Орально-моторное развитие
Процесс этот возвратно-поступательный.
Чтобы научиться кушать, нервы и мускулы ребенка должны развиться до той степени, когда возможно овладеть механизмом приема пищи. Ребенок учится использовать свои нервы и мускулы для еды, и делает это только тогда, когда вы предлагаете ему пищу. Он учится, если готов к обучению, но вы со своей стороны должны обеспечить его материалом для обучения. Предлагая твердую пищу слишком рано, вы не помогаете ребенку быстрее продвигаться вперед, потому что его нервы и мышцы еще недостаточно развиты. Разрешите мне более подробно рас сказать об орально-моторном развитии. Мой рассказ не только даст вам возможность лучше узнать своего малыша (и получить удовольствие от этого понимания), но и позволит оценить, как продвигается его развитие.
Чтобы эффективно глотать, ребенок должен с помощью языка собрать пищу в компактный комок и отправить ее дальше, в горло. Если он глотает недостаточно энергично, пища остается на спинке языка, что вызывает рвоту, которая выталкивает пищу обратно. Рвота является нормальной частью процесса обучения, она не пугает ребенка, если вы остаетесь спокойной. Ребенок также не пугается, если вы не заставляете его учиться активнее. До четырех месяцев рвотный рефлекс очень силен. Потом он ослабевает. Это происходит после того как ребенок начинает тащить в рот пальцы, игрушки, да и вообще все, что попадется на глаза, жевать свою добычу и давиться ею. Я знала одну маленькую девочку, которая постоянно держала родителей в напряжении, потому что все время давилась собственными пальцами. Ее даже тошнило. После того как она научилась определять, насколько далеко можно засовывать пальцы, рвотный рефлекс стал не таким выраженным, и тошнота и рвота прекратились.
Чтобы лучше понять орально-моторное развитие ребенка, давайте заглянем в собственный рот и посмотрим, как он работает. Если в следующий раз вы будете есть что-нибудь мягкое, например йогурт или мороженое, обратите внимание на то, как действуют ваши язык и рот. Вы кладете ложку в рот, и язык становится плоским и опускается вниз, губы смыкаются вокруг ложки, и с помощью языка вы проталкиваете пищу из передней части ротовой полости в заднюю. Когда пища достигает определенного места на языке, возникает глотательный рефлекс, и вы отправляете пищу в горло.
Вы все проделываете автоматически, но ребенок вынужден этому обучаться, когда начинает есть полужидкую пищу. Для питания из соски или соска он использует совершенно другие движения языка и губ, которые называются рефлексом выталкивания. Ребенок языком нажимает на сосок снизу, и молоко или молочная смесь оказываются достаточно далеко на спинке языка, чтобы малыш мог автоматически их сглотнуть. Пока ребенок использует рефлекс выталкивания, он не в состоянии сделать язык плоским и опустить его вниз, чтобы позволить ложке оказаться внутри ротовой полости; он не может передвигать пищу с кончика языка на спинку. При попытке кормить его твердой пищей она просто окажется на его подбородке. Хороший способ узнать, готов ли ребенок принимать твердую пищу, - обратить внимание на его подбородок. Если подбородок двигается взад-вперед, значит, ребенок готов.
Еще один наглядный пример. При приеме полужидкой пищи обратите внимание, как происходит процесс глотания, когда голова находятся в позиции прямо, наклонена набок, поднята вверх, опущена вниз так, что подбородок касается груди. Ощутили разницу? Глотать гораздо легче, если голову держать прямо.
Теперь поэкспериментируем с чем-нибудь комковатым: вареными овощами, кусками мягких фруктов или лапшой. Положите кусок на язык и посмотрите, что будет дальше. Вы не можете отправить его сразу в горло, как йогурт. Сначала требуется языком переместить пищу вбок, между челюстями, прожевать ее и только потом глотать. Вы способны даже перемещать пищу во рту, перекидывая ее с одной стороны на другую. Такому сложному маневру - передвигать пищу вбок и перемалывать ее челюстями - ребенку приходится учиться. Обучение требует от малыша усилий. Это видно по тому, как он сосредоточенно морщится, заставляя работать крошечные, но такие необходимые для нормального приема твердой пищи мускулы. Если ребенку не удается передвигать куски пищи к челюстям самостоятельно, помогите ему: положите пищу прямо между челюстями. Сначала у него не очень получится жевать, он будет только мять еду. Перекидывать пищу с одной стороны челюстей на другую он сможет немного позже и на первых порах будет замирать, когда пища окажется у него на языке. Потом все наладится. Это опасный период, потому что ребенок может внезапно вздохнуть, тем самым отправив пищу в дыхательное горло.
Вполне возможно, что вначале ребенок попытается отправить комковатую пищу прямиком в горло, как он привык делать с полужидкой пищей, и, конечно, сразу поперхнется. Не волнуйтесь: его рвотный рефлекс хорошо развит, и слишком быстрое глотание является частью процесса обучения. Единственные меры безопасности в обеих ситуациях - обеспечить не слишком большие куски пищи, чтобы они не смогли закрыть дыхательное горло. Целые виноградины и кружочки хот-догов вполне способны это сделать из-за размера. К тому же они круглые и скользкие, и ребенку трудно контролировать их местоположение во рту.
Следующий ряд примеров - крекеры и пища, от которой можно откусывать куски. Вы автоматически откусываете кусок такого размера, который поместится у вас во рту и который вы сможете легко прожевать и проглотить. Ребенку же приходится учиться всему этому методом проб и ошибок. Сначала он будет отламывать кусок крекера и пытаться с ним справиться. Если это кусок правильного размера, он сможет поместить его между челюстями и прожевать, а если нет, выплюнет.
Где-то по середине между стадиями комковатой и мягкой пищи вы обнаружите, что тянетесь за чашкой. Что туда наливать, мы обсудим позднее. Обратите внимание, как вы пьете из чашки: как двигается язык, как изгибаются губы, не позволяя вам расплескать жидкость. Вашему ребенку приходится учиться пить из чашки тоже, и он сможет это сделать, когда его нервы и мускулы будут к этому готовы - когда он сможет оттягивать язык назад и охватывать нижней губой ободок чашки. Дело это достаточно сложное, и попытка заставить работать нужные мускулы может побудить взрослого человека сдаться. Но ребенка трудности не пугают - его пугает только непривычность действа. В конце концов это его работа -заставлять тело слушаться. Он справится и даже получит от процесса удовольствие.
Вариации на тему орально-моторного развития
Давайте поговорим о других способах, которые помогают детям в их нелегкой задач» научиться есть твердую пищу. В этой связи я вспоминаю Николаса, чья решимость кушать самостоятельно сильно превосходила его возможности. Во время общения с родителями я обычно показываю чудесный слайд: там Николас улыбается до ушей, а его мордашка перепачкана апельсиновой мякотью. Но - внимание! Действительно ли он улыбается или это просто гримаса, вызванная тем, что ложка растянула ему рот? После того как Николас попробовал твердую пищу, он настаивал, чтобы делать это только самостоятельно. Проблема заключалась в том, что у него не получалось. Он мог сунуть руки в чашку с полужидкой пищей и съесть то, что к ним прилипло. Он мог вымазать пищей лицо, откуда некоторое ее количество все-таки попадало ему в рот. Он мог схватить ложку и сунуть ее в рот. На этом его возможности заканчивались, но он считал себя самым умелым мальчиком на свете. Родители Николаса встревожились, потому что их ребенок ел недостаточно, но не позволял подносить ложку к его губам. Проблему решили время и смекалка родителей. Детской кашей они загустили овощные и фруктовые пюре до такой степени, что те превратились в клейкую массу, похожую на картофельное пюре. Николас овладел ладонным захватом и начал кушать самостоятельно. В ладонном захвате дети сгибают пальцы так, чтобы суметь зачерпнуть пищу.
В отличие от Николаса пятимесячный Джонатан в первое кормление с ложки приступил к детской каше с огромным энтузиазмом. Между глотаниями он издавал негодующие вопли, потому что мама, на его взгляд, подавала еду недостаточно быстро. Как вы понимаете, маме пришлось применить детективные способности, чтобы выяснить причину недовольства ребенка. В том же возрасте Эрик был полной противоположностью Джонатана. При виде ложки он открывал рот, глотал пищу, но вторую ложку принимать отказывался. Его мать настаивала, ожидая, что время поможет, но мальчик был тверд в своем решении: никакой второй ложки! На некоторое время мама прекратила по пытки накормить малыша с ложки. Затем каждые два-три дня она начала готовить небольшие порции детской каши и предлагать Эрику попробовать кашу с ложки. В течение двух-трех недель ничего не менялось: мальчик съедал одну ложку каши, отказываясь от остального. Но потом Эрик вдруг съел всю приготовленную порцию и выразил недовольство тем, что мама так мало приготовила! С младенцами и маленькими детьми всегда так: они меняются не постепенно, а скачками, что очень запутывает родителей. В дальнейшем Эрик прошел все стадии, переходя к твердой пище относительно быстро.
Кент совершенно не заинтересовался едой, когда мама предложила ее в ложке. Мама терпеливо ждала, но неделя проходила за неделей, а ничего не менялось. Новая попытка покормить ребенка с ложки тоже не увенчалась успехом. Тогда мама разрешила ему кушать самостоятельно. Она сгустила кашу до такого состояния, чтобы ребенок мог зачерпывать ее ладонью. После этого Кент съел все, попросив добавки. В дальнейшем мать стала настоящим экспертом по густой клейкообразной пище. Это продолжалось не слишком долго: пока мальчик не сел за общий стол и не начал с энтузиазмом экспериментировать с мягкими кусками обычной пищи. Кстати, растворимое картофельное пюре оказалось прекрасным загустителем для овощей.
У Елены был свой темп учебы. Она родилась на два месяца раньше срока и, как и у большинства недоношенных детей, признаки готовности к твердой пище появились у нее в соответствии с откорректированным, а не хронологическим возрастом. Признаки готовности у девочки начали появляться, когда ей было 8 месяцев, что соответствовало 6 месяцам откорректированного возраста. На этом этапе она была заинтересована в твердой пище, но осторожна. Девочке потребовалось два месяца, чтобы начать охотно кушать рисовую кашу, а когда мама немного сгустила консистенцию риса, она привыкала к новым ощущениям во рту еще неделю-две. Подозревая, что для дочери переход к раздавленным вилкой фруктам будет слишком большим шагом вперед, мать предложила девочке банановое пюре. Она была уверена, что Елена отнесется к нему скептически. И на самом деле кушать пюреобразную пищу тоже пришлось учиться. Существует небольшая, но ощутимая разница в движениях, которые требуются для того, чтобы проглотить полужидкую пищу разных консистенций. Разница заключается в однородности и скользкости. Также нужно учитывать, что вкус каши отличается от вкуса бананового или морковного пюре. Привыкнуть к изменениям во вкусе и консистенции пюреобразной пищи было для Елены достаточным уроком. Она не могла одновременно с этим учиться кушать комковатую пищу. Ей потребовалось долгое время, чтобы пройти через стадию комковатой пищи к обычной, но она справилась благодаря тому, что ее мать не торопилась и к каждой новой задаче приступала осторожно. Продвижение вперед, которое демонстрировали другие дети (я рассказывала о них выше), для Елены было слишком быстрым. Мать девочки оказалась достаточно мудрой, чтобы не торопить ребенка и контролировать свою тревогу. Обычно родители недоношенных или больных детей становятся чересчур настойчивыми, на каком-то подсознательном уровне надеясь, что на самом деле с их детьми все в порядке.
Ребенок, требующий особого ухода, например с синдромом Дауна, сниженным мышечным тонусом или другими когнитивными и мышечными ограничениями, тоже нуждается в медленном и осторожном продвижении вперед. Поздний старт является для него нормальным. Всякий раз, когда по медицинским показаниям у ребенка затруднена согласованная работа нервов и мышц, нужно проявить деликатность и осторожность. С другой стороны, излишние опека и защита не помогут ему научиться кушать. Ребенку нужно расти, чтобы найти свое место в мире, где нужно употреблять обычную еду. Каким бы ни было состояние вашего ребенка, он научится есть, и сделает это быстрее, если вы поддержите его и отдадите ему руководство процессом. Чем больше вы будете настаивать, тем медленнее он будет продвигаться вперед. Но если вы не предложите ему что-то новое, он ничему не научится. С точки зрения питания, настоятельной необходимости насильно кормить ребенка нет, и вам не нужно прилагать отчаянных усилий, чтобы заставить малыша кушать из ложки. На самом деле, если вы сильно тревожитесь, то скорее всего ребенок плохо справляется с учебой. А все потому, что тревога заставляет вас быть настойчивой. Соответственно, ребенок сопротивляется, осторожничает или становится слишком покладистым. В перспективе последнее ведет к самым неприятным последствиям. Это означает, что вы не получаете ответной реакции, которая может показать, что что-то идет не так. Ребенок копит чувство обиды, и позднее оно обязательно себя проявит.
В течение первых 6-8 месяцев жизни грудное молоко или молочная смесь удовлетворяют все питательные потребности ребенка. Возможное исключение - железо для детей, находящихся на грудном вскармливании. Если количество производимого вами молока не всегда соответствует потребностям ребенка, будет замечательно, если он начнет принимать твердую пищу и даст вам передохнуть. Если такого не произошло, не надо его заставлять, а лучше почаще кормите его грудью, чтобы наладить выработку молока, или на некоторое время дополните рацион молочной смесью. Если при переводе ребенка на твердую пищу вы испытываете отчаяние и тревогу, расслабьтесь. Если у вашего ребенка проблемы с приемом пищи или развитием начались еще в тот период, когда он питался материнским молоком или молочной смесью, их нужно решать отдельно. Перевод на твердую пищу здесь не поможет.
Безопасность
Многих родителей беспокоит то, что их ребенок давится, а потом его рвет. Учитывая переход на твердую пищу, эти проблемы требуют решения. Маленький ребенок всегда испытывает рвотные позывы. Пища попадает ему на корень языка, а он еще не готов ее глотать. В результате рвотный рефлекс выталкивает пищу наружу. Рвотные движения являются нормальной частью процесса перехода к твердой пище - это неврологический предохранительный механизм, который помогает избежать удушения. Ребенка рвотные движения не расстраивают, и если вы тоже перестанете расстраиваться по этому поводу, ваш малыш спокойно продолжит учиться есть. Когда вы пугаетесь и не можете скрыть свой страх, малыш тоже пугается, и его рвотные движения становятся сильнее. Попытайтесь успокоиться и осознать, что рвота - явление абсолютно нормальное. Однако если ребенка тошнит слишком часто и он не хочет ничего брать в рот, обратитесь к врачу.
В рвотных движениях нет ничего страшного, но удушье опасно для ребенка. Он давится, когда вместе со вздохом пища попадает ему в начало дыхательного горла. Пища закупоривает дыхательное горло, и малыш не может дышать. Возбуждение во время еды, которое заставляет его рассмеяться или затаить дыхание, может вызвать удушье. Если вы дадите ребенку пищу, с которой он с трудом справляется, это тоже может стать причиной удушья. Виноград и кружки хот-догов представляют повышенную опасность из-за того, что могут легко скользнуть в горло ребенка. То же самое относится и к пище жесткой консистенции, как например жест кое мясо. Как определить разницу между рвотными движениями и удушьем? Если ваш ребенок набирает достаточно воздуха, чтобы откашляться, с ним все в порядке. Однако если он не издает ни звука или только скрипучий, свистящий, всасывающий звук, он, возможно, подавился. Когда ребенок ест, всегда находитесь рядом. По просите вашего врача рассказать о первой помощи в случае удушья.
Наблюдая, как совершенствуются у ребенка навыки приема пищи, не забудьте принять меры безопасности. Ваше присутствие во время приема пищи ребенком, спокойствие, правильная позиция малы ша во время еды (прямая посадка туловища и головы) - вот способы обезопасить ребенка.