Травмы у детей
Причиной 51% смертности детей возрасте от 6 до 12 лет являются несчастные случаи и травмы.
Каждый год тысячи детей попадают в автомобильные аварии в качестве пассажиров или пешеходов. Еще тысячи тонут, получают серьезные ожоги, становятся жертвами перестрелок и других несчастных случаев. Иногда в результате такого происшествия дети погибают, но чаще всего у них на всю жизнь остаются какие-то нарушения в работе организма.
Помните о том, что хотя в младшем и среднем школьном возрасте дети стремятся к большей независимости, однако некоторые задачи им еще не по силам. Например, катаясь на велосипеде, они не всегда могут оценить свою скорость и скорость приближающейся машины, а также рассчитать, сколько времени потребуется машине для того, чтобы остановиться или догнать велосипед. Или же какой-нибудь знакомый может уговорить ребенка поиграть со спичками или с пистолетом, обнаруженным им в спальне родителей.
Ниже мы приводим рекомендации, которые помогут вам предотвратить самые распространенные травмы.
Безопасность в автомобиле
Автомобильные аварии являются самой распространенной причиной смертности детей младшего и среднего школьного возраста. В 1997 году в США в авариях погиб 1791 ребенок младше 15 лет, а 282 тыс. детей получили травмы.
Многих травм и смертей можно было избежать, используя ремни безопасности. Для детей весом менее 18 кг используется специальное сиденье безопасности, расположенное по направлению движения, при условии, что оно подходит ребенку по росту (уши ребенка должны находиться выше спинки сиденья, а плечи - ниже креплений ремней безопасности) . Если ребенок уже вырос из данного сиденья, а ремни безопасности автомобиля ему еще велики, то в этом случае спинка снимается и остается только сиденье (бустер), которое используется в сочетании с поясным и плечевым ремнями безопасности. Бустер приподнимает ребенка, и ремень безопасности лучше обхватывает его, однако не обеспечивает такой защиты.
Бустеры нельзя использовать для детей весом меньше 18 кг, даже если в прилагаемой инструкции указано обратное. Согласно исследованиям, если бы дети были правильно пристегнуты, количество смертельных случаев в результате аварии сократилось бы на 70-85%, а серьезных травм - на 50-60%.
Если ребенку сиденье стало мало, убедитесь, что ремень безопасности правильно зафиксирован. Плечевой ремень должен располагаться на плечах и верхней части груди, но не на лице или шее. Поясной ремень должен плотно облегать таз (а не живот!) ребенка. В случае аварии ребенок может получить травму, если выскочит из слабо застегнутого ремня безопасности и ударится о приборную панель или спинку переднего сиденья. Плечевой ремень безопасности никогда не продевайте под рукой ребенка. Помните, что ремни будут велики детям, пока они не достигнут роста 135 см, высоты при сидении 75 см и веса 36 кг. Ребенку удобно сидеть на сиденье автомобиля, если когда спиной он опирается на его спинку, то колени сгибаются там, где находится край сиденья. В этом же положении ремни гарантируют, максимальную безопасность.
Всегда старайтесь посадить ребенка на заднее сиденье. Если авария произойдет, когда ребенок сидит на переднем сиденье, то он может пострадать от воздушных подушек безопасности, поскольку они не рассчитаны на детей и людей невысокого роста. Также при столкновении с другим автомобилем или препятствием пассажиры часто получают травмы при ударе о лобовое стекло. Таким образом, переднее сиденье небезопасно для детей.
Несмотря на все образовательные программы, направленные на повышение безопасности автомобильного транспорта, многие школьники часто ездят непристегнутыми или пристегнутыми неправильно. Перед тем как завести машину, водитель обязан проверить, все ли дети правильно пристегнуты, а затем застегнуть свой ремень безопасности. Пристегните ремни, даже если вы едете в соседний квартал: большинство аварий случаются в радиусе 8 км от дома.
Привычку соблюдать правила безопасности в автомобиле необходимо развивать как можно раньше - это один из самых ценных навыков, которые вы можете передать ребенку. Приучите ребенка всегда пользоваться специальными сиденьями и ремнями безопасности, а также помнить о том, что эта обязанность лежит на нем независимо от того, едет ли он с вами или с другим взрослым. Дети лучше всего учатся на примере, поэтому если вы хотите, чтобы ребенок пристегивался ремнем безопасности, тоже всегда пристегивайтесь, сидите вы на водительском или пассажирском сиденье, и никогда не заводите автомобиль, не убедившись, что все как следует пристегнуты.
Вот несколько правил безопасности в автомобиле:
- не разрешайте детям и другим пассажирам высовывать в окно голову или другие части тела;
- когда машина находится в движении, все двери должны быть заблокированы;
- дети должны садиться в машину или выходить из нее на тротуар;
- используйте запоры стеклоподъемников, если ваш автомобиль ими оборудован;
- каждая машина должна быть снабжена огнетушителем и аптечкой первой медицинской помощи;
- незакрепленные предметы, особенно тяжелые, например чемоданы или велосипед, следует перевозить в багажнике или на крыше автомобиля, но не в салоне. Громоздкие вещи в салоне не только загораживают обзор водителю, но и могут нанести телесные повреждения пассажирам автомобиля в случае аварии - так же, как и непристегнутый человек;
- никогда не оставляйте детей в машине одних.
По мере того как ребенок будет записываться в новые кружки, вы будете все чаще возить его на машине. Возможно, будет удобнее договориться с другими родителями и по очереди возить детей на занятия. Когда вы отвозите чужих детей, вы несете за них ответственность точно так же, как за своих.
Четко объясните детям, которых везете, как они должны себя вести: все должны быть пристегнуты и соблюдать правила безопасности. Иногда группа детей становится неуправляемой, и если хотя бы один ребенок выходит из-под контроля, остановитесь: не ведите машину, если ваше внимание отвлекается на проказы детей. Также никогда не сажайте в автомобиль больше детей, чем положено по правилам безопасности.
Такое взаимодействие с другими родителями не только экономит время, но и позволяет понаблюдать, как ваш ребенок общается со сверстниками, узнать, о чем он с ними разговаривает и оказывают ли они давление друг на друга.
Это важно
Около тысячи взрослых и детей каждый год получают травмы при езде в кузове грузовика, а около сотни погибает. Это происходит в результате переворачивания автомобиля или его столкновения с препятствием. Однако этих травм и смертей можно избежать.
Специалисты Американской академии педиатрии считают, что пассажирам следует запрещать проезд в кузове грузовика и в любой другой части автомобиля, не оборудованной сиденьем и ремнем безопасности. Законы, которые это запрещают, существуют далеко не везде. Просим вас рассказать своим детям об опасности езды в открытом кузове и никогда не разрешать им туда садиться.
Безопасность в других видах транспорта
Хотя детям младшего и среднего школьного возраста еще рано водить автомобиль, некоторые из них (как правило, с родительского согласия) садятся за руль других моторных средств передвижения: чаще всего это тракторы, газонокосилки, катера, мопеды, мини-байки, мотоциклы, вездеходы и снегоходы. Некоторые из этих средств передвижения рекламируются и позиционируются как предназначенные для школьников.
Хотя дети этой возрастной группы в состоянии повернуть руль и достать до педали газа, у них не хватает координации, рефлексов и рассудительности, чтобы избежать аварии. По этой причине не следует разрешать школьникам садиться за руль этих транспортных средств.
Кроме того, данные средства передвижения способны развивать высокую скорость, но не обеспечивают достаточной защитой водителя и пассажиров. Если случается авария, то риск травмирования очень высок. Мини-байки (двухколесные мини-мотоциклы) попадают в аварии в 4 раза чаще, чем велосипеды, и больше всего травм происходит в результате падений и столкновений. Более 30 тысяч легких мотоциклов в год попадают в аварии, и примерно в трети случаев за рулем сидят дети младше 14 лет.
В последнее время широко обсуждается вопрос внедорожников - и часто в негативном ключе, поскольку они часто попадают в аварии. Развивая скорость до 50-80 км/ч, в 1980-х годах они были на пике популярности. Трехколесные модели особенно часто переворачиваются, когда движутся по склонам и холмам. В результате таких аварий погибает много детей, нередко после серьезных черепно-мозговых травм. Так же часто разбиваются пассажиры снегоходов, которые развивают высокие скорости и переворачиваются на ходу. Тракторы, газонокосилки и катера тоже опрокидываются, а пассажиры получают серьезные травмы. Таким образом, дети не должны садиться за руль данных средств передвижения.
Безопасность при катании на велосипеде
Научившись кататься на двухколесном велосипеде, дети чувствуют гордость и независимость. Еще бы: ведь у них появилось транспортное средство, на котором они могут ездить в школу и на игровую площадку!
В этом вопросе, как и при освоении других моторных навыков, некоторые дети развиваются раньше других. Можно, но вовсе не обязательно начинать обучение вращению педалями, управлению рулем и удержанию равновесия на велосипеде со съемными боковыми колесами. Эти дополнительные колесики придают детям уверенность и, как правило, используются до 5-6 лет (иногда и в более старшем возрасте). Как только ребенок начнет самостоятельно садиться на велосипед, приучите его надевать шлем. Когда ребенок будет готов кататься без съемных колес, (а он вам обязательно об этом скажет), прикрепите к велосипеду на время защитные подушки, чтобы смягчить падения - неотъемлемую часть процесса обучения.
Езда на велосипеде представляет собой достаточно серьезный риск для ребенка. Каждый год во время катания на велосипеде в США погибает 400 детей и подростков, а еще 400 тыс. детей доставляются в больницы с травмами.
Большинство смертельных случаев происходит в результате столкновения велосипеда и автомобиля, чаще всего когда ребенок выскакивает на дорогу с пешеходной дорожки или из аллеи и врезается в проезжающую мимо машину. Опасные ситуации возникают и тогда, когда велосипедист едет навстречу движению. Несчастных случаев можно было бы избежать, если бы и дети, и родители хорошо знали правила дорожного движения, надевали шлемы и не катались на велосипеде ночью.
Гораздо больше травм дети получают при падении с велосипеда: от сильных ушибов до переломов и серьезных черепно-мозговых травм. Падения происходят, если ребенок едет слишком быстро и теряет управление, едет по неровной дороге, пытается сделать трюк или если на велосипеде едут сразу двое. Иногда ребенок получает травму, если одежда застревает в механизме велосипеда.
Чтобы ваш ребенок не попал с травмой в больницу и не оказался в инвалидном кресле, не позволяйте ему ездить по оживленным дорогам, пока он не научится уверенно управлять велосипедом и пока не выучит основные правила дорожного движения. Убедитесь, что ребенок знает и соблюдает следующие правила безопасности.
- При катании на велосипеде необходимо всегда надевать шлем. Это правило особенно важно. Покупая велосипед, купите вместе с ним и шлем. Этот же шлем рекомендуется использовать и при других видах спортивной деятельности, например при катании на роликах и на скейте. Хорошо, если шлем соответствует стандартам безопасности Американского национального института стандартов (ANSI) или Мемориального фонда Снелла (в этом случае на шлеме будет пометка «Snell Approved* или «Meets ANSI Z90.4 Standard). Такой шлем глушит удары и защищает голову от серьезных травм (согласно исследованиям, использование шлема снижает риск получения травмы мозга на 85%). Напоминайте ребенку закреплять ремешок шлема под подбородком, чтобы он не спадал. Требуйте, чтобы ребенок всегда надевал шлем, катаясь на велосипеде, и не разрешайте ездить без шлема.
- Выезжая с тротуара, из пешеходной зоны, аллеи или переулка на дорогу, необходимо остановиться, посмотреть по сторонам и только после этого продолжать движение.
- Следует соблюдать все дорожные знаки и сигналы светофора - они предназначены не только для автомобилей, но и для велосипедов.
- Катаясь вместе с друзьями, лучше выстраивайтесь в одну линию, а не бок о бок, чтобы не занимать на дороге слишком много места. Если имеются велосипедные дорожки, то езжайте по ним.
- Не пытайтесь делать трюки и не катайтесь на одном велосипеде вдвоем.
- Не ездите в сумерках или после наступления темноты.
- Двигайтесь по направлению движения автомобильного транспорта.
- Не надевайте широкие брюки или другую одежду, которая может застрять в механизме велосипеда. Обязательно надевайте обувь и не забывайте завязывать шнурки.
- Не пользуйтесь наушниками во время катания на велосипеде. Музыка перекрывает звуки дорожного движения, которые могут помочь вам сохранить свою безопасность.
- Если вам необходимо перевезти какие-либо вещи, то положите их в рюкзак или специальную корзину, чтобы обе руки всегда держались за руль. Рюкзак не должен нарушать равновесие велосипедиста, то есть не должен быть слишком тяжелым.
Ответственно подойдите к выбору велосипеда для ребенка. Если велосипед слишком велик, то ребенок может потерять управление и получить травму. Многие родители предпочитают покупать велосипед «на вырост», но это опасно для жизни и здоровья ребенка.
Отправляясь вместе с ребенком в магазин за велосипедом, попросите его сесть на понравившуюся модель. Держась за руль, ребенок должен ногами доставать до земли, в частности, мальчик должен стоять на земле, расставив ноги над рамой, чтобы между рамой и его промежностью оставался зазор в 2-3 см. Хотя ножные тормоза больше подходят для детей младшего возраста, ребенок старшего возраста, которому больше нравятся ручные тормоза, должен их опробовать и убедиться, что может удобно за них взяться и нажать с достаточной силой, чтобы велосипед остановился.
Научите ребенка поддерживать велосипед в хорошем состоянии. Пусть он регулярно проверяет высоту сиденья и руля, состояние тормозов и степень накачанности шин.
Безопасность при катании на скейтборде
В последнее время скейтборды получили огромную популярность среди детей младшего и среднего школьного возраста. Центр тяжести у детей этой возрастной группы расположен высоко, и они плохо умеют смягчать силу падения. В результате увеличилось количество травм, получаемых детьми при катании на скейтбордах, в том числе травм конечностей, головы и шеи. Исследование травм 5-9-летних детей показало, что лишь треть травм, получаемых на скейтборде, относятся к легкой степени тяжести, остальные же - средней степени тяжести или тяжелые травмы.
Во время катания на скейтборде необходимо надевать шлем, наколенники, налокотники и защиту для запястий, чтобы минимизировать опасность получения травмы. Нельзя кататься на проезжей части или поблизости от нее. Катание на самодельных трамплинах опасно для жизни и здоровья детей.
Безопасность при катании на роликах
Традиционные роликовые коньки уступили свое место инлайн-роликам, у которых колеса выстроены в одну линию. В этом виде спорта задействуется больше мышц, чем при беге, и роллеру обеспечена хорошая аэробная нагрузка. Ролики сильно отличаются друг от друга по конструкции и ценовому диапазону. Ноге должно быть удобно в ботинке, а лодыжку следует зафиксировать застежками или завязками. Ребенок должен уметь правильно надевать и снимать ролики.
Существуют колеса разного размера и твердости. Маленькие колеса немного перемещают центр тяжести вниз, что помогает новичкам сохранить устойчивость. Большие колеса развивают более высокую скорость и дольше служат. Мягкие колеса лучше твердых поглощают небольшие неровности дороги и обеспечивают хорошее сцепление на гладких поверхностях. Инлайн-ролики также снабжены тормозами, которые соприкасаются с землей, когда ребенок переносит вес на другую ногу.
Для того чтобы катание на роликах было безопасным, необходимы практика и осторожность. Стандартной экипировкой роллера должны быть шлем, наколенники, налокотники и защита для запястий. Обучаться катанию следует на ровном асфальте, вдали от проезжей части. Основные движения изучаются постепенно; скорость и сложность элементов следует наращивать одновременно. Родители должны установить четкие правила, когда и где ребенку можно кататься на роликах.
Приводим несколько правил безопасности для детей младшего и среднего школьного возраста.
- Нужно всегда надевать защитную экипировку.
- Дети должны кататься под присмотром родителей.
- Всегда необходимо оставлять достаточно места, чтобы затормозить.
- Кататься следует по правой стороне дорожек и тротуаров.
- Следует избегать неровных дорог и улиц с оживленным движением.
- Необходимо соблюдать правила дорожного движения и уступать дорогу пешеходам.
Дети зачастую выезжают на роликах на проезжую часть и пытаются выполнить различные приемы, будучи еще не в состоянии в полной мере управлять своими движениями.
Безопасность на воде
Утопление как причин смертности детей младшего и среднего школьного возраста занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий. Чаще всего беда случается, когда дети плавают без родительского присмотра. В большинстве случаев дети (и родители) переоценивают свои возможности и навыки выживания на воде.
Приводим основные правила безопасного поведения в водоемах для детей младшего и среднего школьного возраста.
- Убедитесь, что вашего ребенка обучает плаванию опытный и квалифицированный инструктор. Вероятно, уроки плавания можно брать в местном спортивном центре или в летнем лагере.
- Никогда не позволяйте ребенку плавать или играть поблизости от воды без присмотра взрослых. В идеале каждый взрослый человек должен владеть приемами сердечно-легочной реанимации. Обучите ребенка парной системе взаимопомощи, когда напарники находятся в постоянном визуальном контакте, даже если ребенок плавает вместе с большой группой друзей.
- Не разрешайте ребенку баловаться в воде, так как это может привести к травмам.
- Запрещайте ребенку нырять до того, как кто-нибудь не определит глубину воды и не исследует дно.
- Не разрешайте ребенку плавать там, где ходят лодки или рыбачат рыбаки. Также не следует купаться в тех местах, где поднимаются большие волны, где наблюдаются мощные подводные течения или отсутствуют спасатели. Объясните ребенку разницу при плавании в различных водоемах (например, в реке или море вести себя следует не так, как в бассейне).
- При катании на лодке и на взрослых, и на детях должны быть надеты спасательные жилеты.
- Не разрешайте ребенку использовать надувную игрушку, круг или матрас в качестве спасательного средства. Если этот надувной предмет сдуется или ребенок с него соскользнет, то может произойти несчастный случай.
- Никогда не разрешайте ребенку купаться в грозу.
- Если у вас во дворе открытый бассейн, то он должен быть огорожен высоким забором, особенно со стороны дома.
- Когда ребенок подрастет, ему желательно приобрести навыки оказания первой помощи, в том числе основы сердечно-легочной реанимации (как правило, они преподаются в различных общественных учреждениях и отделениях Красного Креста).
Это важно
Специалисты Американской академии педиатрии убеждены в том, что родители никогда, даже на мгновение, не должны оставлять детей у водоема без присмотра, будь это бассейн или озеро. Даже дома не следует оставлять ребенка в ванной одного. Что касается открытых бассейнов, то они должны быть ограждены с четырех сторон. Родителям желательно научиться приемам сердечно-легочной реанимации и всегда иметь под рукой телефон и индивидуальные спасательные средства (например спасательный жилет), когда ребенок находится в водоеме.