Воспитание по методу "прикрепления" - ключ к раннему воспитанию
Стиль воспитания Марты, названный нами методом «прикрепления», - сформировать лучшее в родителях и детях.
Он дает процессу воспитания хороший старт, помогая родителям узнать своего ребенка. В противоположность ему существуют методы воспитания, базирующиеся на контроле и жестком подчинении ребенка. В этом случае родители часто упускают начало формирования неправильного поведения.
Узнавая своего ребенка, вы изучаете его нужды и предпочтения на каждом этапе его развития. Вы можете понять, почему он ведет себя именно так, что способствует желаемому поведению, а какие ситуации вызывают нежелательное поведение. Вы поможете ребенку почувствовать правильность поставленных условий, которые способствуют хорошему поведению. Ребенок, который правильно чувствует, правильно поступает. Он действует на основании внутреннего чувства, поэтому менее импульсивен, менее агрессивен и менее склонен к неправильному поведению. Такое воспитание позволит вам достичь двух целей: узнать своего ребенка и научить правильно чувствовать. Эти две цели являются основополагающими для прочных воспитательных взаимоотношений с ребенком. Существует шесть правил «прикрепленного» воспитания, которые позволят установить и сформировать взаимоотношения: откликаться на настроение ребенка, кормить грудью, носить ребенка на руках, выделять время на игру с ребенком, спать с ним и быть помощником. Далее мы рассмотрим, как каждое правило вносит свой вклад в воспитание.
1. Реагировать на плач ребенка
Когда вы держите ребенка на руках, вы прекрасны. «Как я могу узнать наверняка, что нужно моему ребенку?» Вы сможете это быстро узнать, потому что ребенок сам скажет вам. Необходимо только слушать и наблюдать. Дети рождаются с поведением, способствующим «прикреплению» (ПСП), установлению контакта. Это поведение представляет собой самый первый язык ребенка, сигналы, которые он использует, чтобы сообщить о своих проблемах. И вы обязаны откликнуться на его просьбу. Самое сильное проявление подобного поведения — это плач. Обязательно реагируйте на плач ребенка: возьмите его на руки и создайте ребенку комфорт. Не тратьте время на размышления: «Должна брать его на руки? Не пытается ли он манипулировать мной? Не испорчу ли я его?» Просто сделайте это. Не беспокойтесь, правильно ли вы отреагировали. Если ребенок голоден, он даст вам знать, что хочет, беря в рот свои пальцы или ища грудь. В дальнейшем вы и ребенок выработаете правильные сигналы и реакцию на них. Ребенок изучит, какая реплика соответствует той или иной просьбе, а вы научитесь понимать язык ребенка, извещающего о своих нуждах. Ваша реакция станет менее случайной, более интуитивной и естественной. К некоторым матерям это приходит легко, другим приходится преодолевать неуверенность или предвзятое мнение, что ребенок манипулирует ими. Иногда в начале процесса воспитания вы можете услышать совет: «Дайте ребенку выплакаться» (означающий, оставить ребенка, пусть продолжает плакать). Никогда не делайте этого! Плач ребенка — это его язык, слушайте его. Плач ребенка существует для того, чтобы показать свою потребность в пище, материнских руках, отдыхе. Лишь тогда повседневное взаимодействие будет достигнуто. Реакция на плач ребенка — это первое упражнение в вашем обучении, как завоевать доверие. Это урок воспитания для вас.
Мы не хотим сказать, что ваша реакция заставит ребенка прекратить плач. Только сам малыш может сделать это. Главное, не оставлять его плачущим. Продолжайте держать его на руках, качать, подбрасывать, ходить с ним; делайте все, что успокоит его.
Только откликаясь на плач ребенка, вы поймете, что делать. Удерживайте ребенка на руках, дайте ему почувствовать поддержку. Для ребенка плач - это первое средство установления контакта. Слушайте его.
После четырех или шести месяцев ваша реакция на возбуждение ребенка станет скорее интуитивной, чем случайной. Ребенок начинает понимать, что может ожидать вашего внимания и почувствует вашу поддержку. У него формируется правильное чувство взаимоотношений с вами. Вы станете для него центром внимания, когда он засыпает Или просыпается. Кроме действий, направленных на прекращение плача, повторяйте: «Мама здесь...», что может успокоить ребенка на минуту или две. У малыша развивается способность ждать, потому что знает: вы всегда рядом. Вы совершенствуете свой слух, чтобы понимать, насколько быстро должны подойти к ребенку.
Учить ребенка плакать. Реагировать на плач ребенка полезно не только для него и родителей, это также способствует формированию взаимоотношений. Однако пронзительный крик увеличивает дистанцию между малышом и родителями. Этот плач разрушает нервы и вызывает гнев, уменьшая удовольствие родителей от нахождения рядом с ребенком. Только немедленная реакция может успокоить этот вид плача. Открытые звуки в детском плаче не так страшны. Они предназначены для того, чтобы задеть чуткие струны в душе матери и вызвать ласковую и успокаивающую реакцию.
Мы заметили, что дети, получающие успокаивающую реакцию на ранней стадии, плачут мягче. Их беспокойство не несет тревожащего признака. Но ребенок, чей плач не получает успокаивающего внимания на ранней стадии, начинает плакать более тревожно, потому что в нем развивается гнев. Этот плач может вызвать раздражение у матери, содействуя отрицательным реакциям. Ребенок начинает плакать сильнее, и дистанция увеличивается. Часто таких детей незаслуженно называют «трудными». Плач, который остается без внимания, несет раздражающие звуки, не способствующие сближении}. Развитие таких отношений таит риск возникновения проблем с воспитанием, потому что у матери и ребенка не возникает хорошего контакта. Способность улавливать мельчайшие нюансы в поведении малыша позволит чувствовать сигналы, предшествующие плачу, и вмешиваться до того, как плач станет неизбежным. Некоторые заботливые матери, которые уверенно шли по пути такого воспитания, говорили нам: «Мой ребенок не плачет. Ему это не нужно».
2. Кормить ребенка грудью
Есть особая связь между кормлением грудью и воспитанием. Процесс кормления помогает лучше узнать ребенка и обеспечивает реакцию, более прочную связь, необходимую дЛя правильного воспитания. Изучение потребностей и капризов ребенка - важная часть процесса воспитания. Кормление грудью предоставляет матери прекрасную возможность изучать своего малыша, понимать его язык настолько, чтобы, не глядя на часы, определять, когда нужно кормить, когда он насытился, а когда просто хочет, чтобы о нем позаботились. Один опытный воспитатель сказал нам: «Я могу предсказать капризы ребенка, зная, как его воспитывали в грудном возрасте». Ребенок подает сигналы, прося пищи, а вы откликаетесь, заботясь о нем. После сотен сеансов «реплика — реакция» ваши отклики станут совершенно естественными. В конечном счете ваши действия становятся интуитивными и целенаправленными. С этого периода вы пребываете в гармонии с ребенком.
Эта гармония особенно помогает, если вам необходимо преодолеть какие-то опасения и нарушить сложившиеся контакты. Как-то я беседовал со своей пациенткой Джейн. Став матерью, она считала, что ее главная задача быть уверенной: ребенок не управляет и не манипулирует ею. Она не брала ребенка на руки, когда он плакал, боясь испортить его. Часть ее воспитательского плана состояла в том, чтобы научить малыша успокаиваться самостоятельно, позволяя ему выплакаться.
Она планировала установить график кормления ребенка. Джейн также полагала, что будет полезнее кормить ребенка из бутылочки. Я убедил ее в том, что, принимая ответственность за своего ребенка, она должна прежде всего узнать его и научиться реагировать интуитивно. Она изменила свое мнение и решила попробовать кормить его грудью. Я рад рассказать об этом потому, что проведенная работа была не только очень полезна для малыша, но явилась лекарством и для матери.
Химические процессы в организме. Кормление грудью стимулирует выработку пролактина и окситокцина — гормонов, которые поддерживают женский организм. Количество этих веществ возрастает во время кормления грудью и других проявлений материнства, например, при взгляде на ребенка или при проявлении ласки. Как считают известные психотерапевты, кормящие матери способны лучше чувствовать своих детей. Эти гормоны действуют, как биологические помощники, формируя у женщины чувство материнства. Они являются фактически биологической базой, на которой строится материнская интуиция. Уровень пролактина возрастает в десять, двадцать раз через тридцать минут после начала кормления грудью. В большинстве случаев его уровень возвращается к норме в течение часа. Пролактин — гормон короткого действия, поэтому для достижения наилучшей реакции мать должна кормить ребенка часто, что совпадает с желаниями ребенка. Гормоны являются биологическими помощниками, которые улучшают поведение ребенка и оберегают мать. Ваш выбор стиля воспитания может заставить гормоны работать для вас.
Гормоны выполняют важную роль в работе организма и помогают ему реагировать на изменяющуюся окружающую среду. Одним из таких гормонов является кортизон. Он вырабатывается корой надпочечников. Его задача - помочь человеку справиться со стрессом. Чтобы организм функционировал оптимально, он должен поддерживать определенный уровень кортизона: низкий уровень вызывает снижение функций органов, высокий — усиливает чувство тревоги. Кортизон — один из гормонов, который играет важную роль в формировании эмоциональных реакций человека. Изучая химические процессы, мы сделали вывод, что прочность взаимосвязи матери и ребенка поддерживает гормональный баланс в организме. Если у малыша нет тесного контакта с матерью, то уровень кортизона снижается, ребенок становится апатичным, если повышается содержание"— то хронически беспокойным. Ученые подтверждают: присутствие матери важно для поддержания равновесия в химических процессах детского организма.
Воспитание приносит пользу вашему ребенку. Если ребенок проводит у груди матери много времени, он постепенно понимает, что любим и учится доверять. Малыш чувствует внутренний комфорт, и это состояние благополучия перерастает в хорошее поведение. В течение двадцати двух лет своей педиатрической практики я наблюдал, как гармонично развиваются дети, которых кормили грудью. Особенно это относится к тем, кого продолжали кормить грудью в течение второго года жизни. В течение последнего времени идут постоянные дискуссии по вопросам грудного вскармливания. Есть сторонники сокращения периода грудного кормления до нескольких месяцев, а иногда и недель, хотя у большинства народов, как следует из истории, этот этап составлял как минимум два, а иногда и три года. Эффект влияния кормления грудью на улучшение поведения известен на протяжении тысячи лет. Грудное кормление является очень полезным средством воспитания начинающего ходить ребенка, если он расстраивается или его пугает новая самостоятельность.
«Но не испортит ли ребенка столь продолжительное кормление грудью? Ему нужно становиться самостоятельным». Действительно, дети, которых отняли от груди раньше, более самостоятельны. Продление срока грудного кормления, сверх рекомендуемого, оставляет ребенка зависимым и в то же время создает условия, поощряющие самостоятельность, дает опору, с которой он может продолжать на новом этапе изучение неизвестного.
Мысль продолжать кормление грудью после того, как ребенку исполнился год, может показаться странной. Но мы верим, что ребенка нельзя отнимать от груди до тех пор, пока он не проявит инициативу. Отказ от груди должен производиться постепенно. Мы заметили, что дети, рано отнятые от груди, часто проявляют такие качества, как агрессия, злоба, склонность к истерике, беспокойство, пониженная способность устанавливать глубокие и близкие взаимоотношения. Кормление грудью смягчает агрессивные тенденции уже начинающих ходить детей и восстанавливает уравновешенность в их поведении. В 1990 г. ведущий хирург старший доктор Антонио Новелло, говоря о пользе грудного вскармливания, заметил: «Я думаю, что это удача для ребенка, если его будут продолжать кормить грудью до двух лет».
Может ли мать при искусственном кормлении достигнуть той же степени близости со своим ребенком, как при кормлении грудью?
Мы верим, что может, но она должна работать над этим. При искусственном вскармливаниии мать должна более точно определить график кормления ребенка, потому что такие дети легче привыкают к режиму, искусственное детское молоко требует больше времени для переваривания. При искусственном вскармливании у матери нет возможности поддерживать гормональный баланс, как при кормлении грудью.
Однако когда ребенка держат на руках в том же положении, что и при кормлении, поглаживание во время кормления и заботливая"реакция на детский плач могут оказать аналогичное воздействие на выработку материнских гормонов, но эти эффекты не так сильны, как при грудном вскармливании. Постоянно заботясь о ребенке, откликаясь на его плач и используя время кормления для глубокого взаимодействия, мать при искусственном кормлении может достигнуть уровня высокой чувствительности и понимания малыша, близкого к тому, которое приходит при кормлении грудью, но, к сожалению, она не ощутит состояния полного единения. Мы понимаем, что есть матери, считающие себя глубоко несчастными при кормлении грудью. Для матери очень важно выбрать метод кормления, который сделает счастливой и ее, и ребенка. Возможно, внутренние конфликты разрешатся, и она захочет кормить грудью следующего ребенка.
3. Носить ребенка на руках
С первых недель жизни держите или носите ребенка в рюкзачке по нескольку часов вдень, чтобы вы и ребенок могли насладиться друг другом. С 1985 г. мы изучаем, как ношение на руках улучшает поведение. Родители, которые приходили в нашу клинику, восклицали: «С тех пор, как я ношу ребенка, он спокоен». Исследователи подтвердили наблюдение родителей: дети, о которых заботятся, меньше плачут. В течение веков родители поняли, что ритмичные движения при ходьбе во время ношения ребенка улучшают его самочувствие. Он ощущает себя как часть родительского мира.
Он ходит вместе с родителями, смотрит вместе с ними, слышит то, о чем они говорят. Ношение ребенка на руках помогает ему почувствовать себя важным и включенным в состав семьи, что создает у него чувство справедливости и формирует хорошее поведение, ношение ребенка на руках помогает вам лучше узнать своего ребенка.
При движении стимулируется работа мозга, увеличиваются интеллектуальные способности, создается основа соответствующих сенсорно-моторных адаптации в будущем.
Ношение на руках сильно повышает чувствительность родителей. Ребенок находится в непосредственной близости, в постоянном контакте, который вы создаете, чтобы лучше узнать его. Тесное соприкосновение способствует эмоциональной близости. Ваш ребенок меньше волнуется, более весел, поэтому старайтесь больше носить его на руках. Пр~и этом душевное взаимодействие углубляется.
Как и кормление грудью, ношение ребенка способствует развитию зрительного контакта. Наблюдая пары, носящие ребенка на руках, я отметил, что они находятся не только в физическом соприкосновении, но и связаны визуально. Какой прекрасный способ научиться читать по лицам. В течение многих лет я наблюдал «детей из рюкзачка» и могу сказать, что они легче поддаются воспитанию.
4. Игра - часть воспитания
Что может дать игра в процессе воспитания? Игра помогает вам понять способности ребенка. Игра дает возможность наслаждаться друг другом. Она открывает ценное средство воспитания, которое необходимо на всех стадиях развития ребенка — создание настроения. Улыбка, смех и веселье — это необходимый метод в ситуациях, чреватых конфликтами.
Ничто не может принести большего наслаждения, чем игра с мамой и папой. Одновременно во время игры ребенок получает определенные установки, необходимые в воспитательном процессе. Прятки, складывание кубиков, решение головоломок, игры с элементами театра помогают вам посмотреть на мир глазами ребенка. А это важный инструмент, позволяющий соединить воспитание с обучением. Игра переносит процесс воспитания с небес на землю. Быстрый рост количества воспитательных учреждений и излишнее увлечение современными «методами» упрощают для родителей процесс воспитания, но эта простота обманчива. Во многом процесс воспитания определяется тем, сумеет ли ребенок получать удовольствие в жизни от простых вещей.
5. Стать помощником
На каждой стадии развития ребенок нуждается в близких людях, которые заботятся о нем и о которых заботится он. Они помогают ему вступить в новый мир, подсказывают пути решения сложных проблем, развивают его навыки, учат, как стать самодостаточным. Помогая ребенку, они не дают команд, не указывают, что делать. Они дают возможность ребенку учиться, используя их жизненный опыт. Помощник поддерживает стремления малыша. И когда ребенок говорит: «Я сделал это сам», помощник обязательно подбодрит: «Да, ты можешь!» Он помогает ребенку сосредоточиться на важных задачах.
Помощник ожидает доступных моментов и использует их. Один мудрый воспитатель описал свою роль как помощника: «Моя работа состоит в том, чтобы помочь ребенку подобрать такие уроки из моего жизненного опыта, которые он не смог бы подобрать для себя сам». Вы можете стать помощником прямо с момента рождения. Вы даете ребенку грудь, чтобы ему было легче найти источник питания. Вы держите стул устойчиво, чтобы начинающий путешественник мог безопасно сохранять свое равновесие. Вы устанавливаете детскую мебель, посуду и чашки, чтобы ребенку было легче принимать пищу. Помощник организует окружающее пространство так, чтобы ребенку не приходилось тратить лишнюю энергию.
Необходимо, чтобы существовало полное доверие между ребенком и помощником. Они взаимозависимы.
Ребенок полагается на способности помощника, который при необходимости готов всегда прийти на выручку. Однако следует избегать опеку сверх меры и облегчать решение проблем излишней помощью. Вы и ребенок должны соблюдать определенный уровень независимости.
При отсутствии помощника могут возникнуть проблемы с воспитанием. Я наблюдал за детьми, пытающимися действовать без помощи родителей. Ребенок казался сердитым, когда понимал, что ему некому помочь. Он либо предпринимал действия, грозящие ему опасностью, либо, наделенный настойчивостью, становился агрессивным. Каждый путь эмоционального и интеллектуального развития должен иметь компромиссы. Идеально, если к двум годам дети переключаются на других помощников (кроме родителей): дедушек и бабушек, учителей, тренеров, воспитателей и т. п. Задача родителей — регулировать собственную значимость в жизни ребенка. Поведение ребенка ухудшается, когда ребенок вынужден действовать без внимания близких людей.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс