Главная»Дети»Здоровье ребенка»Физиотерапия у детей

Физиотерапия у детей

Физиотерапия у детей

Физиотерапия в клинической практике.

Лечебное применение физиотерапии заключается в содействии двигательной активности и развитии необходимых для этого предпосылок, например, мышечной силы, подвижности в суставах, функций дыхания и кровообращения. При лечении учитывают все области развития: моторную, сенсорную, когнитивную и социальную.

Область применения физиотерапии включает:

  • двигательную систему;
  • развитие и контролирование движений;
  • внутренние органы;
  • поведение и выживание.

Каждое физиотерапевтическое мероприятие влияет не только на одну из указанных областей. Применение физиотерапии зависит от поставленной цели.

Двигательная система

При действии на двигательную систему физиотерапия:

  • способствует самостоятельности, уверенному обращению с подсобными средствами;
  • улучшает/поддерживает подвижность в суставах;
  • уменьшает интенсивность болей;
  • регулирует мышечный тонус;
  • уменьшает/устраняет неправильно распределенную или чрезмерную нагрузку на структуры, окружающие сустав, например:
    • после операций по поводу коррекции позвоночника, остеосинтеза;
    • при артрогрипозе (контрактуры нескольких суставов);
    • при заболеваниях позвоночника.

Системы внутренних органов

При действии на системы внутренних органов физиотерапия обеспечивает:

  • улучшение/поддержание работоспособности;
  • улучшение венозного и лимфатического оттока;
  • повышение активности мышечного венозного насоса;
  • влияние на кровоснабжение и обмен веществ;
  • улучшение физиологического дыхания при:
    • инфекционных заболеваниях, например, пневмонии;
    • операциях, например, кардиологических операциях;
    • заболеваниях, сопровождающихся длительной малоподвижностью, например, онкологических заболеваниях;
    • заболеваниях обмена веществ, например, сахарном диабете;
    • заболеваниях дыхательной системы, например, муковисцидозе.

Развитие и контролирование движений

При действии на системы внутренних органов физиотерапия способствует:

  • развитию сенсомоторики;
  • улучшению координации (основные и тонкие моторные навыки);
  • регуляции мышечного тонуса;
  • оптимизации движений при заболеваниях центральной и периферической нервной систем, например, парезе лицевого нерва, центральном парезе, поперечном параличе.

Поведение и выживание

Физиотерапия способствует:

  • содействию самостоятельности;
  • улучшению восприятия и обработки чувственных раздражителей;
  • улучшению общего самочувствия при:
    • психических нарушениях, например, нервной анорексии, попытках суицида;
    • нарушениях восприятия и обработки чувственных раздражителей, например, слепоте, центральном парезе;
    • нарушении ментальных функций, например, синдроме Дауна.

Совместная работа с физиотерапевтами

Поскольку физиотерапевты/специалисты по лечебной гимнастике не вовлечены в работу отделения в той мере, в которой вовлечены медицинские сестры и врачи, этим специалистам необходимо предоставлять подробную информацию о пациенте:

  • диагноз/анамнез ребенка;
  • жизненные функции, воспалительные процессы, лихорадка;
  • заживление ран, трофика;
  • боли, чувствительные ложные ощущения;
  • необычное положение, предпочитаемое ребенком;
  • функционирование мочевого пузыря и кишечника;
  • родственники или близкие люди: присутствие, уход, особенности;
  • медикаментозное лечение (особенно успокоительные и снотворные препараты);
  • запланированные или уже проведенные этапы лечения (например, операция, утомительная диагностика);
  • последний прием пищи;
  • актуальные цели ухода и особенности.

Разъяснение терминов

Совместная работа различных групп специалистов требует единого языка для двустороннего понимания. Ниже приведены некоторые понятия из физиотерапии.

  • Нулевое положение сустава — физиологическое положение сустава.
  • Положение покоя — положение сустава, при котором в структурах, окружающих сустав, не возникает напряжения, например сгибание 10—15 ° в коленном суставе.
  • Степень свободы в суставе — максимальный объем движений в суставе, измеренный в градусах. Возможные направления движений зависят от анатомической формы сустава.
  • Двигательная ось/ось сустава — воображаемая линия, в направлении которой осуществляются движения в суставе. Точка пересечения трех осей сустава лежит в середине сустава.
  • Двигательная плоскость — плоскость, по которой совершается движение, расположенная вертикально по отношению к двигательной оси.

Цели укладывания

Укладывание включает определение положения:

  • тела;
  • конечностей;
  • отдельных суставов.

Положение тела

Принципы

Регулярная смена положений тела, обычно в двухчасовом ритме, с применением стандартных материалов для укладывания. Применение плана положений.

Возможные причины беспокойства и крика ребенка при укладывании

Нарушение поверхностной чувствительности вызывает ложные ощущения вплоть до болей.

Нарушение глубокой чувствительности вызывает чувство страха.

Меры:

  • оставлять ребенка без присмотра, укладывая его только в те положения, которые он переносит;
  • укладывать ребенка на короткое время в проблемные позы, не оставляя его без наблюдения.

Опасность пролежней при нарушении восприятия боли.

Меры:

  • тщательное обкладывание выступающих частей тела;
  • частая смена положений;
  • улучшение периферического кровотока с помощью растирания со средствами, вызывающими гиперемию, и похлопывания мокрым полотенцем.

При спастических нарушениях тонуса давление на затылок провоцирует спастическое разгибание. Меры: положение на боку.

Положение конечностей

Основной принцип: нейтральное положение с применением стандартных материалов для укладывания. Приподнятое положение рук влияет на положение плечевого сустава под собственным весом рук плечи перемещаются в направлении головы. Меры: более низкое укладывание, мешки с песком на плечи.

Положение отдельных суставов

Принципы

Суставы укладывать в соответствии с осью вращения в суставе. Учитывать степень свободы (проверять, сопоставляя обе стороны). При необходимости использовать материалы для фиксации положения.

Растягивать мускулатуру, окружающие сустав структуры, избегать болей.

Поддержание объема движений в суставе и предотвращение вторичных повреждений

Ограниченное во времени растяжение укороченных структур или структур с опасностью развития контрактур.

При вялых параличах (например, парез плечевого сплетения) в острой фазе укладывать конечность не в положение растяжения, а в нулевое положение (положение покоя).

Пример пареза плечевого сплетения: плечевой сустав — в легком отведении, среднее положение между ротацией кнаружи и внутрь; локтевой сустав — в положении легкого сгибания; запястье — в нулевом положении; суставы пальцев слегка согнуты.

При спастических параличах учитывать вид спастических нарушений. Мероприятия: укладывание в позы, изменяющие тонус.

Влияние на повышенный мышечный тонус

Исходные положения, влияющие на тонус.

Реакцией на расслабленное положение проксимальных суставов часто становится расслабление дистальных отделов тела.

При спастической установке сустава часто повышается тонус всей конечности или всего тела. Мероприятия:

  • положения, влияющие на тонус, особенно для проксимальных суставов;
  • применение материалов для укладывания; оставить свободное пространство для спастических движений;
  • в некоторых случаях — выполнение пассивных движений перед укладыванием.

Установка головы в положении сгибания или разгибания часто влияет на тонус всего тела. Мера: голова в срединном положении.

Уменьшение боли, расслабление, разгрузка

При иммобилизации сустава необходимо принимать во внимание состояние соседних суставов: при частом укладывании колена в положение покоя существует опасность сгибательной контрактуры тазобедренного сустава. Необходима смена положений, соседние суставы укладывать в нулевое положение.

Укладывание при некоторых заболеваниях

Спастическая разгибательная поза Цели:

  • влияние на повышенный мышечный тонус;
  • улучшение восприятия и обработки раздражителей органов чувств.

Мероприятия

Попеременные перекладывания в положения, влияющие на тонус, в соответствии с распорядком укладывания (планом положений).

В положении на боку:

  • валик от ягодиц до макушки;
  • голова в среднем положении или слегка согнута;
  • тазобедренный и плечевой суставы конечностей, расположенных сверху, привести в положение сгибания и легкого отведения/наружной ротации (фиксация подушками или клиновидной подставкой);
  • коленные и локтевые суставы — в положении сгибания.

В положении сидя:

  • верхняя часть туловища приподнята;
  • руки на клиновидной подставке или подушках в положении сгибания и легкого отведения;
  • ноги в положении легкого сгибания, отведения и ротации кнаружи.

Положение ребенка изменять медленно. Особое внимание обращать на проксимальные суставы, поддерживать их в позах, влияющих на тонус.

Гемиплегия

Цели:

  • влияние на повышенный тонус;
  • улучшение восприятия и обработки раздражителей органов чувств.

Мероприятия

Попеременные перекладывания в положения, влияющие на тонус, в соответствии с распорядком укладывания (планом положений).

Укладывание на парализованную сторону, чтобы использовать давление, оказываемое телом на подлежащую основу (матрац), для стимуляции восприятия.

Если возможно, установка постели (в зависимости от положения ребенка) таким образом, чтобы взгляд ребенка был направлен на людей в помещении или на зрительные раздражители, такие, как окна и игрушки.

Парализованное плечо в положении на боку часто смещается кзади и кверху. Меры: плечо, расположенное снизу, уложить кпереди и вниз.

Паралич Эрба Цели:

  • поддержание сократительных структур и подвижности в суставах;
  • улучшение восприятия и обработки раздражителей органов чувств.

Мероприятия

В острой фазе руку, согнутую в локте, плотно прижать к туловищу, возможно, зафиксировать предплечье ребенка к животу.

В фазе ремиссии: плечевой сустав — в положении отведения и внешней ротации, локтевой сустав — в положении сгибания.

Цели при движении

В физиотерапии движения подразделяют следующим образом:

  • пассивные движения — пациент не проявляет активности;
  • поддерживающие движения — движения при участии пациента;
  • активные движения — самостоятельные движения без посторонней помощи.

Независимо от степени оказываемой поддержки, выделяют:

  • изолированное движение — движение по одной из осей сустава;
  • комплексное движение — движение по нескольким осям одного или нескольких суставов.

Пассивные и поддерживающие движения

Принципы

Движения по всем осям сустава. Фиксация проксимальнее сустава.

Поддержка собственного веса дистальных отделов конечностей.

Наблюдение за расходящимися движениями в соседних суставах.

Медленное выполнение движения, при необходимости — с легким растяжением.

С грудными и маленькими детьми обычно проводят комплексные движения в виде игры (следить за полноценным объемом движений).

Цели:

  • поддержание подвижности суставов, избежание вторичных повреждений;
  • поддержание работоспособности;
  • влияние на восприятие и обработку чувственных раздражителей.

Мероприятия

Поддержание подвижности суставов

Сравнить степень свободы в противоположных суставах. Выполнять движение вплоть до появления боли.

Положение бедра или плеча определяет ось движения в коленном или локтевом суставах. Проксимальному суставу придать нулевое положение.

  • При переломах необходимо обсуждение с врачом: выяснить стабильность упражнений и нагрузки.
  • Для стабильности упражнений движение выполнять без собственного веса, в зоне перелома избегать смещающих сил (возникают при поддерживающих упражнениях за счет мышечной тяги).
  • Степень свободы в суставах грудных и маленьких детей снижена — это физиологичное явление. Никаких нулевых положений в тазобедренном, коленном и локтевом суставах. Объем движений сравнить с двух сторон.

Поддержание работоспособности

Увеличение сроков лечения. Повышение частоты движений и уменьшение оказываемой поддержки.

  • Чем сильнее мышечное утомление, тем больше вероятность расходящихся (отклоняющихся) движений. Меры: привлечение помощника (фиксация) или оптический контроль (движения перед зеркалом).
  • Интенсивные мышечные нагрузки могут привести к остеогенезу (костеобразованию) в мышечной ткани. Дозирование нагрузки обсудить с врачом или физиотерапевтом.

Влияние на восприятие и обработку чувственных раздражителей

Создать возможности для оптического контроля и настоятельно призывать к нему.

Комментировать собственные действия.

Движение встроить в игры или в повседневные действия.

Игрушку устанавливать как цель для достижения.

Использовать весь объем движений и обращать внимание на потребности ребенка, учитывая его сенсомоторное развитие.

Приподнятое положение головы и верхней части тела.

Активизация в физиотерапии и активирующий уход — не одно и то же!

Активные движения

Принципы

Изолированные или комплексные движения, обычно в составе игр и повседневных действий.

Движение в различных исходных положениях (лежа на спине, сидя, стоя).

Как только состояние ребенка позволяет, отдавать предпочтение активным, а не пассивным движениям.

Движения при некоторых заболеваниях

Состояние после перелома бедра (частичная нагрузка)

При движениях в стопе часто возникают содружественные движения во всей ноге:

  • при вывороте стопы кнаружи или внутрь — внешняя или внутренняя ротация в тазобедренном суставе;
  • при тыльном разгибании — сгибание в коленном суставе;
  • при подошвенном сгибании - разгибание в коленном суставе. Мероприятия: перед движениями стопой мускулатура ноги должна быть напряжена.

Цель: расширение самостоятельности, развитие общей выносливости и поддержание статики. Физиотерапевт постепенно увеличивает нагрузку.

Ходьба с костылями по плоской местности

Переместить оба костыля вперед. Между ними поставить частично нагружаемую ногу. Нагрузку перенести на костыли, нагружаемую ногу поставить на тот же уровень. При наличии у ребенка опыта нагружаемая нога делает полноценный шаг.

Коррекция нагрузки и сохранение симметрии тела. Высота костылей: как правило, конец костыля находится на уровне проксимальной трети предплечья.

При нагрузке на руки плечи часто смешаются вверх, чтобы избежать нагрузки от веса тела. Объяснить словами (вербально) или показать перед зеркалом (оптический контроль).

Если ребенок падает в следующий шаг, то длина шагов очень большая. В таком случае следует укоротить костыли.

Вследствие асимметричной нагрузки возникают боковые качательные (маятниковые) движения тела. Меры: оптическая фиксация удаленной цели на уровне глаз.

Подъем по лестнице при частичной нагрузке справа

Правую руку положить вперед на перила. Нагрузка на костыль слева и правую руку.

Левую ногу поставить на следующую ступеньку и перенести на нее вес.

Костыль и правую ногу поставить на ту же ступеньку.

Спуск по лестнице при частичной нагрузке справа

Правую руку положить вперед на перила. Вес перенести на левую ногу и правую руку. Костыль и правую ногу опустить на одну ступеньку ниже. Левую ногу поставить рядом на ту же ступеньку.

Спастическая разгибательная поза

Цели:

  • влияние на повышенный мышечный тонус;
  • поддержание подвижности в суставах;
  • улучшение восприятия и обработки чувствительных раздражителей.

Мероприятия

Пассивные или поддерживаемые движения в положении на спине или на боку:

  • голова в среднем положении или в положении сгибания, сгибание позвоночника;
  • сгибание в тазобедренном суставе, отведение и внешняя ротация одной или обеих ног и легкие покачивающие движения в направлении сгибания и/или поворота позвоночника.

Движения ног:

  • комбинированные движения ногой: сгибание, отведение и внешняя ротация в тазобедренном суставе при одновременном сгибании в колене и тыльном разгибании стопы;
  • на некоторое время — крайнее (конечное) положение конечности (без боли);
  • в некоторых случаях — в положении сгибания легкие вращательные движения в тазобедренном суставе (предпочтительна внешняя ротация);
  • движения в направлении разгибания, отведения и внешней ротации при одновременном тыльном разгибании стопы; зафиксировать (закрепить) до того момента, как начнется повышение тонуса.

Движение рук:

  • сгибание в плечевых суставах;
  • направляемые движения рукой от предплечья с легким вытягиванием в направлении кисти;
  • безболезненное сгибание и ротация кнаружи в плечевом суставе;
  • сгибание и супинация в локтевом суставе;
  • тыльное разгибание кисти и разведение пальцев (при сгибании в плечевом и локтевом суставах).

Асимметрия таза усиливает разгибательную позу. Меры: более активное сгибание позвоночника в области поясницы вплоть до приподнятия ягодиц; усиленные сгибания в тазобедренном суставе.

Полное разгибание в коленном или бедренном суставе облегчает спастическую разгибательную позу. Меры: необходимое разгибание в коленном суставе возможно только при сохранении легкого сгибания в тазобедренном суставе и тыльном разгибании стопы; выпрямление бедра — только в положении отведения и поворота наружу, возможно, при сохранении сгибания в коленном суставе и тыльного разгибания стопы.

Раскрытие кисти и пальцев часто проблематично. Меры: начинать с отведения в основном суставе большого пальца. Прием: большой палец ввести между большим и средним пальцами ребенка, палец положить на сторону мизинца, не касаясь внутренней поверхности кисти.

Лечебная коррекция патологических поз ребенка

Лечебная коррекция поз ребенка способствуют физиологическим движениям. Ее принципы действий ориентированы на психотерапевтическую концепцию лечения по Бобах. Исходный пункт стимулирования — имеющийся уровень развития ребенка и симптомы, преобладающие в данный момент, например, повышенный мышечный тонус или асимметричное развитие.

Принципы

Подавление патологических стереотипов поз и движений.

Начало движений из так называемых «ключевых точек» (плечевой пояс, таз, туловище, кисть, стопа).

После начала движений — ожидание активности со стороны ребенка.

Оказание помощи в таком объеме, насколько это необходимо, т.е. «принцип минимальной достаточности».

Обсуждение с психотерапевтом индивидуальных целей.

Необходимы знания о психомоторном и психосоциальном развитии.

Действия не замещают лечение, а служат дополнительными мероприятиями.

Примеры применения

Одевание/раздевание и пеленание ребенка со спастической разгиба-тельной позой

Исходное положение — на спине, голова в среднем положении.

Согнуть позвоночник в поясничном отделе и ноги, ноги в тазобедренных суставах развести и повернуть кнаружи. Это положение поддерживать при всех дальнейших мероприятиях.

Согнуть позвоночник и ноги еще больше, пока не поднимутся ягодицы, снять штаны и/или колготки.

Для доступа к спине (например, расстегивание курточки) повернуть ребенка на бок, начиная с таза. Голова, руки и туловище самостоятельно переходят в боковое положение, следуя за тазом. При разгибательной позе головы усилить сгибание в позвоночнике.

При возвращении в положение на спину медленно руководить движениями таза.

Для регуляции тонуса необходимы медленные вращающие движения в позвоночнике или пассивные движения в проксимальных суставах.

Вытягивание шеи в положении на боку уменьшает и, возможно, убирает спастическую разгибательную позу всего тела. Мера: голова в среднем или согнутом положении.

Взятие на руки и укладывание ребенка с пониженным мышечным тонусом (ребенок-«тряпичная кукла»)

Исходное положение — на спине, голова в среднем положении.

Удерживать конечности ребенка плотно прижатыми к туловищу.

Обхватить снаружи плечи ребенка, ноги и предплечья привести и удерживать в согнутом положении.

Повернуть тело на бок. Подождать, пока голова ребенка не придет в положение на боку, затем взять ребенка со стороны на руки.

Укладывание также проводят через положение на боку. В положение на спине возвращают медленно, чтобы избежать резкого падения головы назад.

Если ребенок активно не удерживает голову, то перед взятием на руки следует его перевернуть на живот.

Ношение на руках ребенка со спастической разгибательной позой

Исходное положение — на спине.

Одной рукой, проведенной между бедрами ребенка, обхватить его живот или грудь.

Другую руку положить на таз ребенка и провести поворот на бок.

В положении на боку поменять вторую руку и обхватить со спины нижележащее плечо.

Взять ребенка на руки из положения на боку.

Повернуть ребенка спиной к своему животу, прислонить к нему верхнюю часть тела и голову ребенка.

Двумя руками удерживать снаружи за бедра.

Нога в тазобедренном суставе согнута, отведена и повернута кнаружи. Плечи и руки направлены вперед, голова — в среднем положении.

Кормление ребенка в предпочтительном правостороннем положении

Исходное положение — на спине на коленях у ухаживающего лица, возможно, клиновидная подставка для поддержки головы и верхней части тела в согнутом положении.

Достичь среднего положения головы путем изменения высоты собственного бедра (приводит к переносу тяжести тела ребенка на бок и вызывает тем самым поворот головы). Ложку подносить прямо ко рту ребенка.

Дыхательная терапия

Дыхательная терапия — особая область в физиотерапии. Приведенные здесь общие физиотерапевтические мероприятия и мероприятия по уходу всегда согласовывают с индивидуальными данными и проблемами пациента. Для этого необходима тесная совместная работа врача, ухаживающего персонала и физиотерапевтов.

Цели:

  • улучшение соотношения вентиляция—кровоснабжение;
  • разжижение вязкого секрета и выведение мокроты;
  • поддержание/улучшение подвижности грудной клетки;
  • оптимизация процесса дыхания;
  • предотвращение/уменьшение феномена спадания бронхов (и образования ателектазов);
  • преодоление острых ситуаций (например, приступ бронхиальной астмы).

Область применения:

  • пациенты в отделении интенсивной терапии;
  • острые заболевания, например, пневмония, бронхит, пневмоторакс;
  • после операций, например, кардиологических операций, обширных операционных ран;
  • хронические заболевания, например, бронхиальная астма, муковисцидоз, хронический обструктивный бронхит;
  • ортопедические деформации, например, сколиоз, воронкообразная грудная клетка.

Советы по выполнению

Продолжительность лечебных процедур определяют в соответствии с состоянием пациента по согласованию с физиотерапевтом.

Методики лечебных процедур согласуют с физиотерапевтом на время его отсутствия (например, выходные, ночные дежурства). Откашливание, по возможности, в положении сидя. Физиотерапевт может показать специальные методики откашливания.

Влажные ингаляции

Цели:

  • разжижение вязкого секрета (муколиз) с применением муколитиков (например, 0,9-6% раствор натрия хлорида);
  • местное применение лекарственных средств:
    • антиаллергических препаратов (например, кромоглициевая кислота — интал);
    • антибиотики (например, колистин);
    • глюкокортикоиды (например, будесонид — пульмокорт жидкий);
    • бронхолитики (например, ипратропия бромид — атровент, Сультанол/Сальбутамол).

Исходное положение

Положение сидя, выпрямившись, с опорой, например, на приподнятый головной конец кровати.

Грудной ребенок сидит на коленях врача, прислонившись к нему. Возможно также положение ребенка на боку/лежа на спине, на коленях или в кровати.

Ингаляции у грудных и маленьких детей

Подготовить ингалятор.

Маску или насадку распылителя держать плотно перед ртом/ носом.

Свободная рука терапевта лежит на груди/боках/животе пациента для углубления/управления дыханием (контактное дыхание).

Продолжительное распыление; в таком случае, возможно, следует удвоить ингаляционную дозу, так как иначе теряется большое количество вдыхаемого вещества (согласование с врачом).

Ингаляции с вибрацией на выдохе, как только позволяет состояние пациента, дополнить ингаляцию упражнениями со звуками («ссс», «ммм», «ллл»).

Ингаляции у маленьких детей и детей старшего возраста

Исходное положение — как описано выше.

Как можно раньше — сознательная ингаляция через мундштук (с 2—3 лет).

При недостаточном вдохе через рот маленьким детям ставить на нос зажим.

Последовательность:

  • рот обхватывает мундштук, слегка прикусить мундштук зубами;
  • медленный глубокий вдох через рот, пауза, расслабленный глубокий выдох через нос или рот/губы, при этом убирать мундштук изо рта.

Изменять глубину дыхания.

Ритмом дыхания во время ингаляции управлять при помощи кнопки-прерывателя (если имеется):

  • вдох «нажать на кнопку;
  • пауза и выдох — отпустить кнопку.

Своевременно подключать к лечению ингаляции и методы дыхательной терапии (консультация физиотерапевта).

После окончания ингаляции

После ингаляции все составные части распылителя рассоединить, промыть горячей или дистиллированной водой, оставить сохнуть по отдельности.

Собрать только непосредственно перед следующей ингаляцией.

Перед подготовкой жидкости для ингаляции и сборкой распылителя тщательно помыть руки мылом.

Ухаживающий персонал: дополнительная дезинфекция рук.

Дренирующие положения и перекладывания

Цели:

  • улучшение соотношений кровотока/вентиляции;
  • улучшение выведения секрета.

Дренирующие положения

Восемь положений, при которых пораженный отдел легкого всегда расположен таким образом, что секрет может перемешаться в направлении ротовой полости под силой собственной тяжести.

Каждое положение удерживать в течение 2—3 мин. Каждый подход включает четыре положения. В этих положениях применять другие лечебные методики (например вибрация, потряхивания, контактное дыхание).

Если можно, то разрешить произносить звуки на выдохе («сс», «мм», «оо»).

Дренирующие положения подходят также для профилактики пневмонии.

Перекладывания

Перекладывания применяют для лучшего оттока (элиминации) секрета.

Применять дренирующие положения, удерживать выбранное положение 10—12 с, затем выбрать другое положение.

Благоприятно комбинирование с встряхиваниями/вибрациями и контактным дыханием.

Грудные дети: процедуру выполняют, по возможности, на коленях у терапевта для более тесного контакта с ребенком.

Дыхательные упражнения с соприкосновением («контактное дыхание»)

Применяют преимущественно у грудных и маленьких детей.

Цели:

  • улучшение вентиляции и выведения секрета;
  • поддержание и улучшение подвижности грудной клетки;
  • улучшение соотношений вентиляции/кровоснабжения в легком;
  • оптимизация дыхания.

Принципы

Не оказывать давления или сопротивления при контакте с животом пациента.

Руки должны быть теплыми.

По возможности, контактировать непосредственно с кожей пациента.

Исходные положения

Положение на спине, на боку, на животе; приподнятое положение головы, горизонтальное положение, положение с опущенным головным концом кровати. Сидя, прислонившись к опоре.

На коленях терапевта, в кровати, на мате, на клиновидной подставке.

Проведение

Рука на груди, боках, животе пациента.

Почувствовать дыхательные движения и дыхательный ритм. Затем сопровождать выдох, оказывая умеренное давление в направлении выдоха, на вдохе снова отпустить.

Если ребенок переносит, то возможно оказание сопротивления на вдохе (2—3 вдоха).

Следить за отклоняющимися движениями при давлении вручную на выдохе.

Для углубления/управления часто достаточно самого контакта с кожей пациента.

Вибрации/«потряхивания»

Применяют в основном у грудных и маленьких детей. Цели:

  • улучшение вентиляции и элиминации мокроты;
  • улучшение соотношения вентиляция/кровоснабжение;
  • поддержание/улучшение подвижности грудной клетки.

Вибрации

Исходное положение

Положение на спине, на животе, на боку; приподнятое, горизонтальное и низкое положение головы. Сидя с опорой под спину. На коленях терапевта.

На лечебном мате, на клиновидной подставке, в кровати. Важна жесткая опора.

Проведение

Положить руку на грудь, бок, спину, сначала — на место проекции пораженного участка легкого.

Почувствовать дыхательный ритм пациента, затем на выдохе создавать вибрации.

Вибрации направлять всегда в глубину, при этом следить за движениями грудной клетки.

Вибрации — от крупноразмашистых до мелкоразмашистых.

Полезно на фоне произнесения пациентом звуков («мм», «сс», «лл»).

Возможно одностороннее и двустороннее выполнение.

«Потряхивания»

Исходное положение — как при вибрациях, но соблюдать осторожность при положении на животе.

Проведение

Ребенка удерживают за ключевую точку (таз), грудная клетка свободна (можно удерживать за руки или ноги, но сложнее).

«Потряхивания» преимущественно во фронтальной и сагиттальной плоскостях, также с элементами вращения.

Терапевт надежно захватывает ключевую точку и совершает отсюда движения вверх и вниз или «потряхивания» в сагиттальной плоскости, в зависимости от исходного положения.

Вариации от крупноразмашистых до мелкоразмашистых «потряхиваний».

Следить за переносимостью процедуры.

«Потряхивания» подходят больше всего пациентам, у которых еще не развиты силовые двигательные стереотипы.

При сильном напряжении эффективное «потряхивание» невозможно.

«Потряхивания» и вибрации не должны быть неприятны для пациента, так как в противном случае возникает защитное напряжение мускулатуры грудной клетки.

Положения, облегчающие дыхание

Цели:

  • оптимизация дыхания;
  • преодоление острых респираторных ситуаций (например, приступ астмы);
  • предотвращение/уменьшение спадания бронхов.

Проведение

Облегчение дыхательной работы за счет уменьшения массы собственного плечевого пояса.

Предоставление пространства для брюшного дыхания. У пациентов часто уже имеются собственные, облегчающие дыхание положения.

Положения, облегчающие дыхание, возможны в острых ситуациях или в качестве поз для длительного укладывания.

В остром приступе не оставлять пациента одного.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 1918 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…