Уход за больным ребенком в домашних условиях
Уход, обслуживание и консультирование больных детей, детей-инвалидов и/или умирающих детей в домашних условиях.
При этом важно учитывать возможности и ресурсы ребенка и его семьи. В целом, всегда следует считать ухаживающий персонал гостем в семье!
Правовые основы
Право на домашний уход утверждено законодательно, в частности, и для детей.
Социологические основы:
- зависимость ребенка от первичных лиц, имеющих к нему отношение;
- зависимость от социального обеспечения в имеющихся условиях;
- привязанность ребенка к привычному окружению;
- структура отношений в семье.
Если заболевает ребенок, то страдают и родители, а также семейное и социальное окружение—» помимо ребенка, к клиентам домашнего ухода относят всю семью. Учитывать сигналы от семьи!
Определение социально-семейных структур
Семья полная? Кто из родителей присутствует при проведении процедур ухода?
Есть ли разница в положении матери и отца? Какое положение они занимают в семье?
Имеются ли в семье другие дети, бабушки, дедушки и т.д.? Какие роли они выполняют в семье? Отсылают ли их на время прихода ухаживающего персонала?
Влияет ли положение в семье на выполнение ухода?
Поводы для оказания ухода на дому
Родители больных детей, детей-инвалидов и/или умирающих детей не справляются (еще не справляются или уже не справляются) с уходом и обслуживанием ребенка, или уход за ребенком сопровождается повышенными требованиями к родителям.
Родители не выдерживают (уже не выдерживают) психической нагрузки, вызванной тяжестью заболевания/инвалидности их ребенка.
Ситуации, требующие профессионального руководства, консультирования и/или поддержки ребенка, а также его семьи, несмотря на компетентность родителей в уходе.
Постановка целей
Избегание/сокращение сроков госпитализации.
Предотвращение психологических травм, связанных с разлукой, и «госпитализма».
Подтверждение лечения, назначенного врачом.
Самостоятельное определение образа жизни больных детей/ детей-инвалидов и их семей.
Внимание к желаниям и потребностям детей и их семей.
Укрепление компетенции родителей при проведении ухода: инструктирование, консультирование, эмоциональная поддержка.
Разгрузка родителей (например, родителей детей, находящихся на постоянной ИВЛ).
Улучшение понимания заболевания внутри семьи.
Установление контактов с группами самопомощи, диспансерами или специальными учреждениями здравоохранения и социального обеспечения.
Определение условий
Для оказания ухода за больными детьми/детьми-инвалидами в домашних условиях предварительно следует остановиться на определенных условиях и разъяснить некоторые вопросы.
Условия для ухода за больными детьми в домашних условиях
Письменное назначение вида ухода лечащим врачом (при покрытии медицинской страховкой):
- родители получают от врача «Направление на домашний уход»;
- родители заполняют формуляр с обратной стороны и обязательно заверяют подписью;
- служба по уходу, обычно совместно с ухаживающим персоналом и руководством службы по уходу, заполняет нижнюю часть формуляра;
- формуляр отправляют в соответствующую страховую компанию.
Определение необходимого ребенку этапа ухода (при покрытии ухода медицинской страховкой; этап определяет медицинская служба страховой компании).
Стабильное состояние здоровья ребенка, например:
- после предыдущего лечения в больнице;
- после амбулаторного вмешательства;
- при направлении на лечение, не подлежащем обсуждению.
Готовность и способность родителей к уходу на дому.
Благоприятная домашняя ситуация, уход гарантирован даже в отсутствие ухаживающего персонала.
Условия проживания, соответствующие уходу:
- гигиена;
- размещение ребенка;
- применимость средств для ухода и вспомогательных средств.
Выяснение способа оплаты расходов (страховая компания, компания по уходу, отдел социального обеспечения, при необходимости — другое).
Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами смежных профессиональных групп, такими, как участковый педиатр, лечащий врач в стационаре; специальный амбулаторный прием в больнице, ранняя активизация, физиотерапия, социальные службы, при необходимости — консультация нарколога. Информация для родителей и опекунов
Ухаживающим родственникам необходимо письменное представление службы ухода и описание оказываемой помощи, содержащее следующие данные:
- предварительный перечень процедур;
- форма и выполнение ухода;
- личное оформление;
- доступность службы по уходу;
- вид и форма кооперации с другими службами;
- вид и форма восприятия функций консультирования;
- заключение договора об оказании услуг по уходу.
В договор об оказании услуг по уходу необходимо включать вид, содержание и объем ухода, а также размеры оплаты, согласованные с организацией, оплачивающей лечение; как правило, заключение договора входит в обязанности руководства службы ухода.
Организация
Специализация отдельных служб по уходу
Уход за детьми, находящимися на постоянной ИВЛ.
Уход за детьми с онкологическими заболеваниями.
Прием детей для дальнейшего ухода после стационарного лечения.
Уход за матерями с новорожденными, особенно — с недоношенными детьми и детьми с низкой массой тела при рождении.
«Замена ухода» за тяжело больными детьми в стационарных условиях с целью круглосуточного обслуживания в домашних условиях.
Большая часть служб по уходу отвечает на все запросы.
Оформление плана дежурств
Регулярные обсуждения в коллективе в заранее установленные дни и по договоренности.
Установление совместного плана дежурств учреждения; принимать во внимание пожелания сотрудников по поводу отпуска и свободного времени.
Регулировка замен, в частности, на случай болезни.
Регулировка последовательности работы сотрудников, если речь идет о лечебных процедурах, проводимых в определенное время (например, инъекции в определенное время дня).
Сверхурочные часы возмещаются, как правило, в виде свободного времени.
Распределение готовности к вызову.
В домашнем уходе очень важны отзывчивость и гибкость относительно времени работы.
Процесс обслуживания
Задачи среднего/младшего медицинского персонала: инструктирование, поддержка и выполнение процедур по уходу; разгрузка родителей детей, требующих тяжелого ухода.
Цель — обучить детей и родителей самостоятельному уходу или (при очень высоких затратах) обеспечить длительный уход в домашнем окружении.
Родители имеют общий взгляд на ситуацию и потребности своего ребенка. Несмотря на знания и опыт ухаживающего персонала, при уходе за собственным ребенком родители все же наиболее компетентны, даже если отдельные манипуляции (например, измерение уровня глюкозы в крови) они поначалу выполняют не так профессионально, как ухаживающий персонал.
Частота посещений зависит от:
- степени тяжести заболевания;
- частоты проводимых процедур;
- компетентности и надежности семьи при уходе;
- объема финансирования организации, оплачивающей лечение;
- объема ухода, выполняемого социальным окружением (например соседями, друзьями).
Именно в случаях тяжело больных детей/детей с тяжелой инвалидностью служба по уходу часто становится единственной возможностью разгрузки родителей!
Каждая сотрудница ухаживает за «своими» семьями. По договоренности с коллегами она может самостоятельно распределять свои часы дежурств, при необходимости — работать и в послеобеденные, и вечерние часы.
Работа с семьей может быть прекращена только тогда, когда родители самостоятельно справляются с уходом за своим ребенком. Советы, подсказки и частые ошибки
Подумать о том, не влияет ли выполнение родителями неприятных/болезненных процедур на взаимоотношения «родители—ребенок»!
Качество ухода и контроль качества
Принципы обеспечения качества
Гарантии профессионального и компетентного ухода, отвечающего потребностям больных детей, в соответствии с общепризнанными знаниями и экономически допустимыми условиями.
Обеспечение сотрудничества всех лиц, участвующих в уходе за ребенком, с помощью информирования и обмена данными.
Создание доверительных отношений между больным ребенком, семьей и персоналом.
Гибкое реагирование на требования больного ребенка и его семьи.
Уважение и поддержка индивидуального образа жизни и компетенции семьи и ребенка.
Требования к владельцам учреждения
В учреждениях должен работать специально обученный ухаживающий персонал, постоянно отвечающий за:
- рабочий план ухаживающего персонала, ориентированный на индивидуальную потребность семьи;
- профессиональное руководство служебными совещаниями;
- профессиональное ведение документации по уходу;
- профессиональное планирование процесса ухода.
Обеспечение замены ответственного, специально обученного персонала с соответствующей квалификацией.
Гарантии профессиональной подготовки руководства и сотрудников путем профессионально ориентированного повышения квалификации.
Предоставление специализированной литературы для постоянного обновления знаний сотрудников.
Требования к ухаживающему персоналу
Персонал с опытом работы в различных областях ухода за детьми в стационарных условиях, по возможности — с законченным курсом повышения квалификации по специальности среднего/младшего медицинского персонала по уходу за больными детьми в амбулаторных условиях.
Готовность к ответственным действиям и самостоятельной работе: самостоятельное планирование работы с учетом всех данных о семье; принцип «помощь для самопомощи» или, соответственно, «отступающий (постепенно сокращающийся в объеме) уход».
Знания и приобщение профилактики при уходе и лечении.
Привлечение возможностей родителей и семьи для самопомощи.
Положительное восприятие желания родителей отстраниться от процесса ухода.
Медицинские уступки при уходе в связи с семейным и жилым окружением:
- работа с меньшим количеством вспомогательных средств по сравнению с клиникой;
- ориентация на «семейный уровень»;
- положительное восприятие контроля со стороны родителей и ухаживающих родственников.
Квалифицированное общение с родителями, участниками и родственниками на основе профессионального опыта и особых знаний из области ведения бесед.
Выяснение собственных границ в педагогических, психологических и социальных вопросах.
Положительное восприятие нерегулярного рабочего времени, дневных, ночных дежурств, а также дежурств в выходные и праздники.
Готовность к сотрудничеству со специалистами смежных специальностей, оказание специализированной и уместной помощи, объединение и интеграция различных помощников.
Уважение и терпимость по отношению к представителям других культур, людям с другими представлениями о мире, другим образом и условиями жизни.
Готовность к повышению квалификации.
Водительские права.
Требования к учреждению/руководству службы ухода
Круглосуточная доступность службы по уходу.
Планирование времени работы в соответствии с индивидуальными потребностями детей и их родителей.
Гарантии ухода даже в отсутствие ответственного ухаживающего персонала.
Регулярные коллективные обсуждения, супервизии, а также повышение квалификации для обеспечения гарантии качества.
Организация и проведение информационных курсов для ухаживающих родственников.
Подготовленный информационный материал для пациентов/ родственников.
Постоянная готовность необходимых вспомогательных средств.
Обсуждение и ведение переговоров с организациями, оплачивающими лечение.
Содействие лечению и консультированию.
Поддержание контактов с больницами, врачами, лечащими врачами, а также с общественными службами здравоохранения и социальными службами.
Готовность к повышению квалификации.
Процесс ухода в домашних условиях
Уход за больным ребенком на дому ориентирован на его образ жизни, биографию, семейное и социальное окружение, а также на его потребности и желания. Уход проводят в виде процесса, в соответствии с индивидуально выработанным планом. При этом находят применение стандарты ухода, соответствующие актуальному состоянию специальных знаний по уходу за больными детьми. Необходима регулярная проверка стандарта.
Уход планируют, выполняют, документируют, а также проверяют. Для этого используют систему документации, разработанную специально для ухода за больными детьми в домашних условиях.
Этапы процесса ухода. Качество результата
Совместно с родителями и, если возможно, при участии ребенка при каждом домашнем посещении демонстрируют течение и успехи ухода.
Определяют, есть ли еще неиспользованные способности и ресурсы, которые могут быть активированы. Беседы часто очень полезны!
Дальнейшие действия в соответствии с планом ухода осуществляют при тесном сотрудничестве родителей, ребенка и сотрудника среднего/младшего медицинского персонала.
При помощи документации по уходу и планированию ухода можно установить, была ли достигнута поставленная цель ухода.
Часто для достижения сотрудничества со стороны ребенка необходима подготовка до процедуры и после нее или, соответственно, проведение мероприятий по уходу в игровой форме.
Группы пациентов
Недоношенные и новорожденные/грудные дети, находящиеся в группе риска
При стабильности состояния и гарантированном домашнем уходе недоношенных детей, детей с низкой массой тела при рождении и детей от многоплодных беременностей можно выписать уже при массе тела менее 2000 г, даже с питательным зондом. Поскольку в подобной ситуации к родителям часто предъявляют повышенные требования, то, помимо врачебного контроля, необходима поддержка ухаживающего персонала. Персонал предлагает родителям инструктирование/консультирование, а также эмоциональную поддержку, ориентированную на действия, и тем самым способствует профилактике заболевания.
Задачи:
- контроль массы тела;
- оценка свойств кожи и слизистых оболочек ребенка;
- оценка детского поведения и развития;
- установка и смена питательных зондов;
- зондирование;
- при необходимости — консультирование матери по поводу грудного вскармливания;
- наблюдение за количеством, консистенцией и содержимым вводимой пищи и жидкости;
- разъяснение действий во время купания, переодевания;
- способствование ранней активации, физиотерапия.
Дети с острыми заболеваниями
Медицинские сестры/санитары принимают на себя ответственность за проведение лечебных мероприятий, чтобы избежать направлений на госпитализацию детей с острыми заболеваниями, или при преждевременном завершении пребывания ребенка в больнице.
Постановка целей
- Подкрепление врачебного лечения.
- Помощь при организации самопомощи.
- Избежание осложнений, например, при:
- заболеваниях дыхательных путей;
- заболеваниях кожи;
- заболеваниях пищеварительного тракта;
- ожогах, ожогах горячей водой степени I и II, повреждениях и незначительных несчастных случаях;
- инфекциях с повышением температуры тела, например, ангине, среднем отите, инфекции мочевых путей.
Родители часто не в состоянии отметить и оценить изменения в истории заболевания. Назначенные врачом лечебные мероприятия часто кажутся им чуждыми. Часто они вынуждены ежедневно отводить ребенка в поликлинику, например, для ингаляции, инъекции или смены повязки. Часто эта неуверенность и затруднения становятся причиной направления ребенка в клинику. Благодаря уходу за больными детьми на дому можно избегать госпитализации.
Дети с хроническими заболеваниями
Показания для домашнего ухода
Первая манифестация сахарного диабета:
- обучение питанию, инъекциям инсулина и измерению уровня глюкозы крови;
- поведение в неотложных случаях.
Показатели глюкозы крови в детском возрасте крайне нестабильны и трудно регулируемы.
Целиакия и непереносимость других пищевых продуктов: инструктирование и консультирование о соблюдении диеты и приготовлении пищи.
Муковисцидоз: инструктирование, обучение и консультирование в отношении ежедневной дыхательной гимнастики и соблюдения диеты.
Талассемия: выполнение ежедневных инфузий дефероксамина вплоть до освоения самолечения после соответствующего инструктирования.
Онкологические заболевания:
- наблюдение за приемом медикаментов;
- психологическая поддержка перед следующей необходимой госпитализацией, при необходимости — уход за катетером Хикмана.
Дети, находящиеся на постоянной ИВЛ, и дети, требующие оксигенотерапии.
В настоящее время хронически больных детей можно выписать из клиники раньше. Домашний уход, осуществляемый квалифицированным персоналом, предотвращает рецидивы и повторные госпитализации. Это уменьшает травму, связанную с расставанием, и способствует нормальному (соответствующему возрасту) развитию. Ребенок остается интегрированным в свое социальное окружение (родительский дом, соседи, круг друзей, детский сад или школа).
Тем временем уход практически за каждым ребенком можно осуществлять в домашних условиях. Обслуживание детей, находящихся на постоянной вентиляции, парентеральном питании или имеющих противоестественный задний проход, больше не представляет какой-либо особенности.
Таких детей переводят на домашний уход по согласованию с участковым педиатром; связь с больницей или специальные приемные часы сохраняют.
Дети-инвалиды
Проблемы в семьях с детьми-инвалидами носят главным образом организационный и психический характер. Поскольку из-за ребенка-инвалида мать вынуждена оставить работу, то порой возникают и финансовые проблемы. При совместной работе с лечащими врачами назначение ухода и лечения согласовано с ситуацией в семье.
Некоторые родители очень тяжело воспринимают ситуацию с ребенком-инвалидом и вызванные этим ограничения (свободное время, финансовое положение, вмешательство в среду семьи).
В начале ухода высока потребность родителей в инструктировании и консультировании, однако постепенно эта потребность уменьшается вплоть до момента, пока родители не становятся «профессионалами» в уходе за собственным ребенком.
Не следует выступать в роли контролирующей инстанции, лучше попытаться завоевать доверие родителей.
Важно стремиться к участию родителей, однако не пренебрегать их потребностью в отдыхе возможно, помимо службы по уходу, другие возможности разгрузки родителей отсутствуют родителям необходим тайм-аут.
Умирающие дети
Преимущества домашнего окружения:
- собственные «четыре стены» создают особую защиту;
- дети чувствуют себя дома в безопасности и более уверенными;
- родителям легче выразить свои чувства;
- страхи легче переживать и выражать.
Сопровождение умирающих детей и их семей — тяжелое эмоциональное испытание для ухаживающего персонала. С другой стороны, профессиональный уход дает неизлечимо больным детям возможность провести последнее время дома. Проведенное вместе время, оставшееся ребенку, помогает всем участникам развеять страхи и чувство вины и сознательно попрощаться друг с другом. Пожелания и потребности родителей, братьев, сестер и самого больного ребенка, часто пропускаемые в спешке повседневной работы больницы, легче учесть в домашних условиях, ухаживающий персонал может согласовать объем оказываемой помощи.
Особые ситуации при уходе
«Проблемные семьи», в которых дети находятся под особой угрозой:
- тяжелые социальные взаимоотношения при тяжелой жилищной ситуации, сложном финансовом положении, недостаточные гигиенические условия;
- алкоголизм или наркотическая зависимость родителей.
Если заболевают дети из «проблемных» семей, то уход часто затруднен. Дети и родители требуют профессиональной и объективной поддержки и помощи. К задачам ухаживающего персонала относят наблюдение за тем, присутствует ли пренебрежительное/ жестокое отношение к ребенку.
Переход от стационарного ухода к домашнему
Переход к домашнему уходу начинают после уведомления о ребенке, которого следует перевести со стационарного ухода на домашний.
Соблюдение экспертных стандартов по ведению выписки.
С целью планирования ухода: посещение ребенка в клинике ухаживающим персоналом, который будет заниматься уходом за ребенком на дому, получение в больнице информации о потребностях ребенка в уходе.
Первая беседа с родителями:
- определить потребности в уходе и имеющиеся возможности, при необходимости — провести инструктирование и оказать поддержку;
- установить имеющиеся проблемы при уходе и ресурсы семьи;
- оговорить дату первого посещения;
- побеседовать о необходимых принадлежностях для ухода и вспомогательных средствах для дома.
Установление контакта с участковым педиатром.
Ребенок и родители могут тяжело переносить перемену больничной обстановки на домашнюю, поскольку исчезает ощущение защищенности при пребывании в больнице. Родители могут чувствовать себя оставленными, теперь они несут ответственность за своего больного ребенка, раньше лежавшую на персонале клиники. Кроме того, могут возникнуть сомнения в том, все ли они делают правильно.
Первое посещение в домашних условиях
Не позднее следующего дня после выписки; прежде всего, необходимо организовать уход в домашних условиях, познакомиться с ребенком и его семьей и получить первое представление о ситуации в семье.
Настоятельно призывать родителей задавать вопросы уже в начале посещения.
Обсудить договор по оказанию ухода (если подобная беседа еще не была проведена в больнице).
Планирование ухода обсуждать с родителями и, по возможности, с ребенком.
Начать уход за ребенком, при этом в некоторых случаях — уже провести первое инструктирование родителей.
В дополнение к уходу — проверка врачебных назначений. Назначены ли все необходимые мероприятия по уходу?
Определить, имеются ли все необходимые принадлежности для ухода? Если нет, то кто может их предоставить?
Согласовать дальнейшие действия и время действий.
Спросить родителей о дальнейших вопросах/пожеланиях. Передать номер телефона для экстренных случаев.
Сначала планировать частые посещения. Поддерживать связь с семьей по телефону. Процедуры по уходу постепенно все больше передавать родителям. Сочувствовать переживаниям и страхам, иметь терпение, создавать чувство уверенности и спокойствия. Похвала также очень важна для родителей.
Повышение квалификации
Специализация без отрыва от работы «Профессиональное повышение квалификации ухаживающего персонала с особым вниманием к амбулаторному уходу за больными детьми с повышением квалификации до руководящего ухаживающего персонала» существует с 1992 г. Эта организация признана немецким обществом больничных врачей и по сей день остается единственной в своем роде. Организация предусматривает:
- углубление, расширение и актуализацию знаний по уходу во внебольничной среде;
- полноценное обучение ведению/менеджменту амбулаторных служб по уходу;
- основополагающие знания по антропологии, педагогике, психологии и социологии;
- при случае — дополнительные индивидуальные курсы повышения квалификации, например, уход при переводе из госпитальных условий в домашние, консультирование родителей;
- применение закона гарантирования качества;
- квалификацию участниц для расширенных профессиональных областей;
- обучение работе с электронной базой данных.
При этом могут быть получены следующие сертификаты:
- основной курс — «Базальная стимуляция»;
- «Первая неотложная помощь детям»;
- «Работа (сопровождение) с умирающими детьми и их родственниками».
Кроме того, именно при руководстве службой ухода на дому интересно обсуждение следующих проблемных областей:
- способов урегулирования отдельных/индивидуальных случаев;
- переговоров с организациями, оплачивающими лечение;
- актуальных директив;
- изменений законов;
- расширения сферы деятельности и возможной регулировки расходов.
При этом используют разносторонние методы обучения: от учебных докладов с демонстрациями и изучением отдельных случаев до работы в маленьких группах и обучения посредством домашнего видео.
Дальнейшая информация
Условия: средний/младший медицинский персонал с опытом работы по специальности не менее 2 лет после завершения обучения.
Продолжительность: 27 мес без отрыва от работы; ежемесячно интенсивный семинар выходного дня.
Количество часов: 1047 ч, включая практику и проезд до места обучения.
Экзамен: признаны практические, письменные и устные экзамены.
Сертификат об окончании: «Медицинская сестра (брат)/ санитар(ка) со специализацией по амбулаторному уходу и руководству ухаживающим персоналом».