Воспитание дочери
Игра
Во время игр вашей дочери меньше вероятность того, что она будет принимать образ героического персонажа, которого часто можно увидеть во время игры мальчиков; вместо этого игры девочек чаще всего вращаются вокруг школьной или домашней темы (они могут укачивать своего «ребенка» или наклеивать лейкопластырь кукле).
Также во время игр вашей дочери меньше вероятность того, что она будет физически бороться с другими детьми, чем во время игр ее брата. Вместо этого она постарается устранить возникающие разногласия при помощи выяснения их в ходе беседы. Если возникают разногласия по поводу правил игры, девочки чаще, чем мальчики, предлагают компромисс: «Давайте изменим правила» либо «Давайте поиграем в другую игру». Они реже кричат друг на друга, поскольку чувствуют, что важнее сохранить дружбу, чем одержать победу в споре. В их играх чаще встречаются занятия, когда они делают что-то по очереди, чем в играх мальчиков.
Помните, что дети учатся всему посредством игры, поэтому вам следует направлять ваших дочерей (и сыновей) так, чтобы они получили как можно больше представлений об окружающем мире. Им нужно давать игрушки и направлять на участие в таких мероприятиях, которые выходят за рамки стереотипов их пола. Таким образом, вы можете дать дочери куклу, и это будет считаться нормальным, но помимо этого подарите ей игрушки, которые традиционно считаются игрушками для мальчиков, а также материалы, с которыми она сможет играть творчески: сделать что-то из глины, ткани или перьев.
Друзья и общение
Существуют фундаментальные различия между тем, как девочки и мальчики воспринимают себя и относятся к окружающему миру. По сравнению с мальчиками девочки гораздо чаще тянутся к дружеским отношениям, которые они в основном устанавливают с другими девочками. Это чувство чаще всего формируется вокруг их способности устанавливать и сохранять эти дружеские отношения. Девочки гораздо больше мальчиков ценят и нуждаются в установлении связей с другими людьми. Поэтому девочки обычно считают себя более успешными в проявлении заботы и внимания. Также девочки более склонны к обсуждению и оценке своих дружеских взаимоотношений, чем мальчики.
В нашей культуре девочек воспитывают так, чтобы они устанавливали взаимоотношения с другими девочками, основанные на диалоге. Конечно, мальчики тоже общаются друг с другом, но тесная связь их взаимоотношений скорее проходит «бок о бок», будучи организованной вокруг какого-либо занятия (скажем, игры с трактором или видеоигры) или общего интереса.
Девочки чаще, чем мальчики, имеют лучшего друга или нескольких друзей, хотя близкие друзья могут часто меняться. Они делятся с ними секретами и пишут тайные записки. Девочки часто держатся за руки, обнимают друг друга и ищут повод провести время вместе.
Ваша дочь 11-12 лет может обсуждать свою дружбу во время семейного обеда, в то время как мальчики не склонны говорить об этом. У девочек также отмечается большая склонность к эмоциональному расстройству, когда рушатся дружеские отношения либо когда их разлучают с лучшей подругой.
Естественная тенденция к выделению друзей по половому признаку в среднем подростковом возрасте имеет неблагоприятные последствия. Она ограничивает возможности девочек и мальчиков узнавать и ценить друг друга до того момента, когда в период половой зрелости их объединит сексуальное влечение друг к другу. В идеале девочкам необходимо иметь в качестве друзей мальчиков (и наоборот), если они намерены успешно общаться, будучи юношами и девушками, и заключать удачные браки во взрослом возрасте. Вам следует предоставить вашей дочери школьного возраста как можно больше возможностей играть с мальчиками. Тем не менее вам скорее всего придется столкнуться с некоторым сопротивлением: девочки в этом возрасте предпочитают играть с девочками, а мальчики - с мальчиками.
По мере того как девочки преодолевают средний подростковый возраст и достигают периода полового созревания, они неохотно идут на риск во взаимоотношениях, поскольку боятся рассердить окружающих. Они могут воздерживаться от отстаивания своих прав и считают это достоинством. Они могут избегать критики и несогласия с окружающими либо умалчивать о своих предпочтениях, желаниях и нуждах. У них могут возникнуть трудности с тем, чтобы сказать «нет» кому-либо, с кем у ребенка сложились важные для него взаимоотношения. Если у девочек возникают конфликтные ситуации, они чаще всего избегают прямой конфронтации, а скорее стараются отомстить, пытаясь разрушить дружеские отношения или социальный статус другой девочки.
Учеба
В школьном возрасте у девочек наблюдаются некоторые преимущества над мальчиками. Обычно девочки способны дольше сосредоточивать внимание, чем мальчики. Вербальные навыки у девочек также обычно созревают раньше.
Как правило, у девочек в 5-6 классе более высокая успеваемость по языку и такая же, как у мальчиков, либо лучшая успеваемость по математике. Но на границе с периодом полового созревания и в юношеские годы показатели высоких результатов по математике у девочек зачастую становятся ниже, чем были раньше. К моменту, когда ваша дочь среднего подросткового возраста достигнет старшей средней школы, у мальчиков в ее классе будут отмечаться гораздо более высокие результаты по математике.
В чем причина? Учителя математики, как правило, возлагают на девочек меньшие ожидания и могут иметь пристрастное отношение в пользу мальчиков. Результаты исследований доказывают, что учителя на уроках математики гораздо чаще спрашивают мальчиков.
Тем не менее разница в знании этих предметов между девочками и мальчиками уменьшается, поскольку многие школьные округа стараются способствовать и?поддерживать девочек в достижении успехов по математике. В некоторых школах руководители ввели занятия по математике и естественным наукам только для девочек, убежденные в том, что девочки будут чувствовать себя увереннее и менее робкими в такой учебной обстановке (результаты некоторых исследований доказывают, что плохой успеваемости по математике предшествует потеря уверенности в знании предмета).
Разумеется, девочки могут добиться хорошей успеваемости по математике и естественным наукам, но их собственные убеждения и уверенность в этой области подвержены сильному влиянию со стороны родителей (недостаточные надежды могут оказаться самоосуществляющимися предсказаниями). Дайте понять своей дочери, что ваши ожидания в отношении ее высокой успеваемости в школе такие же реальные, как и в отношении успехов ее братьев, и то, что ее успехи по математике и другим наукам не менее естественны, чем у мальчиков.
Эмоциональное развитие и самооценка
Эмоционально девочки созревают раньше мальчиков. В среднем подростковом возрасте им проще выражать свои эмоции вербально, и их самооценка при этом достаточно уверенная и высокая. Они могут быть исполнены собственной значимости - рискованные, самонадеянные и уверенные в своей способности делать вещи, необходимые всему миру. С их точки зрения для них нет ничего невозможного.
Тем не менее по мере того, как девочки приближаются и достигают возраста половой зрелости, их позиция может пошатнуться. Примерно у одной трети девочек снижение самооценки становится ярко выраженным и длительным проявлением. Уныние, беспокойство и отсутствие аппетита чаще всего проявляются у девочек на границе с достигаемым ими юношеским возрастом. В возрасте от 11 до 13 лет некоторые девочки теряют значительную часть своей эмоциональной и моральной силы. У них может произойти надлом в оценке собственной личности и развиться депрессивное состояние. Их оптимизм ослабевает, и они реже идут на риск. К возрасту половой зрелости от девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, можно услышать, что они «недостаточно хороши», чтобы добиться своих целей.
К старшим классам школы менее одной трети из них могут сказать, что они довольны собой. Что касается оценки своей фигуры, негативные эмоции могут начать проявляться гораздо раньше. В возрасте 7 лет многие девочки начинают критически относиться к своему телу, а 50% девочек в возрасте 9 лет уже пробуют соблюдать диету. У многих из них могут быстро развиться нарушения аппетита, которые зачастую вызваны депрессивным состоянием и даже мыслями о самоубийстве.
При достижении девочками возраста половой зрелости они еще более неохотно принимают себя такими, какие есть, и редко признают свои достижения. Они могут избегать критики и несогласия с окружающими либо сообщать о своих предпочтениях, желаниях и нуждах. Они могут ставить перед собой менее сложные цели и не ждать многого от будущего.
Конечно, этого может и не случиться. Вы как родитель должны помочь своему ребенку среднего подросткового возраста испытывать чувство собственного достоинства и твердой уверенности в себе. Постарайтесь выявить и укрепить положительные черты вашего ребенка. При каждом удобном случае выражайте свое одобрение ее стараниям и достижениям. А чтобы не зацикливаться на собственном внешнем несовершенстве (в противовес некоторым статьям в СМИ), помогите вашей дочери научиться ценить то, что она умеет делать, а не то, как она выглядит.
Поскольку по достижении подросткового возраста существует вероятность некоторой потери индивидуальности, родители должны помочь детям обнаружить в себе уникальные таланты и интересы. Поддержите своего ребенка, заверив его, что вполне нормально быть не таким, как все, и в том, что отличие от остальных и есть особенное и ценное качество. Обсудите с вашим ребенком то, что ему нравится в самом себе, к также то, что особенно нравится вам.
Помимо этого поговорите с вашей дочерью о ее мечтах и тревогах, а также о том, что может ей мешать испытывать чувство удовлетворенности самой собой. Способствуйте созданию у нее уверенности в том, что она может стать тем, кем ей захочется. Помогите ей найти возможности добиться успеха и наградите ее за упорные старания и проявление гордости своими успехами.
Спорт и физкультура
Многие родители осознают, что физическая активность необходима девочкам ничуть не меньше, чем мальчикам. К счастью, у современных девочек школьного возраста больше возможностей принимать участие в организованных спортивных мероприятиях, будь то софтбол, футбол или гимнастика, чем у их матерей и бабушек в этом возрасте.
Так же, как и мальчики, девочки могут получить многие жизненно важные уроки, принимая участие в спортивных мероприятиях: сюда входят работа в команде, упорство, умение принимать решения о необходимости рискованных действий и развитие стратегического мышления. Но при этом девочки все же сталкиваются с определенными ограничениями при участии их в спортивных мероприятиях. Родители беспокоятся, что девочки могут удариться или получить повреждения, а некоторые родители до сих пор уверены, что дух соперничества (не говоря уже о том, что они могут испачкаться) нельзя считать женским качеством, подобающим «настоящей леди». Слишком часто окружающими озвучивается, что мальчики от природы более подготовлены для участия в спортивных мероприятиях, чем девочки.
Выделяйте достижения вашей дочери в физической активности вне зависимости от того, будут ли это успехи на беговой дорожке или на занятиях балетом. Убедите дочь развивать двигательные навыки в соответствии с ее интересами и возможностями. Спортивные занятия - это полезная среда, в которой она может доказать свои способности и насладиться успехом.