Как метод прикрепления облегчает воспитание
Возможно, вы как начинающий воспитатель никогда не слышали о средствах воспитания по методу «прикрепления», но они существуют.
Воспитание по методу «прикрепления» похоже на прививку, которая делается ребенку, чтобы уберечь его от болезней в дальнейшем. Существуют разные пути этого стиля воспитания, улучшающие поведение и приобретение жизненного опыта. Джина, мать, воспитавшая троих детей по данному методу, сказала нам: «Я могу воспитывать по методу «прикрепления», потому что знаю своих детей». Это знание ребенка становится шестым чувством, позволяющим вам предчувствовать и контролировать ситуацию, чтобы уберечь его от поражений.
Когда мать носит ребенка на руках, ее ритмичные движения очень похожи на те, которые ребенок ощущал, находясь в утробе; это создает успокаивающий эффект. Когда мать прижимает ребенка к груди, он слышит биение ее сердца, напоминающее ему звуки, которые он слышал в утробе. Тепло и тесный контакт успокаивают ребенка. Этот стиль воспитания, основанный на тесном контакте, создает удобства для ребенка и оказывает регулирующее воздействие на жизненные ритмы малыша. Ребенок знает, что он не один. Дети, воспитываемые по методу «прикрепления», психологически более устойчивы. В 1993 г. ученые из Вирджинии сравнили показатели сна — бодрствования и кардиограммы детей с грудным и искусственным вскармливанием. У детей, вскормленных грудью, кардиограмма и энцефалограмма демонстрировали хорошие показатели. Исследователи сделали вывод, что дети, вскормленные искусственно, похожи на двигатель, нуждающийся в регулировке.
Метод «прикрепленного» воспитания способствует спокойной созерцательности.
Исследования и наш собственный опыт продемонстрировали, что дети, воспитанные по предлагаемому методу, плачут значительно меньше. Что же они делают в течение дня? Большую его часть они проводят в состоянии спокойной созерцательности. В состоянии тихой настороженности дети особенно внимательны к окружающему их миру. Когда они не суетятся и не плачут, они сохраняют свою энергию, используя ее затем для познания, окружающего мира.
Метод «прикрепленного» воспитания способствует доверию. Ответственность за ребенка — важная часть воспитания. Дети должны знать, что они зависят от родителей, не только потому, что они отвечают на их потребности, но и потому, что удерживают на правильном пути. Власть необходима для воспитания, но власть должна базироваться на доверии. Для ребенка очень важно осознавать, что он будет в безопасности. Ребенок, воспитанный по методу «прикрепления», учится доверять близкому человеку. Когда ребенок может доверять матери, которая готова всегда помочь, он берет с нее пример. Это также является важным фактором воспитания.
Упражнение в чувствительности
Проделайте такое упражнение: когда какой-то ребенок плачет, определите первое чувство, которое приходит к вам. Беспокоит вас плач, вызывая непреодолимое желание утешить его? Или плач ребенка оставляет вас безучастной: «Я не позволю этому малышу управлять мной». Если не возникло положительной воспитательной реакции, вам необходимо учиться; а также советуем пересмотреть свой стиль воспитания.
Женщина, которую я консультировал в клинике, очень волновалась, сможет ли она стать хорошей матерью. Я спросил ее, что она чувствует, когда слышит детский плач. Она ответила: «Я не могу оставить плачущего ребенка. Я хочу быстро взять его на руки. Мне неприятно видеть, как другие матери игнорируют плач своих детей». Я заверил женщину, что она с большой вероятностью будет хорошей матерью, потому что у нее есть такое качество, как сочувствие и соучастие. Плач беспокоит чувствительных женщин и мужчин. Способность сопереживать, улавливать даже небольшие внешние изменения необходима человеку и в общественной жизни.
Синтетические заменители
Средства для ухода за детьми стали предметом большого бизнеса. Это и вибрирующие кроватки, качалки, работающие на батарейках, и держатели бутылочек. Синтетические изделия раскупаются уставшими родителями, желающими облегчить уход за ребенком. Многие родители нуждаются в отдыхе, поэтому искусственные соски можно время от времени использовать, но регулярное применение синтетических изделий отрицательно влияет на процесс воспитания. Увеличению количества этих предметов нужно противопоставить собственные ресурсы: творческий потенциал, терпение и сопереживание, которые незаменимы при воспитании ребенка. Если использование синтетических заменителей превышает норму, ребенок рискует обучиться тому, что вещи создают больше комфорта, чем общение с близкими. В дальнейшем это может привести к разочарованию.
Метод «прикрепленного» воспитания способствует независимости. Если вы обеспокоены тем, что данное воспитание сформирует у ребенка чувство зависимости и отсутствие самостоятельности, не тревожьтесь. Воспитание по методу «прикрепления» обычно поддерживает правильный баланс между зависимостью и независимостью. Ребенок, находящийся в тесной связи с родителями, верит, что они всегда помогут, поэтому чувствует себя в безопасности, исследуя окружающий мир. Фактически исследования показали, что такие дети стараются проявлять независимость в игре и легче адаптируются к изменению игровой ситуации.
Дети, находящиеся в контакте, меньше подвержены неблагоприятным воздействиям
Дети, глубоко связанные с родителями, физически и эмоционально лучше ведут себя в незнакомых ситуациях, потому что чувствуют свои возможности. Организующий эффект данного метода воспитания помогает даже ребенку с импульсивным темпераментом избежать опасной ситуации. Они более внимательны. С другой стороны, их родители чрезвычайно бдительны, следуют по пятам за своими детьми и всегда оказываются рядом, если ребенок попадает в опасную ситуацию.
Дети вне контакта
Опасения родителей, связанные с тем, что ребенок начнет манипулировать ими, заставляет их ограничивать свои реакции на эмоциональное поведение, что осложняет формирование доверительных отношений. Что происходит дальше? Ребенок вынужден либо, к примеру, плакать сильнее и тревожнее, чтобы получить отклик на свои нужды, либо сдаться и отдалиться от родителей. В любом случае он понимает, что окружающий мир безучастен к нему. Он становится сердитым, внешне недружелюбным и еще больше отдаляется. В любом случае этот ребенок будет труден в воспитании. Он приходит к выводу, что его защита и безопасность зависят только от него. Проблемы во взаимоотношениях усиливаются, когда ребенок растет, понимая, что он может рассчитывать только на себя. Если родители не позволяют себе интуитивно откликаться на проблемы ребенка, они становятся менее чувствительными и теряют уверенность в своих родительских навыках. А это еще один источник возникновения проблем с воспитанием.
Он не может установить зрительный контакт или вызвать теплые чувства, которые очевидны для детей, находящихся в тесном союзе с близкими. «Он выглядит потерянным» — такой комментарий услышали мы однажды о ребенке, не имеющем
контакта с родителями. Его можно выделить среди других по манере поведения -он держится настороженно, потому что такое состояние для него более удобно, чем расположенность к окружающим.
Когда та,кой ребенок подрастает, то большую часть времени он ведет себя неправильно и в ответ слышит только упреки в свой адрес, поэтому он отгораживается от окружающих и начинает жить в собственном мире. Он становится угрюмым, замкнутым, нытиком. Ребенок, не находящий взаимопонимания, не знает, как достичь состояния внутреннего комфорта, он с трудом идет на контакт. В результате происходят частые смены настроения и поведения.
В итоге родители, разочарованные плодами домашней науки, ищут своей реализации на работе и во взаимоотношениях, в которые ребенок не вовлекается. Происходит постепенное отдаление друг от друга.
С помощью профессиональных консультантов родители и дети могут установить контакт и наладить тот стиль поведения, который окажется наилучшим для обеих сторон. Потребуется огромная энергия, чтобы наверстать упущенное. Новорожденные легче исправляются, чем дети шести или семи лет. Лучшие шансы имеет тот, кто раньше поймет необходимость установить близкую эмоциональную связь.
Что делать, если в связи с медицинскими проблемами или из-за отсутствия хороших рекомендаций по вопросам воспитания вы не смогли установить контакт с ребенком в течение первых двух лет, в результате чего у вас возникли трудности во взаимоотношениях. Красота человеческой природы заключается в восстановлении, способности вернуться к неудачному старту и получить счастливый результат. Повторная попытка установить контакт с ребенком поможет наверстать упущенное время. Установление контакта в раннем возрасте достигается легче, потому что ребенок тоже стремится к этому. Попытка установить контакт с ребенком старшего возраста более сложна, так как он уже успел отдалиться от вас. Вообще установить контакт никогда не поздно. Если у вас возникли проблемы с воспитанием, возраст ребенка не важен. Первым шагом на пути исправления должна стать проверка глубины взаимосвязи родителей и ребенка. Помните, что позиция ребенка не формируется за один день и поведение не меняется за ночь. На процесс повторного установления тесных связей может уйти от шести до двенадцати месяцев. Это время может включать в себя решительное изменение стиля жизни,
участие в замыслах малыша, проведение значительного времени с Ним. Одни родители обучали дома шестилетнего ребенка в течение года, другой отец брал своего семилетнего сына в частые деловые поездки. Во всех случаях, когда необходимо сократить дистанцию между вами и ребенком, делайте это, а результат придет сам.
Временной фактор очень важен. Развитие детей делает два шага вперед, когда они чувствуют независимость и независимо действуют: «Я делаю это сам». В этот период случаются конфликты между родителями и детьми. Затем они отступают на шаг назад, и наступает положительная стадия, когда дети возвращаются к домашнему очагу для необходимого эмоционального пополнения. На этой стадии ребенок более открыт к установлению контакта. Будьте внимательны и чутки: ребенок сидит около вас на диване, когда вы читаете; отложите журнал и почитайте ему. Ваш старший ребенок приходит послушать сказку, которую вы рассказываете младшему на ночь, и просит провести «одну ночь» с ним. Уделите ему внимание. Если вы пытаетесь приблизиться в тот момент, когда ребенок отдаляется, вы, скорее всего, встретите сопротивление.
Воспитание по методу «прикрепления» создает близкие отношения. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», обращают на себя внимание. Вы можете заметить их в толпе. Они внимательно смотрят на других людей, испытывают неподдельный интерес к окружающему. Мне нравится вступать в визуальный контакт с такими детьми, потому что они очень внимательны. Причина того, что они смотрят вам прямо в глаза, состоит в том, что они растут от рождения в мягком контакте с людьми и имеют соответствующий контакт.
Метод «прикрепленного» воспитания помогает вам воспитать трудных детей.
Этот метод особенно полезен при воспитании детей, которых мы называем трудными. Гиперактивный ребенок, ребенок, отстающий в развитии, или ребенок с трудным характером нуждаются в особом внимании. Чтобы помочь вам сформировать поведение, а также свою восприимчивость к особым проблемам ребенка, воспитание по методу «прикрепления» даст правильное начало, которое увеличит шанс получить хороший результат. Родители, находящиеся в тесной взаимосвязи со своим малышом, имеют преимущество в воспитании, потому что они более чувствительны к индивидуальным особенностям ребенка. Одна из причин сложного воспитания ребенка с трудным характером заключается в том, что он дезорганизован. Как мы отмечали раньше, воспитание по методу прикрепления способствует организации. Проведенные исследования показывают, что воспитание по методу прикрепления больше всего влияет на адаптивность (способность приспосабливаться к различным условиям жизни).
Это качество помогает корректировать как свое поведение, так и изменять окружающий мир. В конечном итоге, объединяя все части воспитательного процесса в целое, можно достичь цели.
Воспитание по методу «прикрепления» поощряет послушание. Послушание является реальным результатом предлагаемого метода воспитания. Этот стиль воспитания, кроме того, показывает родителям, что они нужны ребенку. Обычная жалоба родителей: «Мой ребенок не слушается». Подумаем о термине «слушаться». Что он означает? Это значит поступать согласно советам, распоряжениям, т. е. повиноваться. Если ваш ребенок слушается, значит, он подключает и собственный разум и опыт. Насколько уступчив будет ребенок, зависит от его характера, которым вы не можете управлять, и глубины взаимоотношений, на которые можно воздействовать. Если вы понимаете друг друга, то ребенок будет более открыт тому, чтобы принимать ваше видение мира, и будет слушать вас, вместо того чтобы замыкаться в себе. Ребенок, находящийся в контакте, верит, что родители хотят ему лучшего, он стремится доставить вам удовольствие.
Желание доставить удовольствие и послушание - это стиль поведения детей, находящихся в тесной связи с родителями. Это, в свою очередь, придает взрослым уверенность в правильности выбора метода воспитания.
Формирование умственных способностей
Умственное развитие, как и физическое, надо стимулировать. Одним из вариантов является формирование структуры ассоциаций, т. е. организация жизни малыша. Проводимые в определенное время: кормления, сон, прогулки на воздухе, купание — дисциплинируют и организуют ребенка, а значит, и воспитывают его. А воспитание по предлагаемому нами методу уравновешивает поведение, которое не только организует физиологию ребенка, но и его психологическое и умственное развитие. Короче говоря, воспитание по данному методу помогает ребенку установить правильные контакты с окружающим миром.
Ребенок, испытывающий сложности в психоэмоциональном развитии, в дальнейшем подвержен риску развития проблем поведения, называемых гиперактивностью, рассеянностью и импульсивностью. Это признаки одной из наиболее значительных «болезней» в детстве и во взрослой жизни: дефицит внимания/гиперактивное расстройство (ADHD). В человеческой жизни нет другого такого периода, когда за столь короткий промежуток времени организм проходит так много этапов развития. Это первые три года. Работы психологов свидетельствуют, что первые годы жизни играют решающую роль для всего последующего развития человека.
Качество будущей жизни ребенка (дружба или удовлетворение работой) во многом зависит от способности создавать близкие отношения. Мы брали интервью у добровольцев, которые провели много времени с людьми, имеющими проблемы в личной жизни. Большая часть лечения была направлена на перевоспитание пациентов. Дети, находящиеся в психо-эмоциональном контакте с близкими, несут свою способность установления тесных отношений во взрослую жизнь. Эта способность чувствовать близость — самое ценное качество в жизни.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс