Синдром избегания школы
Избегание школы происходит примерно у 5% детей школьного возраста, и в равной степени у девочек и мальчиков.
Обычно это происходит в возрасте 5-6 и 10-11 лет. Сроки могут не совпадать с российскими ввиду различий в практикуемых в различных странах возрастных сроках начала школьного обучения.
Причина часто неясна, но психологические (например, тревога, депрессия) и социальные факторы (например, отсутствие друзей, ощущение отвергнутое сверстниками, обида) могут внести свой вклад. Если избегание школы достигает точки, при которой ребенок много пропускает, поведение может быть признаком более серьезных проблем. Чувствительный ребенок может принимать слишком близко к сердцу страх перед строгим учителем или упреки. Дети младшего возраста, как правило, имитируют болезнь или придумывают другие причины, чтобы избежать школы. Некоторые напрямую отказываются идти в школу. Кроме того, дети могут посещать школу, но при этом начинают нервничать или у них появляются различные симптомы в течение учебного дня, они часто посещают кабинет медсестры. Такое поведение нехарактерно для подростков, которые могут принять решение не посещать школу (прогулы).
Результаты избегания школы:
- плохая успеваемость,
- семейные трудности,
- трудности со сверстниками.
У большинства детей проходит стремление избегать школу, хотя у некоторых оно развивается снова после реальной болезни или каникул.
Домашнее обучение не является решением. Дети, избегающие школы, должны вернуться в нее немедленно, чтобы они не начали отставать в учебе. Если избегание школы настолько затягивается, что мешает деятельности ребенка, и если ребенок не реагирует на заверения со стороны родителей или учителей, целесообразно направить его к психиатру.
Лечение должно включать общение между родителями и школьным персоналом, регулярное посещение школы, а иногда и терапию с психологом с участием семьи и ребенка. Терапия включает лечение основного расстройства, а также поведенческие методы, позволяющие справиться со стрессами в школе.