Пища, которую ребенок ест руками: хлеб и каши
Как только ваш ребенок начнет уверенно справляться с кусками мягких вареных овощей и нарезанными кубиками фруктами (и даже действовать самостоятельно!), естественным продолжением станет выкладывание на поднос его детского стульчика сухих блюд из злаков.
На первых порах избегайте пшеницы. Используйте рисовые крекеры, кукурузные хлопья, кукурузные лепешки и тому подобное. Не торопитесь предлагать ребенку пшеничные изделия в виде крекеров, кусочков хлеба и лепешек до тех пор, пока ему не исполнится 7-10 месяцев. Это одно из немногих связанных с возрастом ограничений, касающихся приучения ребенка к твердой пище. К 7 месяцам кишечник малыша созревает настолько, что он может справиться с цельными молекулами белков, которые обычно и становятся причиной аллергии. Еще до того как ребенку исполнится два года, в его организме белки будут перевариваться все лучше и лучше, перед тем как усвоиться, а риск аллергии снизится. Если вы и ваш партнер склонны к аллергическим реакциям (неважно, что они затрагивают: кожу, дыхательную систему, пищеварительный тракт), а особенно если эта склонность сильная, подождите давать ребенку пшеницу. Белок пшеницы (глютен) является одним из самых распространенных пищевых компонентов, вызывающих аллергические реакции. Поскольку этот компонент так часто встречается, будет лучше, если вы постараетесь не провоцировать аллергию на пшеницу. Внимательно изучайте этикетки и отказывайтесь от всего, что^содержит пшеничную муку, пшеничный крахмал или растительный белок глютен. Даже если в списке ингредиентов, из которых состоит продукт, просто написано «мука», обычно это означает, что мука пшеничная.
Как только вы начнете вводить в рацион ребенка пшеницу и другие зерновые, вы обнаружите целый мир новых возможностей: кусочки хлеба, тосты, пшеничные лепешки, крекеры, лапшу и спагетти, нарезанные небольшими квадратиками. К тому времени движения вашего ребенка станут скоординированнее: он будет брать пищу как всей ладонью, так и сложенными пинцетом пальцами. Он получит много удовольствия, хватая пищу и запихивая ее в рот. (Как я уже говорила, при ладонном захвате ребенок зажимает пищу между ладонью и пальцами, а при пинцетном захвате она находится между большим и указательным пальцами.) Вы обнаружите, что ваш малыш недвусмысленно демонстрирует желание кушать самостоятельно. Это желание освобождает вас от обязанности кормить ребенка с ложки. Если ребенок выхватывает у вас ложку и сжимает губы при попытке его покормить, тем самым он дает вам понять, что больше не является беспомощным младенцем. Вам обоим пора двигаться дальше. Примите его послание как должное, даже если оно вам не нравится. Если вы попробуете кормить ребенка и дальше, когда он уже желает делать это самостоятельно, то проиграете. Малыш начнет сопротивляться и в результате хуже кушать. Он растет и скорее откажется от еды, чем позволит вам диктовать свою волю.
Подложите что-нибудь под поднос его стульчика, чтобы остатки еды не оказались на полу; дайте ребенку миску с кушаньем (а лучше положите пищу прямо на поднос - чаще всего миски тоже оказываются на полу) и разрешите ему действовать самостоятельно. Малышу нравится заставлять непослушные руки брать еду и нравится искать рот, чтобы положить ее туда. Если у вас возникло желание ему помочь, постарайтесь воздержаться. Конечно, у вас все получится в сто раз лучше, но как только вы попытаетесь что-то сделать, громкий рев сразу даст понять, что ребенок предпочитает действовать своим способом. И лучше не мешайте!
Во время перехода от грудного и искусственного вскармливания к общему столу начинайте предлагать ребенку молоко и молочную смесь в чашке.