Воспитание напуганного ребенка
Помогая детям преодолевать их страх, вы не только улучшаете их эмоциональное состояние, но и создаете основу для формирования здоровых взаимоотношений.
Помогая ребенку преодолевать страх, вы служите для него мощной поддержкой.
Дети не могут думать, как взрослые.
Дети боятся неизвестного. Ребенок дошкольного возраста не может решить, что хорошо, а что представляет реальную угрозу. Реальный мир может быть очень страшен. Способность создавать образы, которая появляется в возрасте от двух до четырех лет, открывает мир мышления, полный страшных фантазий. В этом возрасте могут мысленно создаваться люди и животные, и эти образы бывают очень страшны. Симпатичный днем динозавр может вновь появиться в ночных фантазиях в виде монстра, вызывая нарушения сна, столь обычные в этом возрасте.
Способность воображать монстров без способности понимать, что они — придуманные создания, приводит к тому, что у малышей появляются страхи. У разных детей страхи различны. Опасение одного мальчика может быть развлечением для другого. Некоторые дети любят играть с пылесосом. Другие воспринимают его как шумного монстра, который ест вещи. Ребенок школьного возраста больше боится изменений во взаимоотношениях и проблем со здоровьем (например, быть сбитым автомобилем, неспособности дышать, развода родителей или смерти). В зависимости от возраста у детей разные причины для страха, и он проявляется с разной интенсивностью.
Страхи и опасения - одни из самых ранних детских эмоций. Научите ребенка справляться со страхом — это будет одним из ранних уроков для него, как справляться с эмоциями и использовать помощь родителей. Поймите и поддержите ребенка в этот период: близость между вами будет расти.
Помогите ребенку преодолеть страх
Сначала о том, чего не делать. Не предостерегайте его от того, что проявление чувства страха неправильно. Растущий ребенок поймет это так: «Со мной что-то не так». Избегайте оскорбительных выпадов вроде: «Не бойся», «Перестань быть ребенком», «Большие мальчики (или девочки) не боятся. Они не показывают страха, они просто управляют своими чувствами». Теперь ребенок боится не только темноты; он боится сказать кому бы то ни было о своих опасениях и не ищет помощи, чтобы справиться с ними. Он перестает доверять другим. Однако не стоит укреплять опасения ребенка, а лучше сочувствуйте ему: «Когда я был ребенком, тоже боялся темной спальни». Отнеситесь внимательно к опасениям своего ребенка, чтобы помочь ему справиться с ними. Не игнорируйте опасения ребенка, но и не погружайтесь в них чрезмерно, в противном случае ребенок будет использовать страх, чтобы привлечь ваше внимание.
Реагируя на детские страхи, объясните: страх — это нормально, и хорошо рассказать о своих опасениях, чтобы получить помощь. Убедите ребенка: «Мама и папа (или взрослый, которому ребенок доверяет) обеспечат твою безопасность». Помните, что нельзя унижать ребенка, говоря: «Нечего бояться» или «Это глупо». Никогда не используйте чувство страха и не запугивайте ребенка в воспитательных целях: «Бути-вути заберет тебя, если ты встанешь с кровати» или «Бог накажет тебя, если ты будешь возражать».
Помочь ребенку справиться со страхом будет намного легче, если у вас полное взаимопонимание, тесный контакт. Если кто-то или что-то безопасно для вас, то это будет безопасно и для ребенка. Дети в возрасте от одного до двух лет обычно боятся незнакомых людей. Помогите ребенку преодолеть этот страх, показывая, что новый человек хороший. Многие дети боятся насекомых, потому что видят, как ведут себя взрослые, когда над ними жужжат майские жуки. То же самое можно сказать о громе и молнии. Попытайтесь петь веселые песни во время грозы, чтобы сохранить собственное спокойствие. Даже визит к врачу можно сделать свободным от страха. Перед посещением врача позвольте ребенку рассмотреть игрушечный докторский набор. Играя в доктора, проведите «обследование», чтобы ребенок знал, что его ждет. Разрешите ребенку играть в «доктора» с домашним животным, куклой или мягкой игрушкой.
Всегда относитесь серьезно к страху ребенка перед воспитателями. Обычно знакомство уменьшает страх. Если опасения ребенка возрастают, когда он остается с воспитателем, даже с родственником, подумайте о смене воспитателя. Трактуйте все сомнения в пользу ребенка.
Ночные страхи. Ночное время — страшное время для маленьких малышей. Боязнь темноты и отсутствие родителей - двойное опасение, которое не дает спать многим детям. Включите ночник. Отправляйте ребенка спать с успокаивающей историей, массажем или песней. Оставляйте расслабляющую приятную запись, играющую еще час после того, как ребенок отправился спать. Маленьким детям нужны эти помощники, потому что дети не могут использовать логику, чтобы преодолеть свои опасения. Ребенку старше четырех лет помогайте преодолевать боязнь темноты. Попросите, чтобы он сказал вам, что означает для него «темнота». Пусть изобразит свой страх: «Нарисуй, какие чувства вызывает у тебя темная комната и на что это похоже». Если вы получили черный лист бумаги с оранжевым монстром под кроватью — вы точно определили источник страха.
Используйте разнообразные приемы, помогающие преодолевать страх перед темнотой. Играйте в салочки, начиная игру в хорошо освещенной комнате. В комнате желательно иметь регулятор света, чтобы можно было постепенно снижать освещенность. Играйте в прятки, начните игру в сумерки и продолжайте до темноты. Организуйте ночную исследовательскую экспедицию по двору. Сначала держите ребенка за руку, поскольку вы проводите исследования вместе. Дайте ребенку фонарь, положите его рядом с кроватью так, чтобы малыш мог включить его и осветить «подозрительные» груды одежды, которые превращаются в «медведя», когда включен только ночник. Иногда только уверенность, что он может превратить темноту в свет, достаточна', чтобы подавить страх. Иногда достаточно оставить включенным свет в детской комнате, если это не мешает спать. Ребенок преодолеет страх, когда станет старше.
Изгнание монстров из спален. «Папа, монстр в моей комнате». Предлагаем способ вывести ребенка из состояния испуга. Пусть опишет монстра и точно скажет, где он. Обойдите комнату вместе, позволяя ему разделить с вами свои опасения. Поймите, что страшные монстры — стадия, связанная с развитием, в которой монстр выступает как представитель страшного мира. Объяснить ребенку, что его опасения нелогичны, — невозможно. Здесь нужен более образный ответ: «Я — отец и не потерплю в доме никаких монстров. Ему придется уйти». После этого вы идете в туалет и «разговариваете» с монстром.
Таким своеобразным поведением вы показываете, что понимаете опасения ребенка; подобной игрой вы демонстрируете ему способ справиться со страхами. Как еще может родитель противостоять воображаемому монстру, если не стать самому ребенком!
Если такой прием использовать с большим ребенком, то можно укрепить в нем мысль, что монстры действительно существуют. Дети перестают верить в «изгнание монстров», как только они начинают понимать различие между реальностью и вымыслом. Скажите ребенку с легкостью: «Монстры бывают только на рисунках или телевидении. Они не реальны. И даже если бы они были реальны, папа не позволил бы им входить в наш дом».
Нарисуйте монстра и объясните вашему пяти- или шестилетнему ребенку различие между реальным и воображаемым. («Монстр не реален. Львы реальны, но папа не пустит сюда никаких львов».) Так как мы спали вместе с детьми, у нас не было подобных проблем. Поскольку дети находились в безопасности в нашей спальне, они спокойно миновали этот период, когда воображение создает страшные нереальные картины. Даже если ваш малыш спит в собственной комнате, важной частью процедуры отхода ко сну может стать пребывание мамыМли папы совместно с ребенком, пока он еще мал. Эту процедуру следует сохранять до тех пор, пока ребенок не подрастет и не полюбит отходить ко сну самостоятельно.
Лучший способ избавиться от ночных опасений состоит в том, чтобы предотвратить их, используя индивидуальные методы ночного воспитания, которые помогают ребенку чувствовать, что сон — приятное состояние, чтобы входить в него, и безопасное состояние, чтобы оставаться в нем.
Это предложение может действовать на чувствительных детей, которые чувствуют себя в опасности, когда вы говорите им, что монстров не существует, и потому полагаете, что он не будет думать о монстрах.
Боязнь вещей. Боязнь вымышленных образов — обычное явление у дошкольников. Пока «страшные» символы не мешают спать ребенку, не беспокоят его в школе или не делают его совсем испуганным человеком, участвуйте в его забавах и позволяйте ему наслаждаться фантазиями. Но если они мешают эмоциональному развитию, помогите преодолеть их, объясняя различие между воображаемым и реальным. Ребенку до шести лет трудно отделить фантазию от действительности.
Не разрешайте смотреть фильмы ужасов по телевизору и видео. Необходимо очень внимательно подходить к просмотру программ и ограничить время у телевизора. Помогите ребенку понять различие между реальными и воображаемыми образами.
Расскажите, как делаются фильмы. Используйте марионетки, чтобы показать действие. («Смотри, они не настоящие; они только говорят нашими голосами и двигаются, если ты потянешь за нитку».)
Опасения ребенка — лишь видимая часть айсберга, причина страхов кроется глубже. Я когда-то консультировал родителей и их семилетнего сына, который боялся идти в школу. Оказалось, что ребенок вовсе не боялся идти в школу, а пугало его возвращение домой. Многие родители его одноклассников в этот период развелись. Он боялся, что, вернувшись домой, он не найдет родителей дома.
Будьте внимательны, чтобы не передать собственные опасения ребенку. Например, малыш поднимается вверх на буфет. Если вы немедленно подбегаете к нему с криком: «Ты можешь упасть!» или «Это опасно!», он скорее всего упадет. Страх может фактически делать рискованные ситуации более опасными. Лучше спокойно подойти к ребенку и помочь ему.
Будьте взрослым
Формируя взаимоотношения с ребенком, вы не всегда должны давать объяснения своих решений, ваше действие не всегда должно быть понятно ему. Иногда все, что необходимо — дать ребенку сообщение: «Я хочу, чтобы ты сделал это». Дети мечтают стать взрослыми. Это знание дает им определенную свободу.
Вносите изменения постепенно
Если вы внезапно измените стиль воспитания и подойдете к ребенку с объятиями, поцелуями, повышенным вниманием и т. д., чего прежде не было в ваших взаимоотношениях, он может воспринять это как фальшь, желание подчинить его себе и, возможно, отдалится от вас еще больше. Вводя новые методы воспитания, делайте это постепенно. Проникнитесь методом и определите удобный момент, чтобы внедрить его.
Водная терапия
Универсальным решением для беспокойных детей любого возраста — от плачущего новорожденного до травмированного десятилетнего — является водная терапия. Вода может успокаивать, расслаблять или интересовать, в зависимости от того, что является причиной беспокойства: дискомфорт, волнение или скука. Время, которое ребенок проводит в воде, матери ценят больше всего; они берут в ванную хорошую книгу и наблюдают за ребенком, в то время как он играет с плавающими игрушками. И мама, и малыш получают перерыв. С маленьким ребенком мама может тоже войти в воду. Удовольствие от совместной водной терапии, вероятно, объясняет, почему ванна — любимая процедура при отходе ко сну. Мы рекомендуем родителям использовать теплую воду перед сном.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс