Девятый месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход
Малыш уже довольно быстро ползает и перемещается на четвереньках.
Он еще не ходит, но скоро пойдет.
Мелкая моторика
Малыш не только бросает предметы на пол, его любимое занятие теперь — складывать предметы в какую-нибудь емкость, затем доставать их оттуда и повторять эти действия снова и снова. Он уже может протянуть предмет окружающим его людям. Он самостоятельно берет в рот соску или вынимает ее изо рта и может сам пить из бутылочки.
Ритм ребенка
Питание
Ритм ребенка примерно соответствует ритму жизни взрослого человека. Малыш получает смесь (или грудное молоко) два-три раза в день.
- Утром: грудное молоко или бутылочка смеси.
- В обед: 6-8 ложек овощного супа с небольшим количеством растительного масла и 20-30 граммов ветчины, рыбы или мяса птицы. Животный белок — сильный окислитель, поэтому его следует вводить крайне медленно и только в обеденное время, по очереди (попробуйте один из продуктов несколько раз, а затем замените его: так вы убедитесь в том, что пища не вызывает у ребенка аллергии). Ритм: сначала раз или два раза в неделю, затем раз в три дня, затем раз в два дня.
- Полдник: молочные продукты или смесь свежих фруктов, немного фруктового сока, печенье или подсушенный хлеб.
- Ужин: та же пища, что и в предыдущем месяце, без животного белка, а затем грудное молоко или бутылочка смеси.
Когда малыш бодрствует
Ваш младенец переполнен энергией: перед лицом огромного мира, который нужно исследовать, ему сложно сохранять спокойствие даже на мгновение. Ему хочется ко всему прикасаться, он обожает шуметь. Однако, если вы заберете у него игрушку, он может запротестовать: теперь он уже может заявить о своих потребностях и желаниях и с удовольствием это делает!
В этом возрасте велик страх расставания с матерью. Чтобы успокоиться, малыш часто сосет большой палец или соску.
Малыш активно учится говорить, его лепет все больше и больше напоминает настоящие слова: прежде всего это «ма» и «па». Кроме того, он понимает куда большее количество слов, чем может использовать. Это прежде всего его имя, на которое он отзывается, поворачивая голову или прерывая свое занятие, чтобы увидеть, кто его зовет. Но к тому же это еще и слова, связанные с повседневной жизнью (бутылочка, купание, прогулка, баюкание). Более того, малыш начинает осознавать смысл основных слов, которые он освоит в ближайшие месяцы: прежде всего это «нет», а также некоторые простые требования — «дай», «на»... Он начинает повторять за вами некоторые жесты: если вы приветственно машете ему рукой, он делает то же самое; если вы бросаете ему мячик, он бросает его обратно; если вы ругаете его или строго на него смотрите, он начинает плакать.
Здоровье ребенка
Девятый месяц: посещение участкового педиатра
В девять месяцев рост ребенка составляет около 70см, вес — от 8 до 10 кг, окружность черепа — от 45 до 46 см.
Прежде всего врач проверяет остроту зрения и слуха малыша. Для этого он встает за спиной ребенка и использует коробочки, которые издают различные звуки. Если ребенок поворачивает голову в нужную сторону — он хорошо слышит. В противном случае, убедившись, что речь не идет о простой проблеме с согласованностью действий или о недостатке внимания, врач направит вас к детскому ЛОР-врачу.
Природные средства для укрепления иммунной системы
Начиная с самых первых месяцев жизни и на протяжении всего детства иммунной системе малыша приходится нелегко: первые столкновения с вирусами, формирующие иммунитет, прорезывание зубов, скачки роста и общее укрепление организма... Гомеопатические средства и пищевые добавки обеспечат организму ребенка равновесие, необходимое для защиты от микробов и вирусов. Еще раз напомним: если вы кормите грудью, вы можете сами принимать эти препараты (или принимать их одновременно с малышом): так они попадут в ваше молоко и придадут ему свои свойства.
Гомеопатия
«Эхинацея 4 СН» и «Силицеа 9 СН», по 1 дозе раз в неделю или в две недели в зимнее время: эти средства содержат минеральные соли, которые укрепят организм вашего ребенка. Регулярное применение пробиотиков (разработанных специально для детей) обеспечит «цельность» кишечной флоры и даст организму возможность защищаться от внешних воздействий. Кроме того, вам также помогут «иммунные сиропы» на основе растений и витаминов: эти готовые к употреблению препараты можно использовать с самых первых месяцев жизни ребенка.
Время запретов
Малыш ползает настолько активно, что готов преодолевать препятствия. Любимое занятие — пролезать, протискиваться, проползать под стульями, под кроватью, под столом, прятаться за диванами и креслами. Очень востребованы в этот период диванные подушки: на них можно сидеть, их можно поставить домиком, между ними можно пролезать. Под, над, между — вот те пространственные понятия, которые ребенок сейчас осваивает не на уровне слов, а в ощущениях.
Придя на детскую площадку, «ползунки» очень интересуются лестницами, но забраться на них еще не могут. Подсадите своего кроху, помогите ему преодолеть хотя бы первую ступеньку, потом еще одну. Дома можно сделать лестницу из диванных подушек и стимулировать малыша, положив каждый раз на следующую ступеньку какую-нибудь интересную игрушку. Ребенок с увлечением карабкается вверх, а вот спуститься пока еще не может, поэтому будьте рядом, чтобы он не испугался. Как только он устанет, просто спустите его на пол.
В этот период многие родители совершают серьезную ошибку — начинают ребенка запугивать. Конечно, соблазн велик. Малыш становится все более активным, уследить за ним сложно. И в лексиконе взрослых появляются фразы: «Не лезь. Упадешь, будешь плакать», «Не трогай, будет больно», «Не бери в рот, заболеешь». В чем ошибка?
Во-первых, человеческое восприятие устроено таким образом, что мы опускаем частичку «не». И если взрослый в состоянии этот процесс сознательно контролировать, то ребенок слышит буквально наоборот: «лезь», «тяни в рот», «трогай». Во-вторых, маленькие дети не усваивают длинные предложения, они воспринимают только конец. А что мы говорим в конце? «Упадешь», «будешь плакать», «будет больно», «заболеешь». Причем, произносится это с опаской, чтобы и через интонацию дать понять ребенку, как страшно то, что он затеял. Последите за собой. Как часто вам приходится прибегать к таким «пугалкам»? Конечно, если у вас пару раз вырвалось нечто подобное, ничего страшного не произойдет. Но если это ваша сознательная тактика, если вы именно таким способом обычно удерживаете ребенка от деятельности, вы формируете у него опасливое отношение к миру. Через какое-то время может обнаружиться, что ваш прежде шаловливый и активный малыш вдруг начал всего бояться, стал менее любопытным и активным.
«Пугалками» чаще всего увлекаются бабушки, а вот папы к ним прибегают редко. Поэтому, если вы хотите развить в ребенке познавательную активность и снизить его тревогу по отношению к окружающему миру, необходимо, чтобы как можно больше с ним занимался именно папа. Даже если муж, на ваш взгляд, не проявляет должной осторожности, иногда стоит промолчать — материнский инстинкт часто преувеличивает опасность. Например, если папа поставил малыша на третью перекладину шведской стенки, а сам стоит рядом и страхует, ничего ужасного не произойдет. Ребенок не испугается высоты, он скорее испугается вскрика мамы, которая начнет его оттуда стаскивать.
И все-таки бывают ситуации, когда ребенка действительно надо остановить. Что же делать? Вот несколько правил, которых важно придерживаться, если вы что-то запрещаете:
- Не говорите малышу, чего ему НЕ делать. Очень часто мы слышим: «Не бегай. Не бесись. Не шуми. Не балуйся». Малыш останавливается в растерянности: «Ну хорошо, я остановился. Что дальше? Куда мне направить свою энергию?» Запрещая, старайтесь предлагать что-нибудь взамен: «Нельзя бить кошку. Давай лучше порисуем», «Слезь с горки, пойдем поиграем в песочнице».
- Если попытки отвлечь и переключить на другую деятельность не помогают, просто запретите словами «нет», «нельзя». При этом помните, что запрет должен быть коротким и однозначным.
- Не нужно объяснять ребенку, почему вы ему че-го-то не разрешаете. До 3-4 лет это просто бессмысленно. Мама сказала «нельзя» — этого достаточно.
- Бывает, что один родитель что-нибудь запрещает, а другой разрешает. Такое происходит довольно часто, ведь все мы выросли в разных семьях, с разными традициями и взглядами на воспитание. Тем не менее возьмите себе за правило: если один родитель запретил или разрешил что-либо, другой в присутствии ребенка должен его поддержать. Затем, оставшись наедине, вы с мужем сможете обсудить эту ситуацию и выработать единую тактику. Но начинать спорить при ребенке — большая ошибка. Для него мама и папа должны действовать в согласии друг с другом. Подвергая сомнению слова супруга, вы роняете его авторитет в глазах ребенка. А это намного серьезнее, чем удовлетворение ваших сиюминутных требований.
- В раннем возрасте речь родителей для малыша очень значима. Поэтому вполне достаточно сказать «нельзя» низким голосом и взять малыша за руку, чтобы он понял, что вы не шутите. И все-таки количество ваших «нельзя» должно быть ограничено, иначе они просто перестанут восприниматься всерьез. Оглядитесь и подумайте, каких «нельзя» в вашем доме можно избежать. Например, заклейте скотчем ящик, в который запрещаете залезать — вот уже минус одно «нельзя». Поставьте блокировку на краны газовой плиты — минус еще одно «нельзя». Старайтесь не злоупотреблять категорическими запретами: ситуаций, когда они нужны, не так уж много.
Развитие и воспитание
К девяти месяцам малыш уже может проследить траекторию движения движущегося объекта, и ему становится интересно устанавливать причинно-следственные связи: что будет, если упадет ложка? А если упадет чашка? Как реагирует мама, ребенок уже изучил — мама терпеливо поднимает. Может ли мама поднимать игрушки до бесконечности? Разумеется, нет. Что же делать?
Прежде всего, не раздражаться. Устали, спина болит — отвлеките малыша. Единственный прием, который здесь по-настоящему срабатывает, это переключение на другую деятельность. Но не переставайте улыбаться. Ваш малыш изучает и наблюдает, и ему важно, чтобы вы одобряли его деятельность.
Лепет малыша в этот период уже включает практически все основные звуки родной речи. Нет звука «р» — он появляется намного позже. Ребенок четко произносит «ма-ма-ма-ма-ма», «ба-ба-ба-ба-ба», «та-та-та-та-та». Причем эти сочетания звуков могут иметь отношение к самым разным предметам и действиям. Ну, например, «та-та-та-та-та» — это может быть едущая машина, «хочу танцевать», папа. Здесь важно подхватить диалог: «Ты хочешь танцевать? Танцуем-танцуем-танцуем».
Мы помним, что малыш воспринимает только последнее слово, последнюю фразу, поэтому в конце должно быть то существительное или тот глагол, которое, как вам кажется, имеет в виду ребенок.
Ребенок в девять месяцев уже реагирует на свое имя, может показывать предметы, которые мы называем.
Продолжается период подражания. Малыш с удовольствием копирует поведение взрослых. Например, папа покашливает, когда садится обедать. И ребенок, глядя на папу, тоже в какой-то момент начинает прыгать на стуле и покашливать. Как ведете себя вы, так будет вести себя и ваш ребенок. А значит... Если вы хотите, чтобы он приучался к порядку, поддерживайте дома порядок. Если вы хотите, чтобы он чистил зубы, сами не забывайте чистить зубы вместе с ним. Процесс воспитания уже идет полным ходом! В семье происходят скандалы — ребенок учится скандалить. Вы убираете свою обувь, не разбрасываете ее по коридору — ребенок будет так же ставить свои ботиночки на нужное место.
Малыш вступает в возраст противоречия. Дома и в чужой обстановке его поведение может сильно отличаться. К примеру, дома кроха весел и подвижен, любит играть, с удовольствием общается с бабушкой, когда та навещает внука. Но приехав с мамой к бабушке домой, он ведет себя совсем иначе. Те же самые действующие лица, но другая обстановка — и ребенок становится застенчивым, пугливым, цепляется за маму и ни с кем не хочет общаться. Связано это с той самой сепарационной тревогой, о которой мы уже много раз говорили.
Самая распространенная ошибка, которую допускают родители в этой ситуации, — начинают комментировать поведение ребенка: «Ой, он у нас такой стеснительный! Не обращайте внимания. Он сейчас привыкнет и расслабится». Этого делать ни в коем случае нельзя! Повторив десятки раз по разным поводам, что у вас стеснительный ребенок, вы внушите ему это, и он действительно станет стеснительным и боязливым. Дети склонны вести себя так, как говорят о них родители. И если вы не хотите, чтобы ваш малыш на всю жизнь оставался робким, скажите лучше: «Вы знаете, он у нас исследователь! Сейчас освоится немножко и всю квартиру изучит». Обращайте внимание на достоинства крохи, и он постарается не обмануть ваших ожиданий.
Ребенок продолжает изучать мир через осязание. Предложите ему поиграть в «Волшебный мешочек». Сложите несколько предметов в непрозрачную сумочку. Теперь попросите: «А ну-ка, достань мне отсюда орешек... Теперь достань слоника». Малыш, не видя предмет, попытается определить его на ощупь. Можно чуть видоизменить игру и заменить мешочек коробкой из-под игрушек с прозрачной стенкой. Сложите в нее разные предметы, заклейте коробку скотчем, в одной из стенок сделайте отверстие для руки. Тогда малыш сможет наблюдать за своими движениями — как он перебирает игрушки, находит нужную, достает ее. Преимущество коробки в том, что маме не нужно держать ее в руках. Этой игрой ребенок может заниматься самостоятельно.
Упражнение на развитие пространственного восприятия — «Найди картинку». Наклейте на картонку изображение какого-нибудь привлекательного существа — собачки, слона, гномика. Покажите ребенку. Теперь у него на глазах разверните картонку обратной стороной. «Куда делась собачка?» Чтобы решить задачу, малыш должен догадаться подползти к картонке с дугой стороны. Если он пока не справляется с заданием, снова поверните картонку красивой стороной, покажите, затем медленно разверните, чтобы было видно как изображение постепенно уходит. «Покажи, где лисенок. Какой красивый лисенок! Где лисенок? Ну-ка, поищи лисенка!» Если регулярно предлагать малышу такие упражнения, к году он будет знать об окружающем мире намного больше, чем его сверстники.
К девяти месяцам дифференцируется игровая деятельность. Если раньше ребенок манипулировал со всеми предметами одинаково, то теперь ложкой он стучит, мячик катает. Он уже понимает, что у предметов может быть разное предназначение.
Устройте крохе небольшой тест. Поставьте перед ним кружку донышком вверх. Малыш должен уже понимать, что это неправильное положение, и стараться перевернуть кружку. Еще один тест: на недоступном для ребенка расстоянии поставьте на салфетку ка-кой-нибудь привлекательный предмет. Поймет ли он, что нужно притянуть к себе салфетку, чтобы достать этот предмет? Если малыш не справляется с вашим заданием, покажите ему, как его выполнить, потяните за край салфетки. Так в сознание человека входит представление об использовании дополнительных объектов.
Очень важные изменения происходят в восприятии звуков. Ребенок начинает ассоциировать звуки с разными людьми. Звон кастрюль, шум пылесоса — это мама. Хлопание двери, шуршание газеты — это папа. Если вы спросите: «Где папа?» — ребенок теперь не поползет по всем комнатам, ища папу глазами, а отправится туда, откуда доносятся «папины» звуки.
Те предметы, которые сопровождают определенную деятельность, тоже начинают иметь значение. Если мама надела пальто, значит, она скоро уйдет. Нет необходимости как-то особенно готовить ребенка к тому, что вы уходите. Он уже это понял по вашим действиям. Не надо показываться ему одетой, чтобы попрощаться. Это как раз будет вызывать слезы. Пусть он лучше займется чем-нибудь интересным с тем взрослым, который с ним остается. Чем проще вы относитесь к своему уходу, тем проще отнесется к нему ребенок. Когда ему исполнится три года, взять и тихо уйти у вас уже не получится — малыш может и обидеться, что его не предупредили. Но в девять месяцев до обид еще очень далеко.
От смеха к слезам, или Когда пора прекращать игру
К девятому месяцу между ребенком и папой складывается определенный тип взаимоотношений. У многих отцов уже входит в привычку, придя с работы, повозиться с малышом. И возможна такая ситуация: папа поиграл с ребенком, отдает его маме, чтобы она его уложила, а малыш в слезы — не хочет прекращать игру. Некоторые дети после вечерних игр с папой плачут и не могут успокоиться, другие, наоборот, хохочут. Мама говорит: «Ты его разгулял, теперь не успокоить». Это действительно так. Эмоциональная регуляция у малышей еще не развита. Вечером даже взрослым людям сложнее управлять эмоциями, а уж маленьким детям тем более.
Если папе хочется активно поиграть, поваляться, подурачиться, пусть помнит, что долго выдержать такое эмоциональное напряжение ребенок не может. Признаки, по которым можно понять, что малыш устал — резкие порывистые движения, возбужденный хохот, испарина над губой, нервный румянец, вспотевшие волосы. Это сигналы к тому, что пора остановиться.
Следующая ошибка, которую делают папы, — они резко прекращают играть. А ребенок так не умеет, и снова начинаются слезы.
Игру нужно заканчивать постепенно. Сначала просто перевести ее на другой уровень. Если ребенок был индейцем, а папа лошадкой, малыш сидел у папы на спине и они гонялись по комнате, то теперь индейцам пора вести лошадей на водопой. Индеец пьет, и лошадка пьет. Или индейцы сели петь победную песню. Игра продолжается, она просто становится менее активной. И выход из нее получается очень гармоничный: сели, попили водичку, попели. Ну, вот и ночь спустилась. Пора лошадке с индейцем спать.
Мама и бабушка: когда в товарищах согласья нет
Случай из практики: «Меня очень раздражают замечания, которые отпускает свекровь в мой адрес. Причем она высказывает их не мне лично, а ребенку. В результате мой авторитет в глазах сына падает».
Справедливости ради надо сказать, что так поступают не только бабушки. Это очень типичная ситуация — взрослые критикуют друг друга, делая ребенка посредником в выяснении своих отношений. Например, бабушка идет с ребенком гулять и комментирует: «Опять тебе мама шапку неправильно надела!» Мама надевает штанишки, которые подшила ребенку бабушка: «Что это у тебя? Бабушка штанишки подшила? Только испортила!» Собственно говоря, мама не обращается к ребенку или к бабушке, она просто бурчит что-то себе под нос. Но это происходит в присутствии ребенка. И у него начинает формироваться определенное отношение к взрослым. «Опять тебя бабушка кутает, как на Северный полюс!», «Заморозил тебя папа на улице!» Кажется, ничего страшного вы не сказали. Но ребенок понимает все буквально: папа меня заморозил, папа плохой; бабушка поступает неправильно.
Давайте подумаем, почему люди так делают? Иногда это просто сброс раздражения. А бывает, что и в самом деле есть какая-то обида, которую нам по каким-то причинам сложно высказать напрямую.
Вернемся к ситуации, описанной вначале. Если бабушка позволяет себе такие высказывания в ваш адрес, может быть, она нуждается в подтверждении собственного авторитета, в том, чтобы у нее спросили, как одевать ребенка. Она хочет почувствовать свою значимость. Иногда достаточно дать человеку ощущение этой значимости, и ситуация решается сама собой.
Еще одна возможная причина — скрытая агрессия, которую человек не хочет переводить в открытый конфликт. В этом случае подумайте, почему вас так сильно задевают эти «шпильки»? Вы действительно надеваете на ребенка не ту шапку? Ну, тогда надевайте другую. Если же вы считаете, что все делаете правильно, то вас не в чем упрекнуть. В следующий раз, когда бабушка начнет что-то про вас ворчать, скажите ребенку: «Слушайся бабушку!» Бабушка с удивлением отметит про себя, что вы поддерживаете ее авторитет. Дальше она может задуматься: «А поддерживаю ли я ее авторитет?» Впрочем, не все бабушки идут так далеко в своих размышлениях. Ну, тогда еще более настойчиво подчеркивайте бабушкину значимость. А можно сказать ей: «Если вы с чем-то не согласны, вы мне скажите. А то он, бедный, не знает, что и думать — он и вас любит, и меня любит, а вы так обо мне говорите». Иногда бабушки просто не понимают, что ведут себя неправильно.
Почему так важно не критиковать друг друга в присутствии ребенка? Если вы позволяете себе многочисленные комментарии в адрес бабушки, то однажды можете обнаружить, что ребенок совсем ее не слушает, и вы больше не можете его с ней оставить. Так вы сами себя лишаете помощника. То же самое бывает, когда бабушка плохо отзывается о маме. Авторитет мамы тоже может упасть, особенно если бабушка — активный участник воспитательного процесса. Ребенок перестает слушаться маму, и никто, кроме бабушки, с ним справиться не может.
Избежать всех этих неприятных ситуаций можно только одним способом — поддерживать авторитет друг друга и понимать, что ребенку нужны и мама, и папа, и бабушка.