Братья и сестры в семье
Когда дети подрастают, родители с удивлением обнаруживают, что каждый ребенок по-своему уникален и совершенно не похож на своих сверстников.
Это утверждение справедливо даже для тех детей, которые выросли в одной семье. Несходство между братом и сестрой - это скорее правило, чем исключение. Таким образом, перед родителями стоит задача - учитывать эти различия, но в то же время не делать одного ребенка любимчиком, а другого - изгоем.
Самые простые различия между братом и сестрой - это возраст и пол. Но еще брат и сестра отличаются друг от друга целым рядом других факторов - темпераментом, интересами, жизненными установками, устойчивостью к внешним воздействиям, уязвимостью нервной системы, социальным стилем поведения, чувством защищенности, достижениями в различных сферах деятельности. Физическое и умственное здоровье, скорость физического и сексуального созревания и наконец сама внешность - вот то, чем отличаются дети друг от друга. Несхожесть между братом и сестрой, разнообразие их интересов и увлечений могут стать для родителей источником гордости. С другой стороны, в такой ситуации всегда существует опасность, что родители начнут уделять одному ребенку больше внимания, чем другому, или каким-либо иным способом выказывать предпочтение своему любимчику.
Почему они такие похожие и такие разные?
Какие же факторы влияют на формирование личности вашего ребенка? Можно выделить две группы: природные факторы (генетика, наследственность) и воспитание (совокупность полученного социального опыта). Эти две группы факторов взаимодействуют друг с другом, уникальным образом проявляя себя в характере каждого ребенка. Чтобы лучше понять, в чем заключаются сходства и различия между братом и сестрой, давайте более детально рассмотрим особенности обоих факторов.
Природные факторы
Родители, как правило, ожидают, что их дети будут похожи на них благодаря законам наследственности (биологического и генетического влияния обоих родителей на личность ребенка). Наукой доказано, однако, что дети могут унаследовать какое-либо отличительное качество своих родителей (внешность, черты характера, склад ума, способности и склонности, физиологические особенности) лишь с вероятностью «пятьдесят на пятьдесят», и даже в том случае, когда дети действительно наследуют эти качества, они проявляются совершенно иначе.
Проведенные исследования показали: сходство между братом и сестрой ограничивается лишь физиологическими характеристиками, а генетическая предрасположенность детей к одним и тем же заболеваниям не выявлена. В раннем детстве брат и сестра очень похожи друг на друга по своему интеллектуальному складу и другим физиологическим характеристикам, однако в подростковом возрасте это сходство, как правило, исчезает, и различия между детьми проступают все более отчетливо. Хотя брат и сестра имеют приблизительно одинаковый уровень интеллектуального развития, тем не менее в школе их успеваемость по различным предметам никогда не бывает одинаковой, поскольку усвоение учебного материала тесно связано с индивидуальным социальным опытом каждого ребенка.
Воспитание
Воспитание (то есть полученный социальный опыт) относится к разряду ненаследственных факторов, оказывающих влияние на формирование личности вашего ребенка. Воспитание включает в себя социальные факторы (взаимоотношения между братом и сестрой, со сверстниками, с родителями и другими взрослыми), а также влияние окружающей среды (заболевания, различного рода случайности, режим питания, культурный опыт). Не следует забывать и о целом ряде других факторов, таких например как восприятие ребенком самого себя и окружающих людей, социальный опыт ребенка, его жизненные цели и установки, а также те требования, которые предъявляют к нему окружающие.
Социальный опыт брата и сестры имеет много общего, однако в нем немало и различий. Более или менее одинаковый социальный опыт, как правило, увеличивает сходство между детьми, но и он воспринимается каждым ребенком по-разному. Таким образом, можно утверждать, что социальный опыт каждого ребенка уникален и, следовательно, лишь подчеркивает те различия, которые изначально существуют между детьми.
Во времена, когда дети еще ходят в начальную школу, их интеллектуальное развитие и успеваемость в значительной мере обусловлены наследственными факторами. Когда дети подрастают, они накапливают свой личный социальный опыт. Этот уникальный социальный опыт постепенно становится главной отличительной особенностью брата или сестры. Брат и сестра по-разному воспринимают и интерпретируют одни и те же события окружающей действительности. Этот факт имеет большое значение: когда мы формируем личность ребенка и его самовосприятие, нам следует обязательно учитывать данное обстоятельство.
Биологические различия
Когда мы говорим о сходстве и различиях между братом и сестрой, мы в первую очередь имеем в виду различия возраста и пола. Дети старшего возраста ожидают для себя определенных поощрений со стороны родителей, так как они уже имеют определенный круг обязанностей, связанных с домашним хозяйством. Дети младшего возраста еще нуждаются в родительской опеке, они не в состоянии самостоятельно заботиться о себе.
Иногда у родителей возникают трудности, когда им приходится иметь дело с детьми примерно одинакового возраста. Родители понимают, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, однако осуществить это на практике удается не всегда. В обществе сложилась традиция воспитывать мальчиков несколько иначе, чем девочек. Иногда такие различия*воспринимаются ребенком как несправедливые и необоснованные.
Некоторые дети сильно отличаются от своих сверстников, так как у них имеются проблемы физиологического, психологического или социального плана. Например, ребенку с диагнозом «необучаемость» потребуется дополнительное время для усвоения учебного материала, и такому ребенку необходимо оказывать помощь в приготовлении домашних заданий. В такой ситуации родителям очень важно выработать правильную линию поведения, иначе между детьми может возникнуть конфликт на почве ревности, поскольку внимание и забота, уделяемые брату (сестре), могут вызвать у другого ребенка негативные эмоции. Большая разница в возрасте между братом и сестрой далеко не всегда становится для них проблемой. Иногда дети прекрасно справляются с этой ситуацией? и те различия, которые существуют между ними, в гораздо большей степени обусловлены глубинными свойствами их личности, чем возрастными особенностями.
Перед родителями стоит очень сложная Задача: они должны относиться к детям так, чтобы каждый ребенок получил соответствующую своему возрасту долю родительской любви и заботы. При этом следует помнить, что отцу или матери очень легко сделать одного из детей своим любимчиком - в эту ловушку попадают даже самые опытные родители. Если вы умеете слушать своего ребенка, наблюдать за его поведением, вы без труда проникнете в его внутренний мир и поймете, в чем заключаются его истинные потребности. Таким образом, вы сможете стать надежной опорой для каждого из своих детей и для всей семьи в целом.
Внешние воздействия
На формирование личности ребенка влияет не только семья, но и внешняя среда: дети ходят в школу, знакомятся с новыми людьми, общаются со сверстниками. Этот обретенный социальный опыт делает различия между братом и сестрой еще более ощутимыми. Каждый социальный контакт становится для ребенка своего рода пробным камнем, на котором он проверяет внутренние качества и свойства своей личности. Ребенок учится адекватно воспринимать окружающих людей и приобретает умение правильно вести себя в различных ситуациях. В процессе такого социального общения формируются личность ребенка и его мировосприятие (верования, чувствования, отношение к окружающей действительности, манера поведения).
У ребенка, как правило, есть друзья - его сверстники, с которыми он постоянно общается. Когда друг (подруга) ребенка приходит к нему в гости, его братья (сестры) также могут принять участие в игре, однако при этом каждый из братьев (сестер) воспринимает гостя по-разному. Такие социальные контакты в значительной мере формируют самовосприятие ребенка, и различия между братом и сестрой становятся еще более ощутимыми.
Но не следует забывать, что навыки социальной коммуникации формируются главным образом в семье - ребенок приобретает их, общаясь прежде всего с членами своей семьи. Впоследствии, когда круг общения ребенка расширяется, он использует полученные социальные навыки. Таким образом, характер взаимоотношений ребенка с окружающим миром в значительной степени определяется тем социальным опытом, который он приобретает в семье.
Как вести себя родителям с разными детьми?
Братья и сестры, как правило, очень не похожи друг на друга - между детьми гораздо больше различий, чем сходства. Родителям, однако, следует помнить, что самое главное в процессе воспитания - это не поиск общих или отличительных черт, а общий процесс духовного и физического развития ребенка, его становление как самостоятельной, зрелой личности, полезного члена общества.
Чтобы ваш ребенок стал по-настоящему зрелой личностью, нравственным человеком, гражданином, он должен быть уверен, что родители любят и уважают его таким, какой он есть, не сравнивая с братом или сестрой. Когда родители относятся к детям именно так, принимая все их достоинства и недостатки, у детей развиваются такие ценные личностные качества, как уверенность в себе, устойчивость к стрессам, способность взять на себя ответственность за тот или иной поступок. Дети приобретают умение ставить перед собой правильные цели и достигать их, приучаются уважать окружающих, считаться с их слабостями и недостатками.
Родители должны помочь детям правильно построить взаимоотношения друг с другом: детям важно научиться самостоятельно улаживать все возникающие между ними споры и конфликты. В то же время постарайтесь принять и по достоинству оценить уникальность каждого ребенка, самобытность его личности. Четко сформулируйте для себя сильные и слабые стороны каждого из ваших детей. Опираясь на свои достоинства и сильные стороны характера, ваш ребенок будет расти и развиваться, созидать и совершенствоваться. Если вы воспитываете каждого ребенка как уникальную, самодостаточную личность, он вырастет интересным, неординарным человеком, которым вы будете гордиться.