Десятый месяц жизни новорожденного: развитие, вес, уход
К этому времени ваш младенец научился хорошо ползать на четвереньках, опираясь на ладони и колени.
Он наверняка перемещается на четвереньках довольно быстро и уверенно. Однако этот этап вовсе не обязателен: некоторые дети учатся сидеть, а затем сразу же встают на ноги.
Кроме того, малыш уже спокойно сидит, он может сесть даже из положения лежа на животе. Порой он может просидеть довольно долго, хотя время, которое ребенок проводит сидя, различно в каждом конкретном случае и зависит от личности ребенка и его желания изучать окружающий мир. Он самостоятельно встает, затем делает несколько шагов, держась за мебель; постоянные падения его совершенно не смущают. Порой малыш уже может стоять без поддержки. Скоро он пойдет!
Мелкая моторика ребенка
Ребенок уже удерживает мелкие предметы между указательным пальцем и основанием большого пальца. Он сам держит в руках бутылочку и, насытившись, сам вынимает соску бутылочки изо рта.
Он все с большей охотой передает предметы окружающим его людям. Любимая игра — выпустить предмет из рук и посмотреть, что из этого выйдет. Кроме того, он может по вашей просьбе отправиться на поиски предмета, которого нет у него под рукой: книги, пустышки...
Ритм ребенка
Сон
Теперь ваш малыш засыпает на короткое время два раза в течение дня и подолгу спит по ночам. В период с десятого по двенадцатый месяц большинство детей спят по двенадцать — четырнадцать часов в сутки.
Питание
Его питание четко организовано: дважды в день он получает грудное молоко или смесь, еще два раза ест твердую пищу. Продолжайте постепенно приучать его к новым продуктам, однако не заставляйте его есть то, что ему не нравится.
Когда малыш бодрствует
Ребенка переполняет энергия, ему не сидится на месте, он все время двигается. Ему постоянно требуются новые игры или новые занятия. Он становится еще более любознательным, хочет до всего дотронуться... и обожает шуметь!
Если он еще не говорит (повторяющиеся слоги, которые он уже произносит, — такие как «мама», «дада», «папа», пока что не обладают для него значением), то уже может многое выразить при помощи рук и мимики: «пока», «молодец» или «ура»... Он кивает или мотает головой, чтобы сказать «да» или «нет». На самом деле он постоянно имитирует жесты окружающих его людей.
Возможно, он также вытягивает руки и ноги, чтобы помочь вам, когда вы его одеваете.
Память ребенка очень быстро развивается. В его словаре в этот период порядка тридцати слов; он уже хорошо понимает смысл фраз.
Кроме всего прочего, формируется и личность малыша. Он сопротивляется, когда вы усаживаете его в автокресло или в коляску. Он учится сопереживать: теперь он способен понимать чувства других людей и разделять их. Он начинает баюкать свои игрушки или кукол.
Здоровье ребенка
Десятый месяц: посещение участкового педиатра
В десять месяцев рост малыша составляет примерно 71см, вес — 9,1 кг, окружность черепа — 45,5 см.
Как и в два предыдущих месяца, этот осмотр — простая проверка. Поэтому матери, дети которых отлично себя чувствуют, порой пропускают это посещение врача. Все же заметим, что поддерживать связь с лечащим врачом всегда полезно, даже если все идет хорошо. Врач, постоянно осматривающий вашего малыша, быстрее сможет помочь вам в экстренной ситуации или при необходимости решить конкретную проблему. Однако вы уже можете обращаться к врачу реже, чем раньше: если у малыша все в порядке и у вас не возникает никаких вопросов, посещайте поликлинику раз в два-три месяца.
Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение
Краснуха. Дети часто болеют краснухой во втором полугодии своей жизни, она не опасна и придает пожизненный иммунитет. Она вызывает достаточно сильный жар, который может длиться один-два дня, затем на несколько дней на теле и на лице появляется множество ярко-красных прыщиков, которые не чешутся.
Врач посоветует вам следить за температурой ребенка и при необходимости пропишет жаропонижающее. Диагноз подтверждается при появлении сыпи.
Вы можете использовать гомеопатические средства против жара, а также при необходимости поддерживать иммунную систему ребенка специальным педиатрическим сиропом.
Губной герпес. В течение первого года жизни у ребенка может проявиться герпес: вокруг рта возникнут небольшие желтоватые болезненные пузырьки, кожа вокруг которых будет краснеть. Такие пузырьки проявляются без каких-либо дополнительных симптомов, кроме легкого повышения температуры и небольшой усталости. Вирус передается в основном в коллективе, хотя порой возможно заражение и внутри семьи. Пузырьки герпеса очень заразны, заражение происходит чаще всего при непосредственном контакте.
Впоследствии губной герпес может возникать снова. В зависимости от состояния организма малыша и от его предрасположенности к инфекциям герпес могут вызвать стресс, утомление или значительная нагрузка на иммунную систему (насморк, прорезывание зубов, рост).
В этом возрасте врач не может прописать ребенку ничего, кроме болеутоляющего, жаропонижающего, а также, возможно, противоинфекционного крема.
Природные средства против герпеса
Средства для местного применения. По 1 капле эфирного масла лаванды и чайного дерева смешать с 1 столовой ложкой оливковой мази; наносить несколько раз в день при помощи ватной палочки. Можно также добавить малое количество крема «Мадекассол»" 1%-ного (тюбики по 25 мг) 1-2 раза в день.
Гомеопатия
- «Вакцинотоксинум 15 СН»: 1 доза сразу после появления пузырьков, повторять в течение не менее чем 3 дней, затем 1 раз в неделю в течение месяца.
- Чтобы ускорить созревание пузырьков и приблизить их исчезновение: «Рус токсикодендрон 15 СН».
- Чтобы снять ощущение жжения: «Арсеникум альбум 15 СН».
- Если пузырьки проявились в виде нескольких очагов, добавьте «Боракс 9 СН».
- Чтобы пораженные места лучше заживали, давайте помимо прочих препаратов «Мезереум 9 СН».
Дозировка: по 2 гранулы каждого препарата, выбранного в соответствии с симптомами, как можно чаще. Принимать реже и отменять по мере улучшения состояния.
Против любых высыпаний
В эхом возрасте у детей могут проявляться и другие высыпания, чаще всего вызванные укусами насекомых (за исключением экземы).
Лучшая защита в данном случае — предотвращение. Выбирайте естественные, не химические репелленты (на основе эфирных масел), в особенности для нанесения на кожу: смешайте 2-5 распылений с 1 кофейной ложкой оливковой мази, наносите не реже чем 2-3 раза в день, если вы находитесь в местности, где много насекомых. Для защиты помещений в ночное время хорошо использовать фумигатор (особенно если вы разрежете пластинку для фумигатора пополам: так она сохранит эффективность, однако будет выделять в два раза меньше действующего вещества).
При появлении сыпи:
- Средства для местного применения.
- Те же средства, что и для лечения пузырьков губного герпеса.
Гомеопатия
- Для нанесения на высыпания: «Ледум палюстре 7 СН».
- Против очаговой реакции и зуда: «Апис меллифика 15 СН» в сочетании с «Белладонна 9 СН» и «Гистамин 9 СН».
- Против реакции типа крапивницы: «Уртика урэнс 9 СН».
Дозировка: по 2 гранулы каждого препарата, выбранного в соответствии с симптомами, как можно чаще. Принимать реже и отменять по мере улучшения состояния.
Чтобы избежать вторичной инфекции при непроходящей сыпи: 1 доза «Стафилококцинум 15 СН» раз в 2-3 дня до явного улучшения состояния.
Инициатива приветствуется!
Ребенок уже очень хорошо стоит в кроватке, держась за перила, и даже делает попытки отпустить одну руку. Некоторые с поддержкой взрослых начинают ходить.
Что важно с точки зрения психологического развития? Малыш научился мимически выражать свои желания и предпочтения в еде, в одежде, в игрушках. К примеру, если ему не нравится пюре, которое вы предлагаете на обед, он будет мотать головой и корчить гримасы. Если предложите на выбор красные и зеленые колготки, он может показать, в каких хочет пойти гулять. Если покажете две игрушки и спросите: «С чем мы будем играть?» — он выберет то, что ему больше нравится. Ребенок уже в состоянии делать выбор.
Он прекрасно понимает слово «нет», слушается запретов, если они сказаны спокойным, уверенным голосом. Но в этот период проявляется такая черта характера, как упрямство, упорство, настойчивость, желание добиваться цели.
Мы уже начали приучать ребенка к порядку, нужно не забывать об этом и в дальнейшем. Помним, что это возраст подражательности, значит, для того чтобы ребенок со временем начал сам собирать игрушки, нужно уже сейчас собирать их у него на глазах и вместе с ним.
К десятому месяцу проявляется право- или леворукость. Мы уже видим, какой рукой ребенок предпочитает действовать, какой рукой берет игрушки. Тем не менее, играя, стимулируйте его в равной мере работать обеими руками. Например, во время кормления давайте ему по ложке в каждую руку, пусть барабанит.
Продолжаем с увлечением рисовать — и пальчиками, и ладошками. Важно, чтобы в процессе рисования участвовали обе руки. Дети часто пытаются рисовать, размазывая еду по столу. Мне приходилось встречать такие рекомендации: если ребенок играет с йогуртом, вылейте его на поднос, и пусть размазывает. На мой взгляд, еда — не игрушка. Крупа, о которой я говорила раньше — это все-таки не готовый продукт. Йогурт, используемый в качестве краски для рисования, обязательно окажется во рту. Если мы разрешим это делать с йогуртом, то малышу будет непонятно, почему нельзя есть краски. Поэтому если мы видим, что ребенок начинает использовать еду в качестве красок, убираем еду (игры с едой — первый признак того, что ребенок наелся), стелем клеенку, даем лист бумаги и краски. Пускай размазывает.
Совет: Когда семья собирается за столом, сажайте с собой и ребенка. Родители, которые едят отдельно от детей, совершают большую ошибку. Есть надо вместе. Это объединяет всех членов семьи. Кроме того, глядя на то, как аккуратно едят взрослые, малыш сам учится аккуратности. Если взрослые, пролив суп, берут салфетку и вытирают за собой, то рано или поздно кроха тоже начнет так делать. Неаккуратно, неловко, но начнет, потому что ничто так не убеждает, как пример родителей.
Детям в этом возрасте очень нравится дергать за все, что висит, и нужно эту потребность удовлетворить. Предложите малышу поиграть в игру «Сорви ленточку». Закрепите с помощью малярного скотча на краю стола несколько длинных ленточек (бумажных или тканевых). Покажите крохе, как их можно срывать.
Малыш с удовольствием будет отрывать полоски одну за другой. Игра хорошо развивает мелкую моторику и координацию рук.
Еще одна игра — «Туннель». Детский туннель можно купить, а можно взять несколько коробок, раскрыть у них дно и составить вместе. Пусть малыш сквозь них проползает.
Вообще, игра с коробками — одно из самых любимых занятий годовалого ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы у него в комнате всегда было несколько коробок разных размеров. Это могут быть бумажные, картонные, пластмассовые коробки. Чем младше ребенок, тем проще будет игра. Десятимесячному малышу нравится просто в них залезать. Он еще не играет в космонавтов или в подводников, сюжетно-ролевая игра ему пока непонятна. Ему интересно пролезание и залезание.
Занятие на координацию и равновесие. Надуваем резиновый круг и выкладываем на него кубики. Надо поставить кубики так, чтобы они удержались на покатой поверхности круга. Кубики падают, малыш их ставит обратно, они снова падают. Это занятие может увлечь на длительное время.
Социальное развитие десятимесячного ребенка можно охарактеризовать кратко: он стесняется. Тем не менее малыш стремится к контакту, и если мы правильно сформировали у него отношение к окружающему миру, его природная любознательность будет перевешивать стеснительность. В присутствии чужих людей он может поначалу спрятаться за маму, но через какое-то время снова выглянуть. Он не будет с плачем уползать в другую комнату, а останется рядом с мамой, на всякий случай держась за ее юбку.
Меняется и поведение в песочнице. Если в возрасте семи-восьми месяцев ребенок играл в стороне от других детей, то теперь ему захочется находиться рядом. Он еще не умеет взаимодействовать, но ему очень интересно наблюдать. Посадите ребенка в песочницу, дайте какое-то время посидеть с детьми. Как только захныкал, заберите. И напоминаю — не общайтесь в этот момент с другими малышами. Многие мамы говорят: «Я показываю ему пример». Ребенок воспринимает это не как пример, а как «Меня бросили!»
Десятимесячный малыш любит проявлять инициативу. Но мама многое запрещает или старается сделать сама, потому что так проще и быстрее. Крайне важно ловить себя в эти моменты. Помните: сейчас вы ему не разрешаете, а потом вы его не заставите. Привыкнув, что вы все делаете сами, ваш ребенок будет сидеть и ждать, когда ему наденут, завяжут, застегнут, положат в рот. Как вы думаете, отчего среди детей школьного возраста много таких, кто ничего не хочет, ничем не интересуется? Может быть, родители что-то упустили тогда, в самом начале, когда делали так, как им было проще? В девять-десять месяцев ребенок уже очень многое может сам — пить, есть, доставать предметы, используя подсобные материалы (палки, швабры и т. д.). Не останавливайте его. Пускай будет криво, косо, пускай вам придется открывать вторую баночку детского питания, но дайте ему возможность разбросать эту кашу, пытаясь попасть себе ложкой в рот. Ребенок хочет достать игрушку, которая находится слишком высоко? Не доставайте ее, просто приподнимите малыша, чтобы он сам ее взял, и похвалите. Похвала очень важна. «Если меня хвалят за то, что я сделал сам, это значит, что мне можно и нужно так поступать», — вот какой вывод делает ребенок.
К десяти месяцам внимательные родители могут заметить первые проявления врожденных склонностей своего чада. Один малыш подпрыгивает в такт музыке, другой обожает катать мяч, третий может долго, упрямо строить пирамидку из кубиков. Пока речь идет не о талантах, не о способностях, а о задатках, о том, что заложено в ребенке генетически. Но уже сейчас можно подхватить эти задатки и начать их развивать.
Игры в папину копилку
«Найди по звуку». Папа прячет вибрирующий телефон, громко тикающий будильник или включенное радио. Ребенок должен по звуку отыскать спрятанный предмет. Это великолепная игра. Она учит малыша прислушиваться. В нашем мире дети очень быстро привыкают к тому, что звуки — это просто фоновый шум. Умение выделять из шума какой-то звук — очень важный навык, он готовит ребенка к тому, чтобы избирательно воспринимать звуковые сигналы, например, голос учителя в школе.
«Разговор через трубочку». Папа сворачивает в трубочку лист бумаги и начинает через нее говорить. Голос звучит совсем по-другому. Через какой-то промежуток времени малыш, посмотрев на папу, сам начинает издавать и исследовать эти звуки.
«Барабан». Мы помним, что в этот период ребенку очень нравится стучать. Для того чтобы он целыми днями не грохотал кастрюлями, попросите папу взять плотную коробку, например из-под геркулеса, насыпать в нее крупы, хорошенько заклеить — получится импровизированный барабан. Им можно трясти, как маракасами, а можно бить ложкой. Но звук при этом будет шуршащий, мягкий, щадящий вашу нервную систему.
Тревоги родителей
«Ребенок стал гораздо более тревожно спать, вздрагивает во сне. Кричит. Все время ворочается. Что это значит?» В этом возрасте дети уже меньше нуждаются во сне, многие днем спят только один раз. Если вы продолжаете укладывать ребенка на второй дневной сон, возможно, он просто не успевает устать к ночи.
Может быть и другая причина. В десять месяцев именно во сне могут проявляться скрытые нервные расстройства. Безусловно, если ребенок вздрагивает от громкого звука, это нормально. Но если даже в комфортной, спокойной обстановке он продолжает ворочаться и вскрикивать, это повод обратиться к невропатологу.
«У моего ребенка появилась привычка стучать головой о стенку. Зачем он это делает?» Первая, самая распространенная причина такого поведения — ритмичные движения и удары помогают ребенку сбросить напряжение, которое в нем накопилось за день. Вторая возможная причина — у него что-то болит, и он стучится головой, чтобы отвлечься от боли. Это может быть боль в ушах или сильный дискомфорт в деснах, когда режутся зубки, короче говоря, какая-то ноющая, не острая боль. Третья причина — приступ гнева. Взрослые в состоянии ярости могут ударить кулаком о стену, а десятимесячный малыш сбрасывает свою злость вот таким образом.
Такое поведение считается вполне нормальным в возрасте до двух лет. И все-таки оно беспокоит родителей. Что же они могут сделать и чего делать не следует?
- Нельзя бросаться к ребенку со словами: «Что ты делаешь! Тебе будет больно!» Как только вы показали яркую реакцию, малыш понимает: «Ага, это работает, я буду это делать и дальше, чтобы привлекать внимание». Своими восклицаниями вы добиваетесь прямо обратного результата и провоцируете ребенка повторять эти действия снова и снова. Поэтому успокойтесь и просто не реагируйте. Если боитесь, что малыш себе навредит, повесьте на стену плотное одеяло и перестаньте переживать.
- Попытайтесь найти другой способ расслабить свое чадо — прогулками, купанием, тактильными играми. Все это помогает сбросить напряжение.
- Начинайте подготовку ко сну заблаговременно. Иногда ребенок просто не успевает настроиться на то, что пора спать.
Совет: Когда ребенок стучит головой о стену, его успокаивают не только сами движения, но и их ритм. Включите малышу метроном. Иногда это помогает.
В конце концов, если вас очень беспокоит поведение малыша, обратитесь к специалисту. Пусть он проверит, не является ли оно невротическим симптомом.
Мама: нагрузки растут
«Теперь ребенок спит один раз в день и требует больше внимания. Кажется, что так тяжело мне еще не было». Ребенок перестраивает свой режим, значит, маме тоже надо перестраиваться. А любые изменения устоявшегося, привычного режима — это всегда непросто. При этом физическая нагрузка увеличивается. Малыш стал подвижным, теперь за ним надо почти бегать. И самое тяжелое, на мой взгляд: маме, чтобы взаимодействовать с ребенком, приходится либо стоять в полусогнутой позиции, либо поднимать его на руки. И то, и другое дает дополнительную нагрузку на позвоночник.
Как себе помочь? Во-первых, помните, что эти трудности временны. Вы перестроитесь, ребенок привыкнет к новому режиму, вы научитесь находить время для отдыха. Во-вторых, используйте любую возможность облегчить себе физические нагрузки: вместо того чтобы брать ребенка на ручки, присядьте рядом с ним, вместо того чтобы подсаживать его куда-то наверх, помогите ему туда забраться с помощью стула.
Ну, и последнее — максимально подключайте мужа, оставляйте на него ребенка, чтобы куда-то выйти. Даже если за десять месяцев супруг так и не научился ухаживать за своим чадом, это не значит, что вы должны сидеть дома, как приклеенная. Малыш уже большой, пусть муж познает азы отцовства на практике. «Я не знаю, что с ним делать!» — «Да просто посиди». — «А чем его кормить?» — «В холодильнике детское питание. Надо только разогреть». — «А как менять подгузники?» — «Разберешься!» Вставайте и уходите. Действительно, разберется.