Трудности с кормлением и воспитание ребенка с хорошим аппетитом
Трудности с кормлением
Когда я работала в медицинской клинике, консультирование родителей с детьми ясельного возраста проходило практически по одному сценарию. Если родители приводили ко мне на прием ребенка 12-36 месяцев, их список проблем и забот всегда касался кормления. Они рассказывали, что их ребенок плохо ест и особенно не любит мясо, овощи и фрукты. Они жало вались, что ребенок предпочитает только несколько блюд, и требует их снова и снова. Им не нравилось, что он долго копается с одной порцией или запихивает в рот слишком много еды. Некоторые из родителей беспокоились, что ребенок пьет слишком мало молока, другие - что ребенок пьет слишком много.
Сейчас я путешествую по стране, рассказывая о питании родителям и врачам, и снова слышу о тех же проблемах. Я привыкла к рассказам, в которых дети ясельного возраста едят как птички, то есть очень мало. Моя дочь высказалась оригинальнее, сообщив, что Эмма питается как воздушный папоротник. Она имела в виду, что не понимает, каким образом та ухитряется существовать практически без пищи. Однако самое оригинальное сравнение я услышала от одной мамы из Нью-Мексико, которая сказала, что ее дочь «кушает как змея». Я удивилась: змея? Неужели девочка заползает на стол? Или, может быть, она заглатывает всю пищу в один прием? Слава Богу, все оказалось проще. «Один день «на ест очень много, а затем не ест несколько дней», - добавила мама. Подобные родительские жалобы типичны - они связаны с тем, что происходит с ребенком этого возраста в социальном, физическом и поведенческом аспектах развития.
Воспитание ребенка с хорошим аппетитом
Как и на любой другой стадии в кормлении, эмоциональные нужды вашего ребенка должны быть удовлетворены, только тогда он будет хорошо кушать, позитивно относиться к еде и гордиться своим умением есть. Давайте рассмотрим эту тему с точки зрения ребенка. Имейте в виду, что понятие «хорошо кушать» не подразумевает, что ваш ребенок должен тихо сидеть за столом и аккуратно съедать все, что ему предложат. Скорее всего это означает, что малыш охотно садится за стол, ему нравится там находиться. Он с удовольствием проводил бы за столом большую часть времени, не ожидая от взрослых особенного внимания или особенных блюд.
Ребенку ясельного возраста многое предстоит узнать о питании, как, собственно, и обо всем остальном. Его ждет учеба. Развитие способностей к приему пищи и манер требует времени. Много времени. Велики шансы того, что питание ребенка этого возраста будет вас расстраивать и беспокоить. Все это продлится до тех пор, пока малыш не превратится в дошкольника. До того времени вам предстоит пережить два года пищевых приключений, опасностей и веселых ситуаций. Последнее не гарантировано - здесь все зависит от вашего отношения. Если ваш образ мышления не изменился и на стадии ясельного возраста, если вы запаслись хорошей дозой здорового юмора, если вы доверяете ребенку, предполагая, что он знает, что делает, удовольствие от кормления вы обязательно получите. Но если вы стараетесь действовать по программе, удовольствия не будет. Дети чувствуют любые схемы за километр и сопротивляются. С другой стороны, подход к кормлению, когда вы выполняете все желания и прихоти ребенка, как если бы он был еще младенцем, тоже не принесет ничего хорошего и даже навредит. И удовольствия вы опять-таки не получите.
Вы можете обойтись без программы действий, но вы обязаны обеспечить ребенку режим и ограничения. Ваши режим и ограничения в невербальной форме скажут ребенку, что делать уместно, а что не очень. Вы обеспечиваете ему возможность учиться, когда создаете режим, предлагая подходящую еду в подходящее время. Вы обеспечиваете ограничения, когда без лишних эмоций даете понять ребенку, что не замените запланированного блюда чем-то более привлекательным и не дадите ему пищи в неурочное время. Иногда ваш малыш будет на вас злиться, и вам придется стоять насмерть и говорить ему «нет». Он может плакать, расстраиваться, устраивать истерики, но вы должны оставаться твердой. Большинство родителей испытывают сложности в этой части воспитания - они боятся, что ребенок перестанет их любить, если они откажут ему или будут добиваться соблюдения дисциплины. Всегда помните о том, что дисциплина не является наказанием - она всего лишь способ сказать «нет, так делать неправильно». Родители, способные выдержать бурю эмоций со стороны ребенка, очень удивляются, обнаружив, что после бури ребенок успокаивается, становится счастливее и больше к ним расположен. Помните, что все мы похожи, что если мы относимся к себе с любовью и уважением, другие люди отнесутся к нам так же. Обеспечивая ребенку ясельного возраста ограничения, мы проявляем к себе уважение.
Устанавливая режим и ограничения, в то же время позволяйте ребенку быть независимым в пределах этих ограничений. Во время приемов пищи и перекусов вы стимулируете детскую независимость, разрешая ему выбирать из предложенных блюд. Он не будет есть все. Некоторые блюда его не интересуют, и он также должен говорить вам «нет», тем самым доказывая себе, что он независимая личность. Вы в свою очередь тоже должны говорить ребенку «нет». Таким образом вы делаете его мир безопасным и составляете режим, в котором вы оба будете чувствовать себя комфортно.