Процесс ухода за ребенком в стационаре
Процесс ухода.
Фазы процесса ухода
Процесс ухода включает в себя этапы ухода с оценкой действий персонала с целью достижения его максимальной эффективности. Процесс ухода планируют индивидуально для каждого пациента.
Необходимые условия качественного ухода:
- документация, содержащая соответствующую информацию (краткий анамнез, план процедур ухода, отчет по уходу);
- квалифицированный персонал.
Планирование процесса ухода
Указания
Во избежание ситуации, когда потребности пациента в процессе ухода не учитываются, пациента и его родственников важно всегда привлекать к планированию процесса ухода.
Как правило, следует письменно документировать каждое действие в процессе ухода, результаты наблюдения за пациентом и каждое пожелание пациента; необходимо оценивать качество обслуживания пациента ухаживающим персоналом (особенно в случаях, когда ребенок находится в стационаре без родителей). Родственники, обслуживающие ребенка, составляют план ухода за пациентом совместно с ухаживающим персоналом отделения или после консультации с ним. При составлении плана по уходу за пациентом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. В процессе ухода обязательно принимают во внимание возможности ребенка и умения родственников.
Успех ухода зависит от формирования системного подхода к проблеме и постановки конкретной цели. Поставленные задачи следует выполнять в приоритетном порядке, т.е. исходя из степени важности, не слишком перегружая ребенка. Необходимо учитывать стандарты процесса ухода за ребенком.
Реализация плана ухода зависит от квалификации и способностей ухаживающего персонала; после завершения обучения ухаживающий персонал должен уметь осуществлять уход в соответствии с намеченным планом.
Подсказки
Решение о стандарте ухода, требуемом для ребенка, не может быть принято без учета основных данных, а именно — краткого анамнеза, необходимого для планирования ухода.
Сбор анамнеза, необходимого для ухода, следует проводить в манере, соответствующей возрасту пациента, а также в присутствии сопровождающих его лиц. Первую беседу проводит опытный ухаживающий персонал, в дальнейшем и работающий с ребенком. Беседу проводят в спокойной обстановке, в первые сутки с момента поступления ребенка в отделение. Во время беседы нельзя заниматься выполнением других обязанностей.
Необходимо задавать конкретные вопросы.
- Как ребенок себя чувствует?
- Что пациент и его родственники ожидают от стационарного лечения?
- Какая помощь требуется ребенку от ухаживающего персонала?
Желательно избегать наводящих вопросов (то есть вопросов, влияющих на ответ), например: «Ты ведь, конечно, кушаешь все?». Беседу не следует проводить по принципу «вопрос—ответ», необходимо помнить, что беседа — не допрос. Важно проявлять интерес к тому, о чем говорит ребенок или его родственники; не перебивать; оставлять время для встречных вопросов. Доверие завоевывают пониманием, откровенностью, вниманием; важно создавать доверительную обстановку; предоставлять только достоверную информацию и быть доступными для общения. О завершении беседы важно дать понять в корректной форме.
Основные данные при сборе информации
Сбор информации включает обобщение всех данных, важных при уходе за ребенком (релевантные данные), а именно:
- форма (плановая, экстренная) и причина настоящей госпитализации;
- паспортные данные:
- фамилия, имя;
- дата и место рождения;
- место проживания;
- педиатр/семейный врач, страховая компания;
- номер телефона родственников и время их визита;
- потребность в уходе на основании активности и жизненных увлечений:
- степень самостоятельности;
- потребность в частичном уходе (ограничения);
- потребность в полном уходе;
- привычки в питании:
- плохой аппетит (отказ от приема пищи);
- диета, вегетарианство;
- особенности питания, обусловленные вероисповеданием;
- привычки в употреблении жидкости:
- грудное вскармливание;
- прием жидкости из чашки или бутылочки;
- отказ от приема жидкости;
- аллергии, например, на продукты питания, дезинфицирующие средства, медикаменты;
- ограничение физической активности, например, парезы или ампутации;
- проблемы при общении, например, расстройства речи, иностранный язык;
- неполноценное зрение или слух, обеспечение очками или слуховым аппаратом;
- умственная отсталость;
- мочеиспускание и дефекация:
- потребность в подгузнике, горшке;
- регулярность, определенное время;
- привычки и навыки;
- проводившееся в прошлом медикаментозное лечение, его продолжительность;
- вопросы, касающиеся социального положения:
- о родственниках:
- кому из родственников разрешено посещать ребенка;
- есть ли у ребенка братья или сестры;
- о ситуации в семье:
- полная ли семья;
- кто заботится о ребенке, когда мать работает;
- кто получил родительские права при разводе;
- о доверенных лицах, например, родительских группах или родственниках;
- об условиях проживания, например, спит ребенок один или с родителями;
- посещает ли ребенок детский сад;
- о школе: при госпитализации на короткий срок необходимо решить вопрос о целесообразности посещения учителей;
- о вероисповедании:
- есть ли желание пригласить священника;
- придерживается ли пациент определенного образа питания;
- о волнующих ребенка событиях, например, потере близкого человека, проблемах в школе, привязанностях, влюбленности.
Оценка показателей физического развития и общего состояния учитывает:
- рост, массу тела, окружность головы, груди, живота, температуру тела, пульс, частоту дыхания, артериальное давление (АД);
- уровень сознания: сознание ясное, спутанное, бессознательное состояние (раздел 5.4);
- боли, например, головные боли, боли в конечностях, боли в животе;
- упитанность: норма, избыточное питание, недостаточное питание (таблицы физического развития, или процентильные таблицы см. раздел 4.1.1);
- общее состояние: ребенок ухожен или запущен;
- кожные покровы: бледно-розовые, цианоз, мраморность, бледность, обезвоживание;
- степень подвижности: может ли ребенок самостоятельно двигаться, ходить, бегать; имеются ли параличи.
Показатели психического состояния включают оценку:
- настроения: ребенок веселый или грустный;
- особенностей поведения: замкнут, нелюдим, активен, притворяется;
- ориентации во времени и пространстве;
- способ общения ребенка, например, он открыт или закрыт для общения.
Представление о проблемах и возможностях ребенка
К возможностям относят все имеющиеся способности и предпочтения ребенка, влияющие на процесс выздоровления.
Под проблемами понимают ограничение активности и увлечений; их необходимо описать ясно и понятно.
Выделяют следующие виды проблем.
- Актуальные проблемы, требующие немедленного вмешательства; их можно выявить при общении с ребенком, родственниками или при наблюдении за ребенком. Например, ребенок сам отмечает: «У меня уже долго нет аппетита».
- Потенциальные проблемы, требующие профилактических мероприятий. Пример: профилактика пролежней при параличах.
- Индивидуальные проблемы, специфические для данного ребенка. Пример: отдаление от братьев или сестер.
- Скрытые проблемы, предполагаемые на основании наблюдения за ребенком; в дальнейшем требуют подтверждения, например, при тщательном наблюдении.
При планировании ухода принимают во внимание только проблемы, непосредственно влияющие на имеющуюся ситуацию и выздоровление. Исследуют причины и возможности разрешения каждой проблемы, при известных обстоятельствах следует сделать заметку «возможности отсутствуют», поясняя, что такие возможности были рассмотрены.
Формулировка задачи ухода
Для каждой проблемы следует сформулировать ближайшие и отсроченные цели. Цели должны быть реальными, т.е. реализуемыми и контролируемыми. Достижение ближайшей цели возможно в обозримом будущем (часы, дни, при некоторых обстоятельствах — несколько недель). Отсроченная цель — наилучший результат ухода в данной ситуации, в некоторых случаях состоящий из многих ближайших целей. Важно назначить дату проверки.
Планирование мероприятий
Четкий и ясный план мероприятий, соответствующий проблемам ухода, составляют по индивидуальному принципу. Каждое мероприятие направлено на реализацию определенной цели ухода. Необходимо установить точное время и условия выполнения, например, кто именно выполняет какое мероприятие, как, когда, как долго, как часто.
Планирование в рамках стандартов ухода
- Стандартизированное планирование ухода, например, за недоношенными детьми и новорожденными, маленькими детьми, подростками и взрослыми в каждом случае необходимо пересматривать в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями пациента.
- Ребенка нельзя чрезмерно нагружать. При планировании диагностических и лечебных процедур нужно оставлять время для отдыха и игры.
Проведение мероприятий
Ухаживающий персонал квалифицированно проводит назначенные мероприятия согласно плану ухода.
Не следует проводить мероприятия по плану принудительно, когда ребенка для этого будят, отрывают от еды и т.д. После каждого мероприятия персонал расписывается, так как мероприятие по уходу, не внесенное в документы (историю болезни), рассматривают как непроведенное. Каждое изменение (прогресс или ухудшение) необходимо вносить в отчет ухаживающего персонала.
Проверка результатов
Проводимые мероприятия по уходу за ребенком считают обоснованными только в случаях возможности подтверждения, каким образом и в какой степени данные мероприятия положительно повлияли на состояние ребенка.
Оценку эффективности ухода лучше проводить во время передачи смены при совместном обсуждении или посещении ребенка. Эффективность мероприятий по уходу оценивают в зависимости от степени реализации ближайших запланированных целей ухода. По достижении цели уход продолжают планировать, формулируя новые цели.
Если цель не реализована, необходимо ответить на следующие вопросы:
- правильно распознана проблема;
- правильно ли оценены возможности ребенка;
- реально ли выполнение поставленной цели;
- проведены ли соответствующие мероприятия.
Затем следует назначить новые мероприятия, необходимые для достижения цели. Результаты проверки вносят в отчет ухаживающего персонала.
Качество ухода
Оценка качества ухода
Критерии оценки качества ухода известны как ступенчатая модель. Выделяют четыре ступени качества ухода.
- Нулевая: уход подвергает ребенка опасности; ребенку наносят вред.
- Первая: безопасный уход; минимальное обслуживание; безопасность гарантирована, однако потребности ребенка в безопасном уходе не учтены. Понятие «безопасный уход» приводит к появлению ложного чувства безопасности.
- Вторая: уход соответствует состоянию ребенка и текущей ситуации.
- Третья: оптимальный уход; используют все возможности.
Мероприятия для оценки качества ухода:
- посещения ребенка, включая обсуждение степени выполнения целей, поставленных при планировании ухода;
- консилиум ухаживающего персонала, в том числе с привлечением смежных специалистов;
- конференции по уходу;
- оценка качества ухода согласно стандартам;
- соответствие ухода диагнозу;
- научные исследования в рамках ухода;
- анкетный опрос ребенка/родственников во время пребывания в стационаре, в частности, учитывающий вероятность неискренних ответов из-за опасения возможных негативных последствия (недружелюбный персонал, плохое лечение);
- опрос ребенка/родственников после выписки;
- беседа с ухаживающим персоналом.
Управление качеством ухода
Планирование качества ухода
В параграфе 137 кодекса социального права предписано обеспечение качества работы больниц. Согласно параграфу 125 кодекса социального права, соответствующие мероприятия распространены на качество лечения, обслуживание пациента и результаты лечения. Больницы обязаны принимать участие в мероприятиях по планированию качества ухода, охватывающих все учреждения, а также проводить внутренние мероприятия; кроме того, оказываемые услуги должны соответствовать современному уровню развития науки. Целесообразно осуществлять сравнительный контроль больниц.
Процесс планирования качества ухода и его элементы
Разработка и оценка функционирования вариантов собственной работы различных учреждений предусматривает:
- разработку и внедрение политики качества ухода при помощи одной из моделей;
- назначение ответственного персонала;
- разработку целей качественного ухода в рамках спроса или, соответственно, потребностей клиента/пациента.
Качество ухода зависит от решения следующих задач:
- разъяснения течения процесса ухода;
- оценки ухода на промежуточных этапах;
- обнаружения и исправления ошибок;
- решения проблем.
Подготовка руководства по качеству ухода включает:
- письменно зафиксированные нормы планирования качества ухода;
- инструкции по процессу планирования;
- инструкции по работе;
- инструкции по контролю;
- двустороннюю экспертизу, внутренние и внешние аудиторные проверки (оценка методов/результатов на их соответствие);
- сертификацию конкурентоспособных учреждений.
Цели планирования качества ухода:
- улучшение качества услуг и удовлетворение потребностей клиентов/пациентов;
- повышение экономической эффективности и целесообразности;
- обеспечение конкурентоспособности и репутации (имиджа учреждения).
Документация
Документация по уходу — письменное доказательство отдельных запланированных этапов процесса ухода, проведения мероприятий (процедур) и их воздействия на ребенка. Документация включает:
- исходную информацию о пациенте, например, краткий анамнез по уходу;
- планирование, например, определение проблемы, возможностей ребенка, целей и мероприятий ухода;
- отчет, например, письменное подтверждение проведенных мероприятий по уходу и их воздействия на ребенка.
Отчет по уходу
Процесс ухода документируют в отчете по уходу. Таким образом, отчет по уходу предоставляет информацию о воздействии на ребенка проведенных мероприятий. Кроме того, отчет содержит данные о прочих наблюдениях, касающихся изменений состояния ребенка:
- изменениях клинической картины (прогрессирование заболевания, развитие осложнений);
- реакции на лекарственные средства, мероприятиях по уходу и лечебных мероприятиях;
- наблюдениях, касающихся физического и эмоционального состояния ребенка;
- поведении ребенка по отношению к ухаживающему персоналу, врачам и другим пациентам;
- поведении ребенка по отношению к родственникам и посетителям.
В каждом разделе документации предусмотрены краткие, точные, нейтральные и ясные записи. После каждой записи ставят подпись. Отчет по уходу должен быть настолько подробным и точным, чтобы на его основании новый ухаживающий персонал мог получить детальное и реальное представление о пациенте.
Записи дневных и ночных дежурств целесообразно вести различными цветами, например, дневное дежурство — синими чернилами, ночное дежурство — черными чернилами; жизнеугрожающие состояния выделять красным.
Система поиска документов
Название системы поиска документов часто соответствует имени проектировщика или фирмы-производителя. К списку документов относят:
- краткий анамнез по уходу/паспортную часть;
- план ухода, отчет по уходу;
- план врачебных назначений;
- температурный лист;
- дневники;
- лист врачебных назначений.
Возможно создание дополнительных документов: тетрадь для регистрации результатов исследований, лист вакцинации и т.д.
Ко всем назначениям и процедурам делают пометки ручкой (не карандашом), содержащие дату, время и подпись персонала. Врачебные назначения, включающие дату и подпись, записывают на соответствующем бланке; только после этого их можно выполнять (за исключением экстренных ситуаций).
В документации сохранен принцип классификации детей на группы в соответствии со степенью ухода. Классификация основана на документации.
Классификацию детей на группы в соответствии со степенью ухода, несмотря на необязательность, применяют во многих больницах. Неполная документация задерживает первоначальное определение пациента к соответствующей группе (тем самым затрудняя определение потребности в персонале) и часто служит поводом к искам по возмещению убытков.
Документация по уходу является юридической обязанностью.
Система ухода
Принципы ухода: принцип ориентации на пациента <-» принцип ориентации на определенные виды деятельности.
Формы организации ухода:
- по группам пациентов;
- по областям медицины;
- по палатам;
- в зависимости от первичного ухода (Primary Nursing, см. ниже);
- по выполняемым процедурам.
Принципы ухода
Принцип ориентации на определенные виды деятельности
Принцип ориентации на определенные виды деятельности подразумевает разделение процесса ухода на отдельные виды процедур, выполняемые одним и тем же персоналом, ухаживающим за всеми детьми или за большинством из них. В обязанности одного сотрудника входит одна или несколько однотипных манипуляций, например, измерение температуры тела. Форма организации ухода — уход по выполняемым процедурам.
Принцип ориентации на пациента
В соответствии с принципом ориентации на пациента, один сотрудник ухаживающего персонала занимается одним или несколькими детьми и выполняет все необходимые процедуры. Форма организации ухода — уход по палатам, по группам пациентов, по областям медицины.
Первичный уход
В основе формы организации первичного ухода (Primary Nursing) лежит принцип ориентации на пациента. Данная форма организации ухода была разработана в США в конце 60-х годов Марией Манти (Marie Manthey); по степени ответственности и организации ее считают самой высокоразвитой формой ухода. В отличие от других форм организации ухода, ответственность за пациента в конце каждого дежурства не передают.
Признаки системы первичного ухода (Primary Nursing)
К каждому пациенту прикрепляют квалифицированного сотрудника ухаживающего персонала - так называемую первичную медицинскую сестру (Primary Nurse). Первичная медицинская сестра несет ответственность по уходу за пациентом с момента его госпитализации до перевода/выписки (24 ч в сутки, 7 дней в неделю). Первичная медицинская сестра становится основным контактным лицом для пациента, его родственников, врачей, физиотерапевтов и т.д. Она организует распорядок дня с максимальной пользой для пациента и согласовывает проведение необходимых диагностических и лечебных процедур, а также процедур по уходу. В основе ответственности первичной медицинской сестры лежит письменное планирование ухода в соответствии с моделью процесса ухода. Первичная медицинская сестра, по возможности, вовлекает пациента и его родственников в планирование и проведение ухода, а также обеспечивает продолжение проведения запланированных мероприятий по уходу во время своего отсутствия.
В помощь первичной медицинской сестре назначают младшую медицинскую сестру (Associated Nurse), с самого начала участвующую в планировании ухода. В обязанности младшей медицинской сестры входит:
- уход в соответствии с планированием ухода;
- обдумывание планирования;
- непосредственная передача пациента первичной медицинской сестре.
Младшая медицинская сестра несет ответственность за выполнение манипуляций и поддерживает постоянную связь с первичной медицинской сестрой. При острых изменениях состояния пациента младшая медицинская сестра проводит необходимые вмешательства по уходу и при необходимости изменяет планирование ухода в отсутствие первичной медицинской сестры.
Преимущества системы первичного ухода:
- более выраженная ориентация на потребности пациента;
- достижение более профессионального построения отношений с пациентом благодаря четкому распределению ответственности;
- непрерывность ухода;
- лучшая оценка причинности влияний на состояние пациента и последствий для него; оптимальное качество ухода.
Подобная организация ухода способствует совместной работе и объединению различных профессиональных групп. Самостоятельность и независимость персонала способствуют повышению его заинтересованности и удовлетворенности от работы.
Стандарты ухода
Стандарты ухода занимают центральное место в планировании качества ухода и включают три основных момента:
- структуру (например, квалификация персонала);
- процесс (проведение мероприятий);
- результат.
Стандарты считают своего рода «коридорами предпринимаемых действий»; они служат ориентиром для ухаживающего персонала; при этом предусмотрено их изменение в соответствии с индивидуальной ситуацией пациента. Медицинские стандарты ухода включают такой критерий, как контроль достигнутого эффекта. Стандарты следует регулярно (в зависимости от темы, через 2—5 лет) проверять на соответствие современному уровню науки и сложившейся в здравоохранении ситуации. В Германии приняты экспертные стандарты по профилактике пролежней и ведению выписки, планируют другие стандарты. В 2003 г. последует экспертный стандарт по ведению пациента с болевым синдромом.
Разработка стандартов ухода
Стандарты — не описание процесса ухода, поэтому каждая процедура ухода не требует отдельного стандарта. Рациональными считают стандарты, касающиеся центральных проблем, возникающих при уходе.
Национальные стандарты требуют согласования с настоящими условиями медицинского учреждения.
Следует отдавать предпочтение действующим национальным стандартам ухода, разработанным фирмами, так как в спорном случае (например, возникновение пролежня) эти стандарты рассматривают как основу ухода.
Предусмотрено обучение маленьких групп квалифицированного ухаживающего персонала, работающего в областях, имеющих непосредственное отношение к принятым стандартам; обучение представителей образовательных центров, а также проведение внутрипроизводственного повышения квалификации.
Проводят фактический анализ: выясняют, какие проблемы ухода и организации возникают наиболее часто и в каких областях.
Определяют, какие мероприятия ухода/процессы организации необходимо «унифицировать».
Определяют желаемый уровень качества ухода (должен быть выше, чем предыдущий, но оставаться достижимым).
Формулировка стандарта
Критерии структуры, процесса и результатов должны отвечать следующим требованиям:
- касаться темы;
- быть понятными;
- быть измеримыми;
- при их использовании должна быть понятна последовательность действий;
- быть достижимыми.
Определяют время полноценного введения стандарта и контрольных проверок.
Составление каталога по стандарту облегчает его включение в планирование ухода.
Стандарты предоставляют в соответствующие области медицины, назначают дату проверки, при необходимости стандарты модифицируют.
Стандарт прикрепляют к основным документам, обеспечив его доступность каждому сотруднику ухаживающего персонала.
Стандарт формулируют для всего учреждения. При необходимости предусмотрено сотрудничество с другими учреждениями, например, если одно отделение занимается разработкой собственного стандарта по профилактике кризисного состояния пациента.
Подсказки
При применении стандарта ухода всегда учитывают индивидуальные особенности ребенка.
Стандарты ухода регулярно проверяют; вводят новые результаты научных исследований по уходу, а также учитывают изменения в системе здравоохранения.
Газеты и книги помогают следить за новыми достижениями в сфере ухода.
При изменениях стандарта обязательно указывают дату изменения.
Стандарты по уходу служат рациональным дополнением к планированию ухода.
Электронная обработка данных при уходе за больными детьми
Диапазон применения:
- при часто повторяющихся информационных процессах (возможна унификация);
- при высоких затратах процесса сохранения информации;
- при возможности использования математического или логического подхода.
Заполняемые поля:
- имеющие непосредственное отношение к пациенту:
- краткий анамнез, необходимый для ухода;
- планирование ухода;
- документация по уходу;
- наблюдение (отделение интенсивной терапии);
- история болезни;
- не имеющие непосредственного отношения к пациенту, включающие сведения о различных подразделениях больницы:
- рентгеновском кабинете;
- лаборатории;
- физиотерапевтическом отделении;
- аптеке, материальном складе;
- приемном отделении;
- справочной системе, например, по заболеваниям, обеспечению качества и т.д.
Организация ухода включает:
- оценку потребности в персонале;
- отчет по штатному персоналу;
- принятие рабочего плана;
- учет проведенных мероприятий по уходу;
- контроль оплаты за проведенные мероприятия;
- повышение квалификации персонала.
Условия, необходимые для введения электронной обработки данных
Организация проектной группы, состоящей из представителей различных профессиональных групп. Необходимо:
- разработать программное обеспечение по требованиям и областям применения;
- выяснить задачи каждого сотрудника;
- выяснить установку и санкционирование доступа.
Обучение ответственного персонала перед установкой системы электронной обработки данных.
При обучении ухаживающему персоналу необходимо разъяснить запросы и требования по программному обеспечению.
После установки системы электронной обработки данных специалисты по программному обеспечению должны быть всегда доступны в случае возникновения вопросов.