Мотивация хорошего поведения ребенка
Дети и взрослые часто ведут себя по принципу получения удовольствия: если поведение является полезным, оно продолжается, поведение, которое не является таковым, прекращается.
Вы можете изобретать творческие способы, добиваться желательного поведения с помощью награды. Стимулы помогают жизни семьи протекать более гладко: «Сначала ты идешь в кровать, а потом - сказка».
Слово предупреждения. Премии или поощрения — это способ соблазнить ребенка достичь поставленной цели. Конечная цель — самодисциплина, ребенок ведет себя так потому, что знает, что вы ожидаете от него хорошего поведения. Он не ожидает поощрения всякий раз, когда проявляет хорошее поведение. Наша знакомая, которая учила ребенка дома до восьми лет, обнаружила, когда он пошел в школу, то хорошо читал, объясняя свои навыки тем удовольствием, которое находил в чтении. Система поощрений, используемая учителем, была не нужна ему.
Некоторые дети нуждаются в поощрении, чтобы читать, но такая ситуация таит в себе риск, что ребенок никогда не будет читать для удовольствия.
Поощрение должно быть чем-то, что ваш ребенок любит и точно желает. Задайте наводящие вопросы, чтобы определить желания ребенка.
- «Если бы ты смог сделать что-то вместе с мамой или папой, что бы это было?»
- «Если бы ты мог пойти куда-нибудь с другом, куда бы ты пошел?»
- «Если бы у тебя был доллар, чтобы ты купил?»
Предоставление привилегий и поощрений является инструментом воспитания: «Если ты хорошо выполнишь работу, то сможешь поиграть во дворе перед обедом». Лучшие поощрения — те, которые дети зарабатывают за хорошее поведение.
Карточка поощрений
Карточка является полезным средством для мотивации маленького ребенка. Они видят свой прогресс и совершенствуются в своих ежедневных шагах к поощрению. Карточка выставляется как показатель хорошего поведения, чтобы все могли видеть ее. Карточки работают, потому что они интерактивны и приятны. В течение жизни многие дети будут окружены различными карточками, поэтому они сумеют хорошо ими воспользоваться, увидев впервые их в своем доме. Конечно, существуют семьи, которые чувствуют себя неуютно, используя карточки. Карточки хорошо зарекомендовали себя в нашей семье на определенном этапе. Когда никакое средство не работало, карточки поведения являлись аргументами к смене поведения. Если вы искореняете нежелательные поступки один за другим, ваш ребенок постепенно почувствует, что обретает хорошее поведение, и это чувство станет его самоконтролем. Необходимость в карточках отпадет, когда ребенок станет старше. Используя карточки поощрения, соблюдайте следующие рекомендации.
- Следуйте основному правилу — храните их открыто, делайте их забавными.
- Работайте с детьми. Позвольте ребенку помочь вам в создании карты и делать в ней ежедневные записи.
- Создавайте карту так, чтобы у ребенка был зрительный образ заключенного в ней поощрения. Мы получили хорошие результаты с карточками, в которых нужно было соединять точки. Ребенок рисует картинку, какую он хочет. Затем по контуру картинки расставляются точки на расстоянии 2,54 мм или около того.
Каждый день при хорошем поведении (например, если ребенок помнит, что он должен выносить мусор) ребенок доводит линию до следующей точки. Когда все точки будут соединены, ребенок получит поощрение. - Повесьте карту так, чтобы было хорошо видно. (Мы размещали наши карты вдоль прохода между кухонным столом и холодильником.) Сделайте карту привлекательной и обеспечьте ребенку легкий доступ к ней. Она будет часто напоминать о необходимости хорошего поведения и позволит ребенку гордиться своими успехами.
- Сделайте карту интерактивной: соединение точек, наклеивание ярлыков, или разноцветных звездочек. Карта должна быть более интересной, чем просто контрольная карта.
- Карта может содержать позитивные и негативные отметки как напоминание о двух типах поведения. В своем офисе я повесил карты, чтобы исправить ночное недержание у детей старше пяти лет. Ребенок наклеивал ярлык с изображением счастливого лица, если просыпался сухим, и с изображением печального лица, если просыпался мокрым. Если количество счастливых лиц за неделю превышало количество печальных, ребенок мог выбрать, по своему желанию, куда он хочет отправиться на ланч в воскресенье.
- Период времени, за который поощряется ребенок, должен быть достаточно коротким. Частые простые поощрения лучше запоминаются ребенком. Для малыша, начинающего ходить, этот период составляет один час; для дошкольника — один день; для школьника — одну неделю. Месяц — недостижимый период для любого ребенка. Ребенок дошкольного возраста формирует свой календарь, привязывая его к определенным событиям, например «после воскресной школы». Новинки быстро становятся старыми для детей. Чаще меняйте карты.
Созидательные поощрения. Помимо карт, создайте свои собственные, понятные стимулы — мотиваторы. Любимой игрушкой шестилетнего ребенка была игрушечная лошадь, поэтому мать выбрала часть лошадиной сбруи в качестве поощрения за еженедельную уборку в комнате. Она связывала поощрение с поведением ребенка: «Когда ты покажешь мне, что можешь содержать свою комнату в чистоте, мы будем снаряжать твою лошадь». Она периодически напоминала: «Содержи свою комнату в чистоте, как ты содержишь лошадь».
Для поддержания порядка в группе мальчиков в возрасте от семи до девяти лет, собирающихся дважды в месяц на слет юных скаутов, мы используем «свечу хорошего поведения». Цель состоит в том, что свеча должна сгореть полностью, пока вся группа работает. В начале слета мы зажигаем свечу, и она горит до тех пор, пока не происходит нарушение.
Виновник нарушения гасил свечу, и она не зажигалась до следующего слета. Рассмотрим, что происходило в их впечатлительном сознании. Каждый раз, когда то-то гасил свечу, они останавливали свое продвижение на пути к поощрению. Дети не хотели задержки поощрения, поэтому у них был мотив не нарушать дисциплину, чтобы свеча не гасла.
Система билетов. Тина и ее четырехлетняя дочь, Хейли, находились в тесном взаимопонимании. Хейли была очень развитым ребенком с большими требованиями. Тина корректировала упрямое поведение Хейли в правильном направлении и получала от этого удовольствие.
Мы с Хейли не могли найти общий язык. Казалось, что наш день все больше и больше заполнялся негативом. Все методы, которые я пыталась использовать, не работали. Поэтому я решила попробовать то, что мы ласково называем «системой билетов». Это сняло с меня стресс. Я больше, не была для дочери страшным пугалом.
Я даю ей три «свободных» билета для начала дня. Она зарабатывает билеты за помощь без просьбы, за выполнение назначенных хозяйственных работ и за хорошее отношение. Она теряет билеты за нытье, жалобу и отказ-слушаться (который продолжается после того, как я сосчитаю до трех, — принцип, который я всегда использую). Билеты стали подобно золоту, и через некоторое время она стала вести себя все более правильно. В конце дня или недели Хейли получала специальное угощение, которое было заранее спланировано и соответствовало числу купонов, собранных ею (замороженный йогурт, кинофильм, гамбургер и т. п.).
Система билетов способствовала поощрению в ней хороших черт. Я все чаще стала говорить фразы: «Мне нравится, как ты улыбалась, проснувшись сегодня утром» или «Спасибо, что ты дождалась очереди на качели без крика или плача». Ожидаемое поощрение было очень нужно для Хейли.
Иногда юмор бывает лучшим средством для воспитания
Воспитывая ребенка, родители облачаются в разные одежды: вы «надеваете» фуражку полицейского в опасных ситуациях. Это серьезно и бескомпромиссно. Вы «надеваете» воротник проповедника для нравственных уроков, галстук и фрак дипломата для властной борьбы, халат доктора для заживления небольших повреждений. Но «костюм», который поможет вам лучше всего в трудные моменты воспитания, — шутовской колпак.
Юмор удивляет. Легкомыслие лишает ребенка защиты и мгновенно поглощает внимание, не давая возможности сориентироваться в окружающей обстановке. Юмор открывает закрытые уши и умы детей. Так, одна мать превращалась в комедийную актрису и использовала юмор, чтобы получить помощь детей. Шестилетняя Лаура и трехлетний Николас были в разгаре ссоры из-за игрушки. Это происходило в конце дня, когда мать была уже очень уставшая. У нее не было ни сил, ни времени, чтобы восстановиться и углубиться в чувства детей. Вместо этого она взяла большой игрушечный кубик и положила его себе на голову, и представление началось: «Я схожу с ума. Я не могу больше слышать ваше препирательство»: Она действительно начала вести себя очень смешно. Дети перестали ссориться и начали смеяться, поскольку проделки матери рассеяли их ссору. Потом мать села рядом с детьми и сказала: «Это трудное время дня. Мама устала. Я должна готовить обед. Вы устали; вы хотите есть: пожалуйста, помогите мне приготовить обед».
Юмор выполняет работу. В комнате семилетнего Аарона был беспорядок. Вместо того чтобы сказать: «Иди и застели свою кровать», его мать с чувством юмора заговорила с кроватью: «Я гуляла утром с твоей кроватью», — сказала она. Кровать плакала: «Укрой меня. Мне холодно». Даже для взрослых юмор может быть способом заставить человека работать. Я хорошо помню плакат в комнате для переодевания хирургов в нашей местной больнице: «Твоя мать здесь не живет».
Юмор защищает. Трехлетний Алан имел привычку убегать от родителей, особенно в местах парковки автомобилей. Отец решил изобразить слепого человека. Как только они вышли из магазина, отец закрыл глаза рукой, дал ребенку ключи от машины и сказал: «Пожалуйста, держи меня за руку и проводи меня к машине». Конечно, он видел все.
Юмор разоружает. Дети могут смотреть на вас и понимать, что вы собираетесь ответить им «Нет». Они уже готовы сопротивляться. Вы можете прорваться через их сопротивление, надев свою лучшую маску комика. Юмор помогает вывести ребенка из регрессивного поведения.
Вот как решила проблему одна мать (случай из практики). Четырехлетняя Моника настаивала на ношении кружев, потому что у ее новорожденного брата были кружева. Мать согласилась с причудой Моники, прицепив маленький кусочек кружев к ее одежде. Как они обе старались, чтобы кружева стали уместны. Моника поняла, насколько глупа была ее прихоть.
Мы используем юмор весьма часто, чтобы дать ребенку второй шанс послушаться. Наши дети любят записи видео, так что мы создаем наше собственное театральное представление под названием «Перемотка». «Метью, пожалуйста, помоги мне убрать со стола». «Но папа», — возражает Метью. Я немедленно говорю: «Перемотка!» Я отхожу немного назад и начинаю заново, на сей раз делая знак Метью, подавая команду вызова снова. Этот подход обычно приводит и к смеху, и к послушанию.
Используйте юмор осторожно. Бывают периоды, когда поведение ребенка не вызывает никакого смеха. Дети очень чувствительны к осмеянию, а иногда воспринимают юмор как оскорбительный выпад, даже если вы просто пытаетесь внести немного легкомыслия в напряженную ситуацию. Иногда необходимо быть серьезным, а иногда можно быть забавным. И то и другое должно быть в арсенале воспитательных средств каждой семьи. Многое из воспитательного арсенала будет забавно для детей, и это позволит вам иметь восхищенную аудиторию.
Памятки
«Я забыл». «Я не знал, что должен сделать это». Так же, как и взрослые, дети часто забывают и нуждаются в напоминании, чтобы сохранить свое поведение в рамках установленных норм.
Напоминания - это сигналы, которые дают толчок памяти ребенка. Это могут быть тонкие подсказки в форме взгляда, который говорит озорному ребенку: «Ты лучше знаешь», или короткой устной команды, которая включает память ребенка: «Ах! Где лежит эта пластинка?» Некоторые ситуации требуют серьезного напоминания и должны вызвать громкий и ясный сигнал в памяти ребенка: «Помнишь, что мы говорили о переходе улицы! Автомобиль может задавить тебя! Смотри в обе стороны!»
Напоминания помогают ребенку вести себя в соответствии с вашими требованиями. Вы даете установку, и ребенок заполняет пробелы. Вам предстоит огромная работа по дому, вы неодобрительно хмуритесь. Ребенок получает ваше сообщение и выполняет домашнюю работу без единого слова.
Письменные напоминания лучше действуют на детей, которые не любят чувствовать себя под контролем. Вы избегаете словесного поединка. Памятка является для ребенка напоминанием выполнить ваше требование вовремя, чтобы избежать устного указания. Недавно Эрин прочитала памятку на двери: «Пожалуйста, убери тарелки из своей комнаты, пока они не покрылись плесенью». Частые напоминания необходимы для формирования правильного поведения.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс