Лечение детей при поведенческих и эмоциональных проблемах
Лечение должно начинаться как минимум с одного или двух предварительных сеансов, в течение которых врач собирает всю справочную информацию и знакомится с вами и вашим ребенком.
В процессе может потребоваться дополнительная информация от работников школы или других людей, знающих ребенка. После этого будут обсуждены план лечения и рекомендации врача. Следующий этап - проведение нескольких сеансов, направленных на оказание помощи вам и вашему ребенку для преодоления конкретных трудностей. После этого вы с ребенком будете приходить к врачу реже с тем, чтобы отслеживать прогресс ребенка и помогать ему справляться с прогнозируемыми или непредвиденными проблемами, которые могут возникать в ходе лечения. При первоначальной оценке поведенческих проблем ребенка большую помощь могут оказать учителя, поскольку трудности с поведением зачастую проявляются в школе, иногда возникают из-за проблем с обучением или вниманием ребенка, а также могут служить причиной расстройства.
В зависимости от типа проблемы может использоваться один из следующих методов либо сразу несколько.
- Консультант работает непосредственно только с ребенком. Лечение, сосредоточенное лишь на ребенке, - это то, чего ожидает увидеть большинство родителей, но зачастую такой подход недостаточно эффективен.
- Консультант работает с ребенком и родителями, иногда с ними вместе, иногда индивидуально, для того, чтобы выявить потенциальные причины проявления определенных форм поведения, природу возникновения проблем, родительские методы и внедрить новые методики.
- Консультант работает с родителями, чтобы помочь им понять и решить их личностные проблемы, такие как супружеские ссоры, финансовые трудности и эмоциональные проблемы, которые могут служить причиной или способствовать развитию проблемы.
- Консультант работает со всей семьей по методу системы семьи или сосредоточенного внимания на семье, стараясь справиться с поведенческими проблемами и улучшить процесс общения.
Продолжительность лечения может занимать от нескольких недель до года и дольше в зависимости от потребностей ребенка и семьи, способностей врача, реакции пациентов на лечение и его стоимости.
Типы лечения детей подразделяются на три категории, приведенные ниже. У каждой из них существует определенная цель и перспектива в отношении ребенка, и в каждой из них существует множество вариаций. Некоторые врачи применяют и смешивают части различных видов лечения, преобразуя в собственный индивидуальный стиль.
- Психодинамическое лечение помогает ребенку заглянуть вглубь для того, чтобы поразмыслить о своем жизненном опыте, чувствах и их проявлении. Цель заключается в том, чтобы подросток сумел постичь и понять свое поведение и эмоции, в особенности те, которые он может и не осознавать, и фундаментально их изменить. Некоторые педиатры используют непрямые методы: врач может создать ребенку все условия для игры и беседы на любые темы, а сам будет слушать его, пытаясь найти ключевые моменты, которые могут служить причиной возникновения его проблем. Такой вид лечения иногда необходим для того, чтобы понять более глубокие и личностные проблемы. Решающим фактором в таком подходе служит предоставление ребенку возможности сформировать определенные взаимоотношения с врачом. В этом случае врач имеет возможность изучать проблемы ребенка и при этом получать информацию из первых рук, и работать с подростком, чтобы преодолеть их. Другие врачи склонны использовать более прямые методы и руководить ребенком, направляя его на обсуждение конкретных проблемных вопросов. Психодинамическое лечение может быть достаточно продолжительным и дорогостоящим и требовать участия высококвалифицированного специалиста, такого как детский психиатр, психолог или квалифицированный работник сферы социальных проблем. Такое лечение может быть более эффективным в отношении детей старшего возраста, размышляющих и склонных проникать в суть проблемы.
- Семейная система лечения рассматривает семейную структуру и ее элементы (супружеские, родительские, братские и сестринские). При таком подходе поведенческие проблемы ребенка рассматриваются как отражение дисгармонии или стрессовой ситуации в семье. Поведение ребенка рассматривается как признак наличия более серьезной проблемы внутри семьи. Хотя в этом случае пациентом определяют ребенка, на самом деле лечению подвергается вся семья. Цель заключается в изменении и улучшении взаимоотношений, общения и поведения как самого ребенка, так и всей семьи. Лечение может продолжаться от нескольких сеансов до нескольких лет и требует участия квалифицированного семейного врача.
- Когнитивно-поведенческое лечение помогает ребенку выйти за пределы собственного «я» и развивать в себе соответствующие способы проявления поведения и реакции. Цель заключается в изменении поведения ребенка для того, чтобы помочь ему увидеть мир по-новому и задуматься о своих действиях и их влиянии на него самого и окружающих его людей. В таком подходе используются методики модификации поведения, чтобы изменить ожидания и реакцию ребенка, а также применяется система вознаграждений и наказаний. Этот тип лечения применяется, чтобы помочь ребенку осознать свои чувства и ощущения, сознательно обдумывать свои поступки, а позже продумывать более эффективное поведение, используя ролевые игры, рассказы, интерактивные игры, обсуждение, обдумывание и решение проблем. При этом также требуется изменение поведения родителей. Обычно такое лечение проводится педиатрами, психиатрами, психологами или работниками сферы социальных проблем и может продолжаться в течение разного времени, но, как отравило, оно длится несколько месяцев.
- Поскольку весьма распространенным поводом для беспокойства служит неуспеваемость или недостаточная успеваемость в школе, дополнительную категорию лечения можно назвать лечением школьных проблем. Неспособности или трудности в обучении, как правило, обусловлены рядом причин, и полная оценка может требовать вмешательства психолога, педагога и педиатра. Специалисты могут прийти к выводу, что причиной трудностей в обучении, возможно, служат эмоциональные и поведенческие проблемы; либо, напротив, трудности в обучении могут стать причиной эмоциональных и поведенческих проблем.
Какой тип лечения лучше всего подходит вашему ребенку? Это зависит в основном от его конкретной проблемы и диагноза. Некоторые дети, возможно, ввиду своих личностных характеристик чувствуют себя лучше в определенной окружающей обстановке, к примеру, достигая больших успехов с практикующим врачом, который руководит и тщательно разрабатывает план проведения сеансов. В некоторых случаях подростки могут чувствовать себя более комфортно, если лечение будет проводить врач одного с ними пола. Для успешного лечения дети должны испытывать чувства уважения по отношению к себе и защищенности.
Ваш педиатр поможет вам направить ребенка на наиболее подходящее для него лечение.
Страхи и тревоги родителей
Если вы принадлежите к подавляющему большинству родителей, вам, вероятно, приходится преодолевать некоторые предрассудки, которые мешают обратиться за помощью к специалисту. Многие родители испытывают тревогу и неуверенность по поводу необходимости обращаться за помощью такого типа.
Эти сомнения зачастую подпитываются чувством родительской вины и ответственности за проблемы ребенка. Некоторые родители могут противиться обращению за помощью, поскольку поведение их ребенка напоминает им их собственные трудности в детстве. В ином случае родители могут осознавать, что симптомы поведения ребенка на самом деле являются ответной реакцией на ссоры между супругами либо насилие или алкоголизм в их доме, и они предпочитают не сталкиваться с этими проблемами, а продолжать их игнорировать. Также родители могут опасаться выговора или критики в свой адрес как к не отвечающим требованиям или некомпетентным родителям.
Помните, что в большинстве случаев основное внимание во время лечения уделяется решению имеющихся проблем, но при этом истинную причину возникновения проблемы выяснять не всегда обязательно. Задача врача заключается в том, чтобы помочь ребенку и его семье преодолеть трудности, а не пытаться свалить на кого-то вину.
Правильный подход к программе лечения
До начала любого лечения, вне зависимости от того, является это вашим собственным планом проведения лечения или планом специалиста, помните о следующих важных положениях.
- Ни одна теория развития ребенка или управления поведением не имеет объяснений и ответов на все вопросы.
- Ни один план проведения лечения не может стать универсальным для всех детей.
- Простые решения комплексных проблем имеются крайне редко. Все может стать только хуже еще на первоначальной стадии, прежде чем будут достигнуты улучшения. Будьте терпеливы и готовы изменять цели и ожидания в зависимости от достигаемого прогресса.
- Остерегайтесь лечений или вмешательств, которые вызывают у вас чувство вины или собственной неполноценности либо кажутся вам непонятными.
- Постарайтесь не превращаться в клинического эксперта для своего ребенка, в особенности если вы являетесь сотрудником одной из сфер оказания помощи людям. Нет никакой необходимости (а в действительности это может даже нанести определенный вред) анализировать и обсуждать каждое проявление поведенческой проблемы ребенка.
- Избегайте статистических данных или положений, утверждающих, что они являются объяснением всему, обобщают или открывают правду.
- Относитесь с осторожностью к методам лечения, отговаривающим родителей от применения собственных усилий для решения проблемы или использования обычных разумных подходов. С другой стороны, не пытайтесь со всем справиться в одиночку: постоянно советуйтесь и поддерживайте связь со специалистом, даже несмотря на то, что вы будете принимать на себя все большую ответственность.
- Пытаясь разобраться, какая программа лечения лучше всего подходит вашему ребенку, попросите педиатра дать вам совет или выдать направление. Если вам кажется, что программа не подходит ребенку, обсудите это с терапевтом. Если вы решите прекратить лечение, заранее обговорите свое решение с ребенком и терапевтом, чтобы врач смог составить план последних сеансов с наибольшей степенью оказания помощи и поддержки подростку.