Параметры развития функциональных систем ребенка
Развитие ребенка происходит по определенным законам, по мере того как созревают отдельные функциональные системы организма.
Прежде всего, это нервная система: головной мозг, спинной мозг и нервы, а также мускулатура и другие органы тела. В определенные возрастные периоды, связанные в основном с созреванием центральной нервной системы, у здорового ребенка развиваются различные способности. Здесь важны не только природные задатки, но и стимуляция извне, исходящая от матери и семьи в целом.
Детский возраст, как уже было сказано, делится на следующие периоды:
- ранняя новорожденность, от 0 до 7 дней, — период, характеризующийся адаптацией к внеутробной среде;
- поздняя новорожденность, от 8 до 28 дней, — период продолжающейся адаптации к внеутробной среде;
- грудной возраст, от 0 до 1 года, — активнейшее по качественным и количественным характеристикам развитие двигательных и психических функций;
- раннее детство, от 1 до 3 лет, — оттачивание полученных навыков, развитие речи, развитие социальных и гигиенических навыков;
- дошкольный возраст, от 3 до 6 лет, — качественное развитие психических функций, улучшение моторики;
- школьный возраст, от 6 до 15 лет, — способность к систематической эмоциональной работе в рамках посещения школы, завязывание новых социальных контактов.
Обсуждение различных способностей детей часто становится темой разговора матерей, сравнивающих своих чад. Однако различные навыки приобретаются разными детьми не в одно и то же время, и это не должно беспокоить родителей. Чтобы мы могли ориентироваться, когда именно ребенок должен уметь делать то или другое, надо непременно соотносить эти умения с возрастом ребенка (мы говорим о здоровых доношенных детях).
Приблизительная схема «Возраст ребенка и его навыки и умения» лишь поможет нам сориентироваться в наших представления^ о том, что именно ребенок того или иного возраста должен был бы уметь. Каждый ребенок индивидуален — что-то он умеет чуть раньше, что-то чуть позже. Каждый малыш живет в особой, своей среде, каждого по-разному стимулируют. У каждого есть собственные таланты, и в чем-то один всегда отстает от другого. Наша схема вовсе не должна расстроить тех матерей, чьи дети не обладают всеми перечисленными здесь навыками и умениями. К примеру, даже банальная вроде бы болезнь (грипп, ОРВИ, понос) может неблагоприятно отразиться на развитии малыша и даже на какое-то время приостановить его. В случае возникновения вопросов советуем обращаться к педиатру, который хорошо знает ребенка, следит за его развитием и поэтому сумеет дать полезную рекомендацию и успокоить родителей. Педиатр обязательно следит за слухом и зрением ребенка. В случае сомнений он непременно пошлет ребенка на исследование в клинику. Очень полезно вести «дневник новых умений» ребенка. Потом можно будет проследить (и это очень важно), насколько равномерным было развитие малыша, сравнить его с развитием, к примеру, старшего братика или ровесника.
Родители серьезно относятся к школьному образованию ребенка в целом и к его успеваемости в частности. Общая оценка ребенка учителем и родителями напрямую зависит от оценок в школе. Любое ослабление состояния здоровья, отклонение в физическом шги эмоциональном развитии могут стать тормозом и в будущем помешают ребенку успешно учиться. Трудности в школе или даже полный провал прямо на старте школьных лет снижает мотивацию ребенка и может привести к конфронтации с другими детьми. Ослабляют ребенка и эмоциональные страдания, которые переживают сегодня многие ребята, вынужденные жить в эпицентре семейных конфликтов либо в разрушающейся семье.
Принято считать, что понятие школьной зрелости обозначает достижение такого уровня физического и душевного развития, который позволяет ребенку освоить школьную программу и требуемые от школьника навыки.
Физическое развитие ребенка регулярно отслеживается педиатром в рамках профилактических осмотров. Кроме физического состояния врачи учитывают также социальные и психологические факторы.
Существует целый ряд критериев школьной зрелости. Самый простой из них — возрастной критерий, то есть достижение ребенком возраста 6,5 лет до 1 сентября текущего года. Одного этого, разумеется, недостаточно. Для 10—20 процентов детей из-за их незрелости, неготовности к началу учебы в школе это риск. Учиться им будет трудно или даже невозможно.
Возраст ребенка и его навыки и умения
Возраст ранней новорожденности (до 7 дней)
- в положении на спинке верхние и нижние конечности согнуты (флексионная поза);
- ручки сжаты в кулачки;
- если потянуть малыша за ручки, чтобы усадить, головка откидывается назад;
- на животике с напряжением поворачивает головку набок, попка поднята кверху — таз не касается пеленки;
- если вложить в ручку какой-нибудь предмет (например, ваш палец), то наблюдается сильный хватательный рефлекс;
- если «поставить» новорожденного (крепко держа его под мышки), он способен сделать примитивные шажки (автоматическая походка новорожденного); если приложить руку к ступням новорожденного, он отталкивается и совершает ползающие движения v них тот же механизм, что и у автоматической походки новорожденного.
1 месяц
- в вертикальном положении ребенок может хотя бы на один момент удержать головку поднятой;
- в положении на животике ненадолго может приподнять головку над пеленкой, таз не касается пеленки (ребенок вроде бы «стоит на коленках»); если потянуть малыша за ручки, чтобы усадить, головка откидывается назад;
- когда к ребенку обращается мать (слова произносятся медленно, тихо), он способен недолго фиксировать на ней взгляд;
- в положении на спинке может недолго следить взглядом за ярким (например, красным или оранжевым) предметом, но под углом обзора меньше 90 градусов; реагирует движением всего тела на сильный слуховой или световой раздражитель;
- в спокойном состоянии, в хорошем настроении, сытый и довольный может коротко улыбаться матери.
1,5 месяца
- в положении на животике может ненадолго оторвать подбородок от пеленки;
- если потянуть малыша за ручки, чтобы усадить, головка откидывается назад не так заметно, как раньше; улыбается матери, длительность и частота улыбок увеличиваются;
- лежа на спинке, способен следить за качающейся игрушкой, повешенной прямо перед ним; начинает следить глазами за движущимся человеком.
2 месяца
- если удерживать ребенка в вертикальном положении, он какое-то время может держать головку прямо, но затем она у него падает вперед;
- в положении на животике упорно поднимает головку над пеленкой, но только под углом в 45 градусов;
- время от времени разглядывает свои ручки;
- начинает разглядывать медленно движущиеся предметы.
3 месяца
- в положении на животике поднимает головку и опирается на предплечья, головку и плечи поднимает под углом 45—90 градусов по отношению к пеленке, на которой лежит;
- если потянуть малыша за ручки, чтобы усадить, головка откидывается назад лишь слегка, либо он даже способен какое-то время удержать ее;
- исчез врожденный хватательный рефлекс, время от времени удерживает игрушку в ручке, но лишь недолго;
- ручки, в отличие от предыдущих возрастных периодов, больше не сжаты в кулачки;
- следит глазами за качающейся игрушкой под углом в 180 градусов, очень быстро замечает новые предметы вокруг себя;
- издает звуки — «гулит» и радуется этому; лежа на спинке, следит за движениями своих ручек;
- пытается схватить предмет, но ошибается с расстоянием.
4 месяца
- если придерживать ребенка в сидячем положении, головку он всегда держит прямо и активно оглядывается по сторонам;
- в положении на животике держит головку и грудную клетку под углом 90 градусов к пеленке, опираясь на предплечья;
- при потягивании за ручки в сидячее положение головка уже почти не откидывается назад;
- играет со своими ручками, приближает их к предмету — игрушке, но движения неточные, малыш «промахивается» и не может взять предмет;
- долго играет с погремушкой, которую вкладывают ему в ручку;
- радуется, когда видит игрушку; проявляет интерес к груди или бутылочке; громко смеется, оборачивается на звук.
5 месяцев
- уверенно держит головку;
- при потягивании за ручки головка не падает назад;
- умеет взять предмет, играет с игрушками, брызгается в ванночке, мнет бумагу;
- смеется своему отражению в зеркале;
- смотрит на упавшую игрушку;
- лежа на спине, перекатывается на бочок.
6 месяцев
- в положении на животике удерживает головку и грудную клетку на разогнутых ручках, грудная клетка и верхняя часть животика не прикасаются к пеленке; при потягивании за ручки в положение сидя сначала приподнимает головку над пеленкой, на которой лежит;
- сидит с опорой несколько минут;
- поворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- держит бутылочку с питьем;
- если ребенка придерживать, он может стоять, удерживая максимум своего веса;
- смеется и радостно визжит при виде своего отражения в зеркале;
- если в одной руке у малыша, к примеру, кубик, то он роняет его, если ему предложить второй;
- когда игрушка падает, он ее ищет;
подражает некоторым гримасам взрослых (высовывает язык и т. д.); - боится чужих людей; смеется при игре в прятки;
- начинает различать любимые и нелюбимые блюда.
7 месяцев
- на животике удерживается, опираясь на одну ручку; может сидеть, держа ручки перед собой и опираясь на них;
- может недолго стоять с поддержкой, причем коленные и тазобедренные суставы выпрямлены; сам поднимает головку, когда лежит на спине; перекладывает предметы из одной ручки в другую; все предметы тянет в рот;
- может самостоятельно съесть, к примеру, печенье, кусочек рогалика и т. п.;
- очень любит играть с бумагой;
- реагирует на свое имя; умеет подражать некоторым движениям;
- произносит отдельные слоги (да, ба, па); хорошо пьет из чашки, ест твердую пишу.
8 месяцев
- легко удерживает, стоя на ногах (с опорой), свой вес;
- сидит несколько секунд без поддержки;
- удваивает слоги (ба-ба, па-па); ползает.
9 месяцев
- стоит возле мебели, придерживаясь руками;
- легко удерживая равновесие, сидит 10 и более минут;
- наклоняется вперед, сохраняя равновесие, но не может пока наклоняться в стороны;
- может поднять небольшой предмет (например, мячик, шарик) «пинцетным захватом» — то есть удержать указательным и большим пальцами;
- если в ручках малыша будут два одинаковых или похожих предмета (например, кубики), то он сблизит их, как бы пытаясь сравнить;
- умеет прикрывать лицо, если не хочет умываться;
- с этого возраста наблюдается волнение при виде знакомого и любимого блюда;
- лучше и дольше концентрирует внимание во время игры.
10 месяцев
- сам встает;
- сам садится, сидит без риска упасть; уверенно ползает;
- показывает на предметы указательным пальцем;
- начинает зажимать игрушки между большим и остальными пальцами руки («шепотный захват»);
- умеет показывать «пока-пока», играть в «Ладушки» и т. п.;
- начинает помогать, когда его одевать и обувают;
- с девяти месяцев реагирует на простые вопросы типа: «Где папа, мама?» — и подобные.
11 месяцев
- стоя при поддержке, делает шажок одной ногой;
- сидя, наклоняется в стороны и держит равновесие;
- если попросить, подаст предмет, но не отпустит его;
- укладывает предметы в ящик или коробку и вынимает их оттуда;
- у него уже есть собственное осмысленное слово.
Около 1 года
- умеет бочком двигаться вдоль мебели;
- если держать за обе ручки, то ходит;
- в сидячем положении поворачивается кругом в поисках игрушки;
- катает мяч, подает игрушку, выпуская ее из руки; интересуется картинками в книжках.
1 год
- ходит, если держать за одну ручку;
- делает первые самостоятельные шажки;
- ходит на четвереньках, как медвежонок;
- ползает на попе;
- понимает простые вопросы типа: «Где твоя машинка?», «Где твой мячик?» и т. п.;
- целует;
- говорит 2—3 осмысленных слова; стесняется.
1 год 1—3 месяца
- самостоятельно стоит довольно долго без опоры;
- умеет хорошо ходить по ровной поверхности;
- ставит друг на дружку два кубика;
- знает 5 слов;
умеет подражать некоторым животным.
1 год 4—6 месяцев
- поднимает предмет с пола и не падает;
- залезает на низкий стульчик;
- грузно удирает прочь;
- ставит друг на дружку 3 кубика.
1 год 7—10 месяцев
- если придерживать, ходит по лестнице не чередуя ноги;
- говорит предложения из 2—3 слов;
- подражает простым действиям взрослых или старших детей.
1 год 10 месяцев - 2 года
- по лестнице ходит самостоятельно;
- начинает склонять существительные и спрягать глаголы;
- играет среди детей — но не с ними.
2 года 1—6 месяцев
- самостоятельно идет по лестнице, чередует ножки;
- расстегивает и застегивает пуговицы;
- называет людей и предметы на картинке;
- самостоятельно ест ложкой и чаще всего не обливается.
2 года 7—9 месяцев
- может очень недолго постоять на одной ножке;
- зашнуровывает ботинки;
- повторяет коротенький рассказ;
- во время игры подражает людям из своего окружения.
3—4 года
- недолгое время стоит на одной ножке; прыгает в длину;
- фигурку человека рисует 6т туловища («голово-ножка»);
- повторяет стишок, называет деятельность на картинке;
- рассказывает более длинную историю;
- хочет, чтобы его похвалили;
- мешает правду с вымыслом;
- одевается и раздевается почти самостоятельно.
4—5 лет
- скачет на одной ножке;
- сам умывается и причесывается;
- знает, как его зовут, сколько ему лет и где живет;
- не путает понятия «завтра» и «вчера»;
- рисунки реалистичны;
- расстается с детской артикуляцией;
- речь по форме и содержанию начинает напоминать речь взрослого человека;
- различает левую и правую руки;
- понимает, что такое состязание.
5—6 лет
- умеет завязывать шнурки;
- помнит наизусть довольно длинный стишок;
- знает, когда утро, а когда вечер;
- знает, где и что покупается;
- доводит до конца задание, требующее терпения и упорства.
Также существуют отличительные особенности в развитии мальчиков и девочек — зачастую у мальчиков социальное развитие в дошкольном возрасте более медленное и неровное. Это запаздывание по сравнению с девочками составляет в среднем три месяца.
Очень важную роль играет воспитательная среда — стимулирующее родительское окружение весьма значительно снижает риск незрелости в сравнении с невнимательным и равнодушным окружением (проблемные семьи, детские дома и т. д.).
Ребенок, готовый к школе, способен рассказывать о своих впечатлениях отдельными предложениями и несложными фразами, не делая грамматических ошибок и с правильным произношением. Что касается двигательного развития, то должно исчезнуть множество лишних и бесцельных движений, ребенок становится более дисциплинированным, он способен в течение определенного времени следить за своим поведением и сидеть спокойно. Он умеет отличать игру от обязанностей, способен выполнять задания. Успеваемость в школе напрямую связана с эмоциональной уравновешенностью и умением справиться в том числе и с неудачей. Социальная зрелость позволяет ребенку на несколько часов оторваться от матери и подчиниться авторитету учителя. Необходимо также, чтобы ребенок умел сойтись со своими сверстниками.
Чем отличаются «незрелые» дети? Они слишком беспокойные (либо, наоборот, явно подавленные): суматошные, импульсивные, неуклюжие, нерасторопные, не умеющие сосредоточиться, инфантильные, зависимые, несамостоятельные, слишком чувствительные, боязливые, порывистые, неуправляемые, упрямые, плохо идущие на контакт, склонные к негативизму и т. д.
Обычно таких детей можно подразделить на несколько групп:
- дети с недостатками физического развития и отклонениями в состоянии здоровья;
- дети с запоздалым эмоциональным развитием;
- дети с неравномерным развитием, с нарушениями отдельных функций и способностей;
- дети с невротическими чертами характера;
- дети, воспитывающиеся в неблагоприятной среде.
Существует вполне реальна необходимость отдать такого ребенка в школу на год позже: за этот год ребенок «дозреет» и сумеет успешно включиться в процесс учебы без угрозы того, что ему будет трудно или даже невозможно ходить на занятия и делать уроки.
«Доброе начало всему голова!» — этот принцип пропагандировал Ян Амос Коменский. Вступление в школьную жизнь может оказаться сложным и для детей, и для родителей. Но у хорошо подготовленного и всесторонне созревшего для школы ребенка не будет неразрешимых проблем. Наоборот, кроме образования, школа сулит ему познание радости от успехов и крепкие социальные связи.