от поверхности верхнюю часть тела, опираясь на руки.
Как он воспринимает звуки?
Ваш ребенок все хорошо слышит. Ему нравятся спокойная ласковая речь, приятная тихая музыка. При резких звуках он может вздрагивать, пугаться или напряженно и усиленно вслушиваться в происходящее. К 3-му месяцу он легко будет отыскивать источник того или иного звука, если тот доступен ему визуально. Но даже если источник звука не виден малышу, он все равно будет поворачивать голову в сторону раздражителя, ожидая его появления и просто внимательно слушая.
Ребенок не только будет слышать все вокруг, но и сам начнет вокализировать, произнося разные звуки. Сначала это будут простые гласные «а», «о», «и», «у», «э».
Что такое «комплекс оживления»?
До 3-го месяца (чаще в 2 месяца)у ребенка появится так называемый «комплекс оживления», который включает в себя четыре показателя, когда ребенок:
- сосредотачивается на взрослом (замирание на взрослого, ребенок смотрит на него, не отводя глазки);
- улыбается взрослому;
- проявляет двигательную активность;
- вокализирует.
Выглядит это примерно так: малыш лежит в кроватке и тут «на горизонте» появляется любимая мама, которая несет в руках (допустим) бутылочку с едой. Он перестает делать то, чем занимался до этого, сосредотачивается-замирает взглядом на маме, наблюдая ее в движении. Видя, что она идет к нему, он начинает улыбаться и издавать какие-то звуки, вокализируя свою радость. Одновременно он начинает активно двигать ручками и ножками, как бы пытаясь податься ей навстречу (чтобы по дороге никто не перехватил ни бутылочку, ни маму) и еще сильнее выражая ей свою радость.
Комплекс оживления — большое достижение и важное приобретение вашего малыша за прошедшие 3 месяца жизни.
Занимаемся развитием малыша!
Помогать малышу развиваться никогда не рано, уже с рождения вы можете этим заниматься. Вам кажется, что пока малыш такой маленький, это невозможно? Но это не так. На любом этапе развития ребенка необходимо всего лишь внимательно понаблюдать за ним, понять, чему он учится в данный момент, и помогать ему, так как с вашей помощью он быстрее освоит любой навык.
Давайте внимательно посмотрим, какие изменения происходят с малышом в период от рождения и до трех месяцев, что он осваивает и как это делает, чтобы понять, как мы будем ему помогать.
Как вы уже знаете, малыш достаточно хорошо слышит, следовательно, его можно знакомить с разнообразными звуками, одновременно стимулируя развитие других способностей.
В периоды бодрствования предоставляйте малышу возможность прослушивать кассеты с самыми разнообразными записями: классическая музыка, звуки природы и голоса животных, звучание разных инструментов, детские песенки и сказки. Ставьте магнитофон на разном расстоянии от малыша и с разных сторон, чтобы он учился различать, откуда раздаются звуки, близко или далеко, слева или справа находится их источник.
Пригодятся и яркие движущиеся игрушки, издающие разные мелодии (музыкальные карусельки, погремушки и т. д.). Реагируя на звук, малыш будет внимательно изучать разные цвета и формы предметов, двигающихся перед ним. Стремление к познанию заложено в нас с рождения, поэтому малышу придется тренировать глазные мышцы, чтобы как можно дольше разглядывать заинтересовавшие его предметы.
Игры и общение с вами, несомненно, доставляют малышу самые приятные моменты. Чаще демонстрируйте ему яркие погремушки разного цвета и формы, издающие разнообразные звуки. Показывайте животных, имитируя соответствующие звуки и делая соответствующие движения. Не торопитесь, дайте возможность малышу уследить глазами за вашими движениями. Если у вас в руках лошадка, значит, она непременно должна скакать и цокать, если котик, то он будет ласкаться и мяукать.
Потом берите малыша на руки и, глядя ему в глаза, улыбайтесь и ласково пойте песенки, рассказывайте сказки, нежно прикасайтесь и поглаживайте. Не спеша двигайте губами, чтобы малыш успевал не только слушать вас, но и, рассматривая ваше лицо, следить за движением губ.
Для тренировки мышц шеи, во-первых, меняйте головной конец кровати, чтобы малыш поворачивал головку не только в одну сторону (где находитесь вы, а не стена), ной в другую. А во-вторых, подносите ему игрушки, издающие звуки, с разных сторон. Допустим, цокающая лошадка может скакать в ваших руках из стороны в сторону, максимально охватывая зону видимости малыша.
Чтобы ребенок научился обнаруживать источник звука и потренировался поворачивать головку, в качестве стимула можно использовать колокольчик с мягким приятным звуком (начиная с 2 месяцев).
Как вы помните, малыш начинает учиться вокализации. Обязательно подпевайте ему, когда он издает те или иные звуки, и обязательно показывайте новые. В такие моменты сделайте так, чтобы ваше лицо было максимально доступным для ребенка, так как он должен рассмотреть движения ваших губ, повторяющих его звуки или издающих новые.
Чтобы малыш быстрее осваивал свое тело, старайтесь не закрывать его ручки, именно с них он и начнет близкое знакомство со своим телом. Кладите свою руку в его кулачок, трогайте и перебирайте его пальчики у него на виду, приговаривая детские стишки и считалки. Вкладывайте ему в ладошки разные игрушки, научая его обращаться со своей рукой и с предметами. Пусть малыш исследует игрушки из разного материала, трогая их ладошкой и пробуя на вкус.