Детская неврология
Неврология — наука о структуре и функции нервной системы в норме и патологии, а также путях и методах выявления, коррекции и предупреждения нежелательных изменений.
Распространен термин «невропатология», однако под ним понимается раздел неврологии, посвященный причинам, механизмам развития, выявлению и принципам лечения заболеваний нервной системы.
Термин «невропатология» указывает на болезненные («пато-») изменения нервной системы и, следовательно, имеет более узкое содержание по сравнению с понятием «неврология». В этой связи в настоящее время врачебная специальность официально обозначена как «неврология», а врач— как врач-невролог.
Роль неврологии среди других наук обусловлена ее системообразующим характером универсального регулятора всех функций организма, обеспечивающего саморегуляцию и адаптацию к условиям внешней и внутренней сред, а также возможность активного воздействия на окружающий мир и сам организм в различных целях.
По мнению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), неврология — наиболее перспективная и динамично развивающаяся наука. Причина — в появлении новых высокоинформативных нейровизуализационных методов получения информации о нервной системе. Эти методы дают возможность получать изображения отделов, образований и сосудов нервной системы, скрытых от глаз и ручного исследования с помощью рентгеновской компьютерной томографии (КТ), спиральной КТ, магнитно-резонансной томографии (МРТ), перфузионной МРТ, функциональной МРТ, позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), спектроскопии, ультразвуковой транскраниальной допплерографии (УЗДГ), дуплексного сканирования сосудов. Имеется уникальная возможность определить расположение центров анализаторов в головном мозге, не прибегая к инвазивным, оперативным методикам.
В практику неврологического исследования прочно вошли современные методы нейрореаниматологии, нейрореабилитации, нейроиммунологии, нейрохимии, ультрастуктурной нейрогистологии, нейрогенетики. Новые возможности предоставляют достоверные сведения о развитии, структуре и функции нервной системы конкретного человека, а также о функционально-морфологической основе различных болезненных состояний и их причинах. В неврологии созданы уникальные условия для ранней и точной диагностики и разграничения патологических процессов в нервной ткани.
Появились новые революционные возможности лечения заболеваний с помощью консервативных и оперативных хирургических методик (микрохирургические вмешательства на головном и спинном мозге; операции на сосудах, кровоснабжающих мозг).
Научный базис неврологии чрезвычайно широк: это нормальная и патологическая анатомия, гистология, биология, генетика, физиология, фармакология и другие науки.
Разделами современной неврологии являются: нейробиология (изучает морфологию, физиологию, патоморфологию нервной клетки); нейрофармакология; нейрогенетика; нейрогистология; нейроиммунология; нейрохимия; нейроофтальмология; отоневрология; эпилептология; сосудистая неврология; нейрореаниматология; нейротрансплантация; нейрофармакология и другие.
Неврология подразделяется на неврологию детского и взрослого возраста. Необходимость выделения детской неврологии определяется особенностями детского организма, особенностями механизмов развития заболеваний и их симптомов на фоне формирующихся функциональных систем.
Выделяют разделы неврологии: 1) общий, изучающий структуру и функции нервной системы, симптомы ее нормальной деятельности и изменения в условиях патологии; 2) частный, изучающий причины и механизмы развития заболеваний и поражений, травм нервной системы, методы их выявления, лечения и профилактики.
Функции нервной системы имеют интегральный, объединяющий характер, поэтому она играет системообразующую роль, осуществляя регуляцию всех сторон деятельности организма.
По данным ВОЗ, нервные и психические заболевания по своей частоте занимают 1-е место в мире. Каждый второй житель нашей планеты страдает неврологическими расстройствами. В России примерно 30 миллионов больных неврологического профиля и более 5 миллионов инвалидов с патологией нервной системы. В структуре общей смертности населения нарушения мозгового кровообращения (мозговой инсульт) занимают 2-е место.
Часто неврологическая патология встречается у новорожденных; почти каждый 3-й из них имеет какое-либо заболевание нервной системы, которое может послужить причиной ограничения возможностей адаптации и приводить, даже при отсутствии ярких клинических проявлений, к формированию особенностей мотивационной сферы, психических реакций, невротических черт характера, обусловливая в дальнейшем развитие синдрома школьной дезадаптации.
Патология нервной системы — обычный спутник заболеваний соматической сферы: сердца, почек, поджелудочной железы, легких, соединительной ткани, крови. Дисфункция нервной системы развивается при онкологических, инфекционных и других заболеваниях, интоксикациях. Неврологические расстройства нередко служат следствием травм головного мозга, особенно повторных. По механизму развития подобные нарушения обозначаются как соматоневрологические расстройства.
Наиболее тесная неформальная связь существует между неврологией и реаниматологией, нейрохирургией, психиатрией, педиатрией, реабилитологией, фармакологией, генетикой, радио- и рентгенологией, фармацевтикой. Неврология также связана с внутренними болезнями, хирургией, специальной и клинической психологией, логопедией, дефектологией, олигофренопедагогикой и другими науками.
Причиной дисфункции нервной системы могут послужить нарушения в эмоциональной, психической сфере (психоневрологические или соматоформные расстройства). В свою очередь, неврологические расстройства могут стать источником формирования психической патологии (нейропсихические нарушения) или сбоев в работе различных органов и систем (нейросоматические расстройства).
Залог успешного решения задачи сохранения и улучшения качества здоровья человека — в совместной работе специалистов. Коллегиальная деятельность позволяет диагностировать характер и причину нарушения функции, строить оптимальные лечебные, абилитационные или реабилитационные программы, проводить профилактические мероприятия.
Успешное овладение знаниями и навыками, необходимыми при оценке состояния нервной системы, возможно лишь при заинтересованном, мотивированном изучении неврологии. Роль нервной системы в жизни и смерти каждого человека столь велика, что каждый, кому судьбой дается шанс прикоснуться к познанию законов ее организации и деятельности и кому предстоит в дальнейшем корректировать ее функции, должен с максимальной отдачей и полным осознанием меры своей ответственности усвоить информацию хотя бы в объеме данного пособия. Вариант «синдрома экскурсанта», поверхностно знакомящегося с синдромами неврологических расстройств по принципу «мне здесь не жить и с этим больше не сталкиваться», при изучении неврологии недопустим.