Подходы к лечению подростков
Подростковый период - это такой период развития, когда зависимый ребенок вырастает в независимого взрослого.
Этот период обычно начинается приблизительно в 10 лет и длится до позднего подросткового возраста или до 20 лет. В течение подросткового периода дети претерпевают активный физический, интеллектуальный и эмоциональный рост. Руководство ребенком в подростковый период представляет проблему как для родителей, так и для врачей. Профилактика очень важна.
К счастью, большинство подростков имеют хорошее физическое здоровье. Особенностью этой фазы развития является психосоциальная адаптация, поскольку даже нормальным индивидуумам приходится бороться с проблемами идентификации, автономности, сексуальности и взаимоотношений. Психосоциальные расстройства более свойственны детям подросткового возраста, чем малышам, и многие вредные привычки, возникающие в этот период (например, курение, потребление наркотиков, насилие), могут привести в последующем к возникновению серьезных проблем со здоровьем, хроническим расстройствам либо повышенной заболеваемости.
Физический рост
В пубертатном периоде происходит основной рост всех систем органов и тела в целом; груди у девочек, половые органы и волосяной покров на теле у детей обоих полов подвергаются наиболее очевидным изменениям. Даже если этот процесс протекает нормально, требуется существенная психологическая адаптация. Если сроки развития нарушаются, особенно у мальчиков с задержкой физического развития или у девочек с преждевременным созреванием, возможно развитие дополнительного эмоционального стресса. У большинства медленно растущих мальчиков это связано с конституциональными особенностями, и в конечном счете они благополучно догоняют сверстников. Необходимо проводить обследование для исключения патологических причин такого отставания или их подтверждения.
Детям в подростковом периоде нужно дать рекомендации по питанию, физической нагрузке и образу жизни, уделяя особое внимание роли различного рода активности, такой как спорт, искусство, социальная активность и общественные работы. Относительные потребности в протеине и энергии прогрессивно снижаются начиная с конца младенческого периода и в течение всего подросткового, хотя потребности в абсолютном количестве пищи возрастают. Потребности в белке в позднем подростковом периоде составляют 0,9 г/кг в сутки; это значит, что энергетические потребности составляют 40 ккал/кг.
Различия полов
Вдобавок к адаптации к изменениям своего организма дети в подростковом периоде должны комфортно почувствовать себя в роли взрослого и осознать свои сексуальные предпочтения, которые могут быть очень сильными и иногда пугающими. Некоторые подростки сталкиваются с проблемой сексуальной ориентации и могут бояться показать свою сексуальную ориентацию друзьям или членам семьи. Прием у врача и при необходимости направление на консультацию к психологу могут помочь подростку приспособиться к жизни в качестве здорового взрослого.
Немногие элементы человеческого опыта так же полно объединяют физические, интеллектуальные и эмоциональные аспекты, как сексуальность. Очень важно помочь подростку направить сексуальность в здоровое русло при помощи честных ответов на вопросы о заболеваниях, передаваемых половым путем. Нужно поощрять подростков и их родителей к открытому обсуждению отношения к половым связям и сексуальности; мнение родителей играет важную, определяющую роль в поведении подростков.
Интеллектуальный рост
Поскольку подростки сталкиваются в школе со все более сложными заданиями, они начинают определять для себя области интереса, а также их относительные достоинства и недостатки. Юность - период, когда молодые люди начинают рассматривать варианты дальнейшего карьерного развития, хотя большинство из них еще не имеют четко сформулированной цели. Родители и врачи должны знать способности подростков, помогать им формировать реальные ожидания, готовиться распознавать препятствия к обучению, которые нужно устранять, такие как неспособность к обучению, проблемы с вниманием и неподходящая для обучения обстановка. Родители и врачи должны облегчать процесс учебы и приобретения опыта, который предоставит подросткам старшего возраста потенциальные возможности для карьерного роста во время школы либо на каникулах. Эти возможности могут помочь подросткам выбрать карьеру и будущее учебное заведение.
Эмоциональный рост
Эмоциональный аспект роста наиболее сложен. Эмоциональная лабильность является прямым результатом неврологического развития в этом периоде, а именно частей мозга, контролирующих зрелость эмоций. Фрустрация может также возникать из-за роста во многих доменах. Основные конфликты возникают из-за желания подростков иметь больше свободы, которое сталкивается с инстинктивным желанием родителей защитить своих детей. Родителям может потребоваться помощь для того, чтобы пересмотреть свою роль и постепенно позволить детям большую свободу в обмен на большую ответственность за самих себя и внутри семьи. Общение даже в благополучных семьях может быть сложным и ухудшается, если семьи распадаются или у родителей имеются эмоциональные проблемы друг с другом. Клиницисты могут принести большую пользу, предлагая подросткам и родителям разумную, практическую, конкретную поддерживающую помощь и облегчая коммуникацию в семье.
Физические проблемы
Хотя подростки восприимчивы к тем же типам заболеваний, что и дети младшего возраста, они составляют преимущественно здоровую группу. Подростки должны продолжать получать прививки согласно установленному графику (табл. 284-13).
Акне наиболее распространены и требуют лечения, поскольку они влияют на чувство собственного достоинства.
Среди подростков очень распространены травмы, чаще всего они связаны со спортом и вождением. Насилие, иногда с применением оружия, является повседневной проблемой в некоторых группах подростков.
Ожирение является наиболее частой причиной посещения подростками лечебных учреждений. Большинство случаев ожирения связано с чрезмерным питанием, часто в сочетании с сидячим образом жизни. Распространена генетическая обусловленность ожирения, и отвечающие за это гены в настоящее время идентифицируются. Первичные эндокринные (гиперадренокортицизм, гипотиреоз) или метаболические причины достаточно редки. Гипотиреоз должен быть исключен как причина, и его следует подозревать при значительном замедлении роста. Если ребенок имеет невысокий рост и гипертензию, следует выяснить, нет ли у него синдрома Кушинга. Сахарный диабет II типа развивается с возрастающей частотой из-за распространенности ожирения среди подростков. Несмотря на наличие множества терапевтических подходов, ожирение является одной из наиболее сложных для лечения и обескураживающих проблем, и частота успешного лечения в течение длительного срока остается низкой.
Инфекционный мононуклеоз особенно часто встречается среди подростков. Заболевания, передающиеся половым путем, становятся важной проблемой, а также инфекционные заболевания мочевыделительного тракта у девочек. У девочек подросткового возраста относительно часто встречается анемия. Нередко так же выявляют беременность, что нужно учитывать при лечении девочек-подростков. В подростковом периоде также возникают онкологические заболевания, такие как лейкемия, лимфома, раковые поражения кости и опухоли головного мозга, хотя эти заболевания нельзя назвать характерными для данного возраста.
Психосоциальные расстройства
Врачи должны быть осведомлены о высокой частоте психосоциальных расстройств, возникающих на этом этапе жизни. Подростки часто
страдают депрессией, и ее нужно активно выявлять. Хотя суицид - явление достаточно редкое (1:100 000), суицидальные мысли очень распространены среди детей подросткового возраста (в некоторых исследованиях до 1:10). В подростковом возрасте часто проявляется тревога, так же как биполярные расстройства и проблемы с управлением гневом. В пубертате люди, имеющие психотические расстройства, переживают свой первый психотический срыв. Распространены заболевания, связанные с нарушением питания, особенно у девочек. Некоторые пациенты впадают в крайности, чтобы скрыть состояние анорексии или булимии.
Проблемы в школе, особенно связанные с обучением или нарушением внимания, могут быть решены с помощью врачей, которые должны тесно работать с персоналом школ и родителями. Проблемы с обучением могут впервые проявиться при возрастании требований в школе, особенно среди одаренных детей, которые ранее могли приспособиться к своим слабым областям. При подозрении на наличие проблем с обучением врач должен рекомендовать провести полную оценку способностей ребенка к обучению с последующим предоставлением необходимой помощи. Изменение окружающей обстановки и иногда медикаментозное лечение могут значительно помочь старательным ученикам.
Постоянное беспокойство вызывает использование психоактивных веществ, которое начинается как психосоциальная проблема, но может развиться в физиологическое нарушение. Среди подростков чрезвычайно распространено употребление алкоголя и табака, впоследствии приводящее к употреблению марихуаны и длинного списка других веществ, доступных во всех слоях общества. Токсикомания тоже является проблемой, особенно среди подростков. В настоящее время лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту и без него, подростки злоупотребляют больше, чем любыми другими веществами, за исключением алкоголя и марихуаны. Все эти психоактивные вещества вызывают привыкание. Начало употребления психоактивных веществ не в подростковом возрасте, а во взрослой жизни предотвращает связанные с этим острые проблемы и уменьшает риск развития в течение жизни расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. При каждом плановом посещении врач должен проверять, не принимает ли подросток алкоголь и другие препараты, а также консультировать как подростков, так и их родителей по поводу безопасного применения и отслеживания лекарственных средств, отпускаемых по рецепту и без него.
Врач, наладивший открытые, доверительные отношения с подростком, часто может выявить эти проблемы, поддержать его и дать практический совет, а также при необходимости направить подростка для получения специализированной помощи.