Нарушение или сокращение периодов отдыха и сна у детей: причины, симптомы, признаки, лечение
Значение отдыха и сна для видов активности и жизненных увлечений.
Нарушение или сокращение периодов отдыха и сна снижает способность к концентрации внимания и ухудшает общее самочувствие, например, усиливаются страх и боли.
Причины
Факторы, влияющие на качество сна:
- знакомство с окружающей обстановкой;
- помещение для сна: уровень шума, температура воздуха, освещение, качество кровати;
- состояние здоровья: температура тела, боли, ограничения подвижности;
- психогенные нарушения и душевное состояние: например, страх, тревога, грусть;
- измененный цикл «сон—бодрствование», погода, время года, фаза луны;
- физическая нагрузка в течение дня;
- время последнего приема пищи;
- прием медикаментов.
Анамнез, касающийся нарушения сна.
Для создания в больнице индивидуальной обстановки для отдыха и сна с пациентом или его представителем следует выяснить следующие вопросы.
- Есть ли у пациента проблемы с засыпанием или в процессе сна? Есть ли проблемы с дыханием, зуд, боли?
- Как долго спит пациент? Просыпается ли пациент регулярно очень рано? Каково качество сна?
- Беспокойный ли у ребенка сон? Есть ли склонность к снохождению или кошмарам?
- Есть ли энурез? Нужно ли поднимать ребенка ночью в туалет?
- Каковы ритуалы перед сном: соска, любимая игрушка, сказка, молитва, питье перед сном, включенный свет?
- Принимает ли ребенок снотворное?
- Возникают ли во время сна угрожающие для жизни проблемы, например, апноэ?
- Имеются ли заботы или проблемы, которые еще не были обсуждены?
Лечение
Для улучшения сна следует:
- перед сном проветрить комнату;
- предварительно отвести ребенка в туалет;
- следить за спокойствием (тишиной), избегать ненужных звуковых и зрительных раздражителей;
- учитывать привычки перед сном;
- повесить звонок (колокольчик) в зоне досягаемости ребенка.
Мероприятия по уходу проводят в течение ночи целенаправленно и координированно.
Оценка уровня сознания
Сознание — восприятие себя и своего окружения; поведение в соответствии с возрастом, уровнем развития и ситуацией.
Способности, определяющие сознание:
- восприятие (наблюдение);
- мышление;
- память и способность запоминать;
- воспроизведение;
- ориентация во времени и пространстве;
- действия (поведение, реагирование, взаимодействие).
Выделяют несколько стадий ограничения сознания.
- Помрачение сознания: выраженная потребность во сне, замедленные движения, рассеянное внимание, безучастность, раздражительность, замедленное мышление и речь. Пациент ориентирован.
- Сонливость: патологическая сонливость, временное реагирование на легкие раздражители, очень замедленная реакция, снижение способности к запоминанию и концентрации, приступы агрессивности. Пациент ориентирован скорее в пространстве, чем во времени.
- Ступор (состояние, сходное с глубоким сном): пациент реагирует только на сильные раздражители, двигательная и неясная вербальная защита, роговичный рефлекс сохранен, другие защитные рефлексы снижены.
- Кома: угрожает жизни, пациент больше не реагирует на раздражители, полная потеря реакции, угасание всех рефлексов. Часто нарушения дыхания, отсутствие контроля тазовых функций, склонность к судорогам.
Советы
Состояние сознания у больных детей может очень быстро изменяться, поэтому у маленьких детей, тяжело больных детей и детей-инвалидов следует регулярно проверять уровень сознания, например каждые 30—60 мин.
Уход при нарушениях сознания
При нарушениях сознания следует:
- обращать внимание на изменения сознания, вносить соответствующие записи в документацию и сообщать ответственному врачу;
- информировать пациентов обо всех мероприятиях;
- внимательно следить за мимикой/жестами;
- предоставлять пациенту время для возможных высказываний;
- проводить питание через желудочный зонд или парентеральное питание по согласованию с врачом;
- контролировать выделения; детей старшего возраста, страдающих недержанием, обеспечивать пеленками; предупреждать появление опрелостей, часто меняя пеленки и ухаживая за кожей.
Помощь в ориентации
Следует регулярно упоминать в разговоре данные, касающиеся времени и места, например, «сегодня после обеда», «здесь в Гамбурге». Необходимо обеспечивать гигиену всего тела пациента, учитывая кинестезию.
Профилактика
Помнить об опасности аспирации: обеспечить соответствующее положение тела пациента — на боку — и контроль его состояния.
Во избежание опасности появления пролежней, тщательно следить за состоянием кожи, проводить профилактику. Проводить профилактику контрактур.
Кровать больного в больницах для детей
Необходимо обеспечить соответствие размера кровати росту ребенка и его потребностям, снабдить кровать движущимися во всех направлениях колесами с тормозами и четырехсторонним защитным бортиком. Корпус кровати должен быть прочным и легко мыться.
Инкубатор (кувез)
Инкубатор соответствует следующим требованиям:
- просматриваем со всех сторон;
- обеспечена регуляция температуры и влажности воздуха;
- обеспечена возможность подачи кислорода;
- снабжен бактериальным фильтром;
- дно инкубатора (поверхность, на которую укладывают ребенка) подвижно (выдвижная поверхность);
- снабжен матрацем против пролежней;
- снабжен опорными устройствами для инфузионных систем и дыхательной трубки, отверстиями для подходящих и отходящих трубок;
- обеспечена возможность регуляции высоты;
- обеспечен доступ/возможность работы с четырех сторон.
Кровать с подогревом
Кровать с подогревом соответствует следующим требованиям:
- просматриваема со всех сторон;
- обеспечена регуляция температуры;
- при необходимости — крышка из плексигласа для защиты ребенка от охлаждения и шума;
- дно (поверхность, на которую укладывают ребенка) подвижно в плоскости;
- возможность регуляции высоты;
- снабжена отверстиями для подходящих и отходящих трубок;
- обеспечена возможность работы с четырех сторон.
Кровать для грудных детей/«Ванна для грудных детей»
Кровать для грудных детей отличается следующими признаками:
- состоит из плексигласа;
- просматривается со всех сторон;
- терморегуляция отсутствует;
- регулируется только в двух плоскостях.
Детская кровать с решеткой для грудных и маленьких детей
Минимальная высота решетки — 77,5 см, минимальное расстояние между прутьями — 7,5 см.
Кровать снабжена безопасными фиксаторами при закрытии решетки наполовину или на всю высоту.
Высота головного конца кровати обычно регулируется.
Сверху кровать можно закрыть специальной решеткой (например для слишком подвижных детей).
Кровать для подростков
Ширина — 1 м, длина — 1,80 м.
Кровать снабжена:
- ограничителями в изголовье и в ногах;
- возможностью установки безопасной решетки;
- регулируемой спинкой.
Часто возможна регуляция высоты кровати.
Советы
В комнате кровать всегда устанавливают, располагая ее головной конец у стены. Ребенку следует обеспечить хороший обзор комнаты. Кровать должна хорошо просматриваться, необходимо обеспечить возможность доступа к ней со всех сторон (кроме головного конца).
Смена постельного белья и кроватей
Подготовка
Необходимо ведро с дезинфицирующим средством и дополнительно ведро с чистой водой для обработки инкубаторов или кроватей из плексигласа.
Перед выкладыванием чистого белья (стул, стол) поверхность дезинфицируют.
Готовую тележку с чистым бельем оставляют перед комнатой.
Постельное белье выбирают в соответствии с кроватью: простыня, клеенка, шерстяное одеяло, наволочка и пододеяльник. Для кроватей новорожденных или грудных детей вместо наволочек применяют матерчатые пеленки. Полотенца для рук, тряпки или матерчатые пеленки при необходимости применяют и для укладывания маленьких детей.
Подготавливают новый (чистый) халат.
Смена белья без ребенка в кровати
Ребенка укладывают в безопасное место, например, в детскую коляску; детей старшего возраста усаживают на стул, непрерывно наблюдая за ними при нестабильном кровообращении.
Снимают грязное постельное белье и помещают его не на пол, а по возможности — сразу же в специальный мешок для белья. Допустимо складывать грязное постельное белье на стул; после удаления белья поверхность сразу же дезинфицируют.
Надев защитные перчатки (зашита от дезинфицирующего средства), кровать тщательно протирают.
Дезинфицируют руки, надевают чистый халат.
Надевают постельное белье.
Если постельное белье коснулось пола, следует взять новое.
Подсобные средства для укладывания больного помещают в кровать только тогда, когда пациент уже снова находится в постели.
Пациента удобно укладывают, спрашивают о его пожеланиях, при необходимости предлагают возможные занятия.
Смена постельного белья лежачему больному
Необходимо следить, чтобы пациент всегда лежал в безопасном положении и был защищен от падения.
Убирают подушки и одеяла.
Пациента перемещают на одну половину кровати, придают ему безопасное положение, в частности, с кинестетической точки зрения.
Со свободной половины кровати скатывают простыню и клеенку вплоть до пациента.
Продезинфицировав руки и сменив халат, надевают на эту сторону новые простыню и клеенку и раскатывают их до середины кровати.
Пациента перемещают через валик посередине кровати на сторону с чистым бельем, снимают простыню и клеенку с другой стороны и немедленно их удаляют.
Продезинфицировав руки, надевают чистое белье на другую сторону кровати.
Пациента удобно укладывают, поправляют простыню и клеенку.
Надевают чистое постельное белье на подушку и одеяло.
Обрабатывают кровать в соответствии с принятыми правилами.