Поведение ребенка от восьми месяцев до года
Дисциплина
Желание ребенка исследовать окружающий мир почти невозможно удовлетворить. В результате ему хочется потрогать, попробовать на вкус и повертеть в руках все находящееся в пределах его досягаемости. В процессе изучения нового он может пробраться в недозволенные места и оказаться в опасных для него ситуациях. Хотя любопытство ребенка необходимо для его общего развития и ему не следует постоянно препятствовать, нельзя допустить того, чтобы ребенок подвергал себя опасности или повредил ценные вещи. Если он начинает исследовать горелки газовой плиты, к примеру, или рвать цветы на клумбе, его необходимо остановить.
Имейте в виду, что ваше изначальное поведение в подобных ситуациях заложит основу для будущей дисциплинированности. Способность отказаться от сильно желаемого, но запретного является первым значительным шагом ребенка к самоконтролю. Чем лучше он усвоит, что от него требуется сейчас, тем меньше вам придется одергивать его в будущем.
Какова же наилучшая стратегия? Как мы уже отмечали, обычно нежелательное поведение эффективно останавливается отвлечением внимания. У ребенка еще очень короткая память, и поэтому фокус его внимания можно направить в иное русло без особого сопротивления. Если он нацелился на что-нибудь запретное, необязательно говорить ему «нельзя». Слишком частое употребление этого слова в конечном итоге ослабит его действенность. Вместо этого возьмите ребенка на руки и поднесите к тому, с чем ему можно играть. Выбирайте компромиссный вариант, который увлечет его И не ослабит естественного любопытства.
Приберегите более строгие воспитательные меры для тех ситуаций, где игра ребенка чревата для него серьезной опасностью (например возня с электрическими шнурами). В таких случаях необходимо твердо говорить «нельзя» и относить ребенка в другое место. Но не ожидайте от него послушания с первого или второго раза. У ребенка короткая память, и аналогичная сцена будет повторяться *снова и снова до тех пор, пока он не осознает, чего от него хотят, и не станет соответствующим образом реагировать на ваши указания.
Для повышения эффективности воспитательных мер абсолютно необходима последовательность. Все присматривающие за ребенком должны знать, что ему разрешается делать и что запрещается. Правил должно быть минимум. Желательно, чтобы они касались только потенциально опасных для ребенка ситуаций. Каждый раз, когда ребенок попадает на запретную для него территорию, он должен слышать слово «нельзя».
Другим важным компонентом воспитания является быстрота реакции. Как только вы видите, что ребенок задумал нечто непозволительное, реагируйте на это сразу же, а не пятью минутами позже. Если вы замешкаетесь со своим замечанием, он не поймет причины вашего недовольства, и урок пройдет впустую. И не спешите приласкать его после того как отругали. Да, иногда он может заплакать (как от удивления, так и от обиды). Подождите минуту или две, прежде чем успокаивать его. В противном случае он не будет знать, что сделал что-то не так.
Физическое наказание неприемлемо независимо от возраста ребенка и его поведения. Порка только пробуждает в нем агрессивность. Да, на короткое время она может ослабить ваше раздражение, и в тот момент вы действительно будете считать, что она приносит определенную пользу. Но в действительности менее эффективного метода воспитания ребенка просто не существует. Безусловно, физическое наказание не учит ребенка никакому альтернативному способу поведения. Кроме того, оно ухудшает его отношение к родителям и ослабляет у него ощущение собственной безопасности.
По мере того как обогащается ваш опыт воспитания ребенка, не упустите значения положительного реагирования на его хорошее поведение. Такого рода реакция в равной мере помогает ему научиться самоконтролю. Если он колеблется перед тем потянуться рукой к газовой горелке, обратите внимание на его выдержку и похвалите. И обнимите его, когда он сделает что-нибудь приятное для другого человека. Со временем хорошее поведение ребенка в значительной мере будет зависеть от желания угодить вам. Если вы сейчас дадите ему понять, насколько цените его воспитанность, то он реже станет проказничать просто ради того, чтобы привлечь к себе ваше внимание.
Некоторые родители боятся избаловать своих детей чрезмерным вниманием, но вам не стоит беспокоиться по этому поводу. Ребенок в возрасте от 8 месяцев до года еще мало способен действовать в личных интересах. Если он плачет, то не для эффекта, а по какой-то реальной причине.
Эти причины постепенно будут усложняться, и вы станете замечать больше различий в плаче своего ребенка и соответственно реагировать на него. Например, услышав оглушительный вопль, означающий серьезную проблему, вы бегом помчитесь к ребенку. И напротив, прежде чем отреагировать на пронзительное «иди сюда, мне скучно», закончите то, чем были заняты. Скоро вы, вероятно, будете распознавать жалобное нытье, означающее нечто типа «я сейчас усну, если меня оставят в покое». Надлежащим образом реагируя на скрытый подтекст плача ребенка, вы даете ему понять, что его потребности не остаются без вни-мания, но подходить к нему вы будете только тогда, когда это действительно нужно.
Но бывают ситуации, когда вы не сможете точно определить, почему плачет ваш ребенок. В таких случаях он и сам может не знать, что его беспокоит. Здесь может помочь какая-то поддержка с вашей стороны в сочетании с предпочитаемым ребенком для успокоения занятием. Например, попробуйте подержать его на руках, в то время как он будет обнимать свою любимую игрушку или одеяльце. Можно также поиграть с ним или почитать ему книжку. Вам обоим станет легче, когда ребенок повеселеет. Не забывайте: внимание и любовь ему нужны не меньше, чем еда и чистые подгузники.
Старшие дети
Вместе с увеличением подвижности малыш получает возможность больше играть со своими старшими братьями и сестрами, которые обычно с удовольствием это делают. Дети более старшего возраста, особенно шести-десяти лет, часто любят строить башни именно для того, чтобы их обрушивали восьмимесячные младенцы. Либо же старший брат или сестра могут для поддержки дать подержаться за палец одиннадцатимесячному младенцу, который только начинает учиться ходить. Ребенок в рассматриваемом возрасте может быть забавным партнером в игре для детей более старшего возраста. Подвижность младенцев делает их более активными участниками в играх с братьями и сестрами, однако она увеличивает и вероятность того, что первые вторгнутся на «частную» территорию последних. Это может рассматриваться как покушение на зарождающееся у детей старшего возраста чувство собственности и личной жизни, а также представлять серьезную опасность для самих младенцев, поскольку игрушки старших часто имеют мелкие детали, которые маленький ребенок способен проглотить. Эту проблему можно решить выделением для детей более старшего возраста недоступных для младенцев закутков, где они смогут играть и хранить свои вещи без боязни постороннего вторжения.
Ребенок в рассматриваемом возрасте может быть забавным партнером в игре для детей более старшего возраста.
Кроме того, сейчас ребенок способен дотянуться почти до любой вещи в его поле зрения и схватить ее. Поэтому актуальным становится вопрос совместного использования. Дети до трех лет просто не способны делиться чем-нибудь с другими без убедительного уговаривания со стороны взрослых, а в большинстве случаев требуется их прямое вмешательство. По возможности постарайтесь обойти эту проблему, убеждая детей играть собственными игрушками, даже если они сидят бок о бок. А для совместной игры предложите им полистать книжки, послушать музыку, покатать друг к другу мячик или поиграть в прятки. Другими словами, заняться чем-то, требующим взаимодействия.
Бабушки и дедушки
Младенческий возраст (от 8 месяцев до года) - прекрасное время насладиться своим внуком или внучкой. Сейчас они намного активнее физически, экспрессивнее эмоционально и знают больше слов и выражений. Однако в этом возрасте дети могут также испытывать необычное беспокойство и без особого энтузиазма ходят в гости к бабушке с дедушкой. Не принимайте это на свой счет. Такое поведение вполне характерно для нормального развития. Просто продолжайте, как и прежде, окружать ребенка своим вниманием и любовью. Не надо думать, что в этот период его отчужденности вам необходимо удвоить свои усилия. Будьте терпеливы, и со временем видимая неприветливость исчезнет.
В своем поведении с внуком или внучкой учитывайте их прогресс в развитии.
Ползание. Опуститесь на пол рядом с ребенком настолько, насколько это позволяет ваше физическое состояние. Это очень позабавит и подбодрит его. Он с удовольствием станет ползать по направлению к вам. Однако предварительно осмотрите пол. На нем не должно быть никаких потенциально опасных предметов, поскольку ребенок хватает любую попавшуюся ему под руку вещь и тянет ее в рот.
Точные движения. Продумайте ряд игр, в которых требуется использование моторных навыков. Открывайте и закрывайте с ним различные емкости, вкладывайте в коробочки различные предметы и вынимайте их, нажимайте на рычажки и т.п. Дети не устают повторять одно и то же снова и снова, вырабатывая таким образом точность своих движений.
Речевые навыки. Читайте ребенку книжки и слушайте вместе с ним музыку. Постоянно разговаривайте с ребенком и прислушивайтесь к тому, что произносит он. Если обычно вы говорите на языке, отличном от того, к которому привык ребенок, не бойтесь обращаться на нем к нему, если не возражают родители.
Основы ухода. Для детей рассматриваемой возрастной группы очень важным является постоянство в отношении питания И сна. Держите дома запас питания «для маленьких». Можно также составить «бабушкино меню», на которое может рассчитывать ребенок. Когда он остается у вас на целый день и с ночевкой, время его дневного отдыха и ночного сна по возможности не должно отличаться от привычного для него. Изменение распорядка иногда приводит детей в замешательство.
Безопасность. Для обеспечения безопасности ребенка соблюдайте изложенные в конце этой главы меры безопасности. В верху и в низу лестницы ограничьте к н£й доступ дверцами. На всех острых краях и выступах должно быть мягкое защитное покрытие. Не используйте ходунки. В рассматриваемом возрасте дети довольно сильны и очень подвижны, поэтому подгузники рекомендуется менять вдвоем. Для уменьшения риска соскальзывания ребенка с пеленального столика подгузники лучше менять на диване или на покрытом ковром полу. Во время смены подгузников постарайтесь отвлечь ребенка чем-нибудь занимательным.
Напоминание о вакцинации
В возрасте одного года (или в ближайшие последующие месяцы) ребенку должны ввести вакцину от кори, свинки и краснухи (MMR). (Согласно календарю профилактических прививок, в России вакцинацию от кори, свинки и краснухи проводят в 12-15 месяцев.) Она защитит его от трех серьезных заболеваний, характеризующихся высокой температурой, сыпью и другими симптомами. Кроме того, они чреваты опасными осложнениями (пневмонией у детей больных корью и нарушением слуха у больных свинкой). В настоящее время рекомендуется вводить ребенку первую дозу MMR в возрасте от 12 до 15 месяцев.
Если ребенок не переболел ветряной оспой, то в 12-месячном возрасте или позднее ему должны ввести вакцину против этого заболевания. (В российском календаре профилактических прививок не предусмотрена вакцинация детей от ветряной оспы, поскольку заболевание протекает, как правило, в легкой форме и после перенесенной болезни вырабатывается стойкий пожизненный иммунитет.)
В возрасте от 6 до 18 месяцев вводится третья доза вакцины против гепатита В. (Российским детям третья вакцинация против гепатита В проводится вместе с третьей вакцинацией АКДС и против полиомиелита в возрасте 6 месяцев.)
Меры безопасности
Автомобильные сиденья безопасности
- Прежде чем садиться за руль, пристегните ребенка к закрепленному сертифицированному автомобильному сиденью безопасности для младенцев. Сиденье устанавливается лицом к багажнику автомобиля. В такое сиденье ребенка можно продолжать сажать по меньшей мере до года или пока он не достигнет веса в 9 кг. Американская академия педиатрии рекомендует как можно дольше возить детей лицом в противоположную движению автомобиля сторону, предпочтительно до достижения ребенком максимально допустимого для сиденья безопасности веса (до тех пор, пока голова ребенка будет находиться ниже верхнего края заднего сиденья).
Падения
- Доступ к лестнице вверху и внизу должен быть ограничен дверцами. Закрывайте помещения с мебелью, на которую ребенок может взобраться, а также с предметами с острыми краями и углами, о которые при падении он может удариться.
- Не разрешайте младенцу взбираться на стулья с узким основанием и спинкой из перекладин. Он начнет пробовать подняться по перекладинам, и стул опрокинется. В результате ребенок может получить травму головы или перелом руки либо ноги.
Ожоги
- Никогда не курите, а также не ешьте, не пейте и не переносите ничего горячего с ребенком на руках.
- Никогда не оставляйте емкости с горячей жидкостью на краю стола.
- Не разрешайте ребенку ползать возле кухонной плиты, напольных обогревателей и печных отдушин.
Утопление
- Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, в детском бассейне, у открытого унитаза, возле ведра или кухонной раковины с водой. Выливайте воду из всех емкостей сразу же после ее использования.
Отравление и асфиксия
- Никогда не оставляйте мелких предметов там, где ползает ребенок.
- Не давайте ребенку твердых кусочков пищи.
- Храните все лекарства и различные чистящие средства вне досягаемости ребенка.
- Закрывайте предохранительными щеколдами выдвижные ящики и шкафчики с потенциально опасными для ребенка предметами.