Уход за детьми-инвалидами
Уход за детьми-инвалидами требует особого наблюдения для распознавания психических и физических изменений и адекватной реакции на них.
В целом, различий в гигиенических мероприятиях при уходе за детьми-инвалидами и детьми без ограничений нет. Особое значение имеет анамнез по уходу. Ухаживающий персонал должен работать с ребенком-инвалидом без спешки, относиться к нему с терпением и тактом, выделять ему время. Для хорошего самочувствия ребенка и улучшения результатов ухода целесообразно проведение ухода близкими ребенку лицами.
Возрастные критерии наблюдения
Грудные дети:
- пронзительный крик;
- трудности при сосании, усиленное слюнотечение;
- недостаточная фиксация взгляда или ее отсутствие;
- ручки в кулачках, большой палец в кулаке;
- патологические стереотипы движения, например, опистотонус, поза «фехтовальщика».
Дети младшего возраста:
- задержка двигательного и умственного развития (см. ниже);
- трудности с кормлением;
- патологические стереотипы движения;
- нарушение социального поведения.
Дети школьного возраста/подростки:
- нанесение ущерба видам активности и жизненным увлечениям.
Способности ребенка не следует недооценивать. Использовать его возможности!
Личная гигиена и одевание в рамках видов активности и жизненных увлечений
Вовлекать ребенка и родителей в проведение гигиенических процедур, по возможности, ребенок должен мыться сам.
Индивидуальный подход при мытье и купании.
Уход за ротовой полостью и зубами имеет большое значение именно у детей-инвалидов. Способ ухода за ротовой полостью и зубами зависит от состояния ребенка. Если возможно, ограничиться только руководством действиями ребенка.
Подсказка: электрическая зубная щетка.
Следить за появлением гипертрофии десен при приеме фенитоина.
При одевании и раздевании помогать ребенку, но не следует недооценивать его возможности. Свободная и удобная одежда.
Предлагать подсобные средства, например:
- вместо маленьких пуговиц → большие и удобные пуговицы или липучки;
- вместо шнурков → липучки;
- вместо молнии прикрепить к замку молнии удобный помпон или ленту, липучки или большие пуговицы.
Прием пищи и питье в рамках видов активности и жизненных увлечений
Следить за сбалансированным, богатым клетчаткой питанием со сниженным количеством легкоусвояемых углеводов.
Если ребенок питается исключительно кашеобразной пищей, не ограничиваться только детскими смесями, пудингами и сладкими блюдами. Хорошая альтернатива — измельчение нормальной пищи миксером.
Контроль за калорийностью пищи.
Обучение питанию (тренинг): попытаться постепенно перевести ребенка с зондового кормления на прием нормальной пищи.
Если до этого применяли только зондовое питание разработка (тренинг) глотательного рефлекса:
- тампон на длинной ручке смочить в чае или лимонаде и заморозить, затем положить на язык или за щеку; вследствие постепенного оттаивания опасность аспирации при глотании минимальна;
- переходить на кормление кашеобразной пищей, как только появляется глотательный рефлекс.
Если до этого ребенок ел только кашеобразную пищу, постепенно примешивать кусочки твердых пищевых продуктов, например, овсяные хлопья, льняное семя или измельченный белый хлеб.
Белый хлеб разрезать на маленькие кусочки и смочить в молоке или чае, затем добавлять серый хлеб, хлеб грубого помола с отрубями.
Некоторые дети хотя и не могут пить, но в состоянии проглатывать пищу при кормлении из ложки. Жидкости можно сгущать при помощи загустителя и также кормить из ложки.
Соблюдать осторожность при кормлении детей с судорожными припадками. При судорожном приступе, внезапно возникшем во время кормления, ребенок может откусить пластиковую ложку и проглотить откушенную часть.
Двигательная активность в рамках видов активности и жизненных увлечений
Ребенок-инвалид не должен весь день оставаться в постели. Активизация обеспечивает лучшее восприятие окружающего мира. Важно позволить ребенку принимать участие в его окружении, даже если это только пассивное участие.
Вне периодов отдыха не оставлять ребенка одного в палате, выносить его в игровую комнату или в коридор.
Тесно сотрудничать с физиотерапевтами, так как они могут обучить ребенка и его родителей различным процессам движения и их координированию.
Вспомогательные средства для активизации: костыли, другие приспособления для ходьбы, инвалидное кресло, кушетка для кондуктивной терапии, сиденье для кондуктивной терапии, подходящее чашеобразное сиденье с переставляющейся подставкой.
Никакого «свободного» хождения, так как это становится частой причиной несчастных случаев в младшем детском возрасте.
Общение в рамках видов активности и жизненных увлечений
Причины коммуникационных сложностей: нарушения речи, глухота, тугоухость, недостаточное понимание речи.
Поддерживать общение и способствовать ему, например, говорить громко, четко, медленно, повернувшись к ребенку, разговаривать жестами.
При неясных звуках поощрять дальнейший разговор и терпеливо слушать.
Использовать радио и магнитофон как поддерживающие лечение мероприятия. На диски следует записать истории, сказки, музыку и голоса, знакомые ребенку еще из семьи. Диски должны соответствовать уровню развития ребенка.
Отдых и сон в рамках видов активности и жизненных увлечений
У детей-инвалидов часто нарушен цикл бодрствования и сна (возможно, вследствие медикаментозного лечения). Учитывать привычки ребенка и «ритуал» при засыпании (2.1), окружение приспособить к потребностям ребенка (например, кроватная решетка, обитая мягким материалом для детей с приступами судорог, подсобные средства для укладывания, ночное освещение). Самостоятельные занятия в рамках видов активности и жизненных увлечений
Достаточно помещения и времени для игр.
Стимулировать органы чувств ребенка, например, использовать звуки, запахи, различные материалы.
Следить за потенциалом развития ребенка, разрабатывать его способности, насколько это возможно.
Учитывать потребности ребенка при подготовке и завершении мероприятий по уходу, например, путем постепенного установления физического контакта.