Графики роста ребенка
Соответствующий возрасту физический рост, является признаком здоровья и благополучного развития ребенка.
Регулярное отслеживание основных физических размеров проводится во время профилактических осмотров у педиатра. Такой врачебный осмотр предполагает измерение длины тела или роста ребенка (детей до двух лет измеряют лежа), его массы тела и — у детей до 1,5 лет— окружности головы.
Результаты врач заносит в медицинскую карту. Но чтобы эти измерения оказались по-настоящему полезными, их надо не только отметить, но и сравнить с величинами, обычными для данного населения (для нашей популяции в целом). Для этого используются графики роста (центильные графики).
Оценка роста ребенка, в отличие от его измерения, пока не является обязательной составляющей профилактических осмотров. Но если не измерять младенцев, то будет трудно понять, насколько усваивается ими материнское молоко, а когда они подрастут, родители, возможно, столкнутся с проблемой слишком поздней диагностики некоторых отклонений своих детей в росте и других серьезных заболеваний, в том числе психических. Не в последнюю очередь измерение важно для выявления вредных привычек, касающихся питания ребенка, что в дальнейшем может привести как к чрезмерной массе тела и ожирению, так и к слишком маленькому весу.
Регулярная оценка развития ребенка с, помощью графиков роста поможет уловить один из первых сигналов о некоторых серьезных заболеваниях — еще до того, как эти болезни проявятся клинически.
Центильные графики в основном состоят из линий, отвечающих величинам 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 центилей референсных значений. Пятидесятая центиль, то есть медиана, жирная средняя линия во всех графиках роста, отражает самое частое значение физического признака. Чем больше другие кривые отдалены от средней кривой, тем аномальнее их величины. Величины, расположенные выше центральной линии, соответствуют величинам более высоким, чем средние для данной возрастной категории, величины, расположенные ниже, — более низким, чем средняя величина. После внесения соответствующего конкретного измерения ребенка в график можно мгновенно сравнить его показатели с показателями его ровесников и заметить возможное отступление от нормы.
Чаще всего для оценивания процесса роста (физического развития) ребенка используют показатель физического роста в комбинации с соотношением роста и массы тела (у детей от 2 до 5 лет) и иногда ИМТ у детей постарше. Окружность головы тесно связана с развитием мозга и потому очень внимательно отслеживается у маленьких детей.
Большинство показателей на графиках роста соотносится с возрастом ребенка. Исключение составляет график массы тела, соотнесенной с ростом (длиной) ребенка. В качестве примера мы приводим работу с графиком физического роста, соотнесенного с возрастом.
Пример: физический рост семилетней девочки 128 сантиметров.
Последовательность действий: на горизонтальной оси графика физического роста для девочек находим возраст 7 лет, а на вертикальной оси - рост 128 сантиметров. Там, где пер пендикуляры, исходящие из осей, пересекаются, ставим точку. Она показывает нахождение ребенка в «коридоре» центильного графика. Выясняем, что полученная величина отвечает 75 центилям. Это значит, что 75 процентов семилетних девочек ниже 128 см, а 25 процентов - выше 128 сантиметров. Измеряемая девочка выше большинства своих ровесниц.
При использовании графиков роста нельзя придавать слишком большое значение результатам одного измерения. Важнее то, как именно расположены на графике точки отдельных измерений ребенка и как выглядит линия, их соединяющая.
Хорошо, если бы по сравнению с ними линия вашего ребенка не слишком опускалась и не слишком поднималась. При значительных интервалах между отдельными измерениями эта линия носит лишь вспомогательный характер, никак не отражая истинного процесса роста.
Если в это время контролируется масса тела и соблюдается, скажем, восстановительная диета, то происходящее в порядке вещей. В том, случае, если данная тенденция отмечается у соотношения массы тела и роста, или же у ИМТ, то чаще всего это свидетельствует о несоразмерном увеличении веса.
Как мы проводим определение роста? При оценке полученных значений с помощью графиков роста нами непременно учитываются обстоятельства, которые могли повлиять на рост ребенка. Точно так же при оценке физических характеристик мы обязательно рассматриваем процесс роста в целом. Поэтому результаты, выведенные на основании общих оценок, должны непременно попасть в руки врача. Следовательно, приведенный ниже текст является для родителей лишь информативным.
У детей, находящихся на смешанном вскармливании, можно иногда наблюдать, что линия, которая получается при соединении отдельных точек на графике длины тела и графике соотношения массы и длины тела, с момента рождения и на протяжении примерно трех месяцев поднимается быстрее, чем кривые графиков роста. Позже эта кривая постепенно начнет опускаться относительно линий графика. Прибавка в весе у детей, вскармливаемых исключительно грудью, может быть меньше, чем у детей, получавших докорм или находившихся только на искусственном вскармливании. Однако, учитывая все преимущества, которые дает детям грудное вскармливание, в большинстве случаев не нужно немедленно прибегать к искусственному докармливанию ребенка.
Ниже мы приводим для ориентировки способ оценки роста и массы тела, или же индекс массы тела.
При оценивании роста необходимо учитывать и рост обоих родителей, особенно в случае предельных цифр.
Оценка ребенка по центильному графику роста
97 и выше..............................Очень высокий
90-97...................................Высокий
75—90...................................Выше среднего
25—75...................................Средний
10—25...................................Ниже среднего
3—10.....................§..............Низкий
3 и ниже................................Очень низкий
Данные «дентального коридора» (согласно графику соотношения массы и роста тела) и графика индекса массы тела не всегда соответствуют одно другому. Более высокие показатели ИМТ (индекса массы тела) в некоторых случаях не обязательно однозначно свидетельствуют о повышающемся уровне жировой составляющей в теле: например, если подросток активно занимается спортом, это показатель увеличения мышечной массы.
Оценка ребенка по центильному графику соотношения массы проста тела, или по индексу массы тела
97 и выше.............................Ожирение
90—97.................................Избыточный вес
75—90.................................Плотный
25—75.................................Пропорциональный
10—25.................................Стройный
3—10..................................Пониженный вес
3 и ниже..............................Худой
Для полноты картины мы приводим здесь способы измерения массы тела, соотношения роста и массы тела, окружности головы и высчитывание индекса массы тела, которыми пользуются врачи.
Масса тела. Массу тела у детей до 18 месяцев мы определяем на весах для грудничков, а у детей, способных стоять без поддержки, на специальных «стоячих» весах. Груднички взвешиваются голенькими, на пеленке, вес которой затем вычитается; других детей лучше всего взвешивать в нижнем белье. На весах ребенок равномерно опирается на обе ноги, всегда без обуви, руки свободно свисают вдоль тела, ребенок ни к чему не прислоняется и ни до чего не дотрагивается. Используемые приборы: индивидуальные весы, весы для грудничков.
Длина тела /рост. Детей до 24 месяцев измеряют лежа, более старших детей — стоя. Для измерения детей до 24 месяцев используются лоток или пеленальный столик и сантиметровая лента. В случае грудничков всегда требуются два человека: один придерживает головку ребенка таким образом, чтобы она темечком касалась вертикальной поверхности возле нулевой отметки ростомера, а второй держит выпрямленные ножки малыша, легонько надавливая на коленки, и придвигает деревянную планку к пяточкам ребенка таким образом, чтобы можно было увидеть нужную цифру на шкале. Условием правильного измерения является одновременное касание обеих пяточек малыша планки ростомера. Точность составляет 0,1 сантиметр.
Рост в стоячем положении измеряется у вертикальной стойки ростомера. Во время измерения ребенок стоит прямо на ровной поверхности, равномерно опираясь на обе ноги, ступни сведены вместе, руки вдоль тела. Ребенок смотрит прямо перед собой. Спина в области лопаток, ягодиц и пяток касается вертикальной стойки, затылок в особенности. Перед измерением необходимо пригладить волосы на макушке. Дома для измерения роста используется бумажный ростомер и проч.
Окружность головы. Окружность головы измеряем с помощью сантиметровой ленты, накладывая ее спереди на брови, а сзади — на наиболее выпуклые точки затылка. Лента плотно прилегает к голове и не должна проходить по верхней части ушной раковины. Лента находится на одинаковой высоте с обеих сторон головы. Смотрим значение измерений спереди. Не измеряем поверх заколок, резиночек, головных повязок, пучков и т. п. (иногда приходится убирать помеху из прически). Точность измерения 0,1 сантиметр. Используемые приборы: сантиметровая лента.
Напомним, что величину индекса массы тела (ИМТ) вычисляем по следующей формуле:
ИМТ = масса тела (кг) / [рост (м)]2
Пример: масса тела равняется 50всг, рост 160 см. Расчет. ИМТ = 50/ (1,6)2 = 19,53.