Терроризм и стихийные бедствия для детей
События 11 сентября 2001 года стали всего лишь еще одним драматическим напоминанием о том, как опасно жить в нашем мире.
До этого по США прокатилась волна перестрелок в школах и террористический акт в Оклахома-Сити. Возвращаясь еще дальше в прошлое, мы не можем не вспомнить страх перед ядерной войной, который все еще живет в подсознании многих людей. Каждое наводнение, ураган или землетрясение разрушают иллюзию безопасности у взрослых и особенно у детей, которые больше всего страдают от этих событий.
Дети, пережившие стихийное бедствие либо непосредственно, либо в виде нескончаемых телерепортажей, демонстрируют все признаки стресса. После 11 сентября, например, многие дети дошкольного возраста рисовали самолеты, охваченные пламенем, или строили дома из кубиков и разрушали их, кидая в них игрушечные самолетики. Игра — это один из способов, с помощью которого дети пытаются восстановить контроль над пугающей их реальностью. Признаком того, что ребенок справляется с такими стрессами, является «счастливый конец»: самолет благополучно приземляется, дом остается стоять, ребенок заканчивает игру в спокойном расположении духа.
Игры ребенка, перенесшего душевную травму, выглядят совершенно иначе: самолеты раз за разом разбиваются, дома рушатся, а ребенок после игры выглядит изможденным и нервным. Такие повторяющиеся навязчивые действия в ходе игры служат верным признаком, что ребенку требуется помощь опытного психолога или врача.
Что могут противопоставить родители
Любые бедствия, будь то стихийные или созданные руками человека, подрывают основу взаимоотношений родителей и ребенка, которые строятся на том, что взрослые являются гарантом безопасности детей. Поэтому очень важно, чтобы родители заверили своего ребенка, что взрослые люди — мама, папа, мэр города, президент — делают все возможное, чтобы никто больше не пострадал. Родители также обязаны оградить детей от дальнейших душевных травм, которые наносят им бесконечные телевизионные репортажи с мест событий. Как ни тяжело было выключить телевизор после событий 11 сентября или во время репортажей с недавней войны в Ираке, умные родители делали это.
Причины, которые вызывают у детей тревогу, могут оказаться для вас совершенно неожиданными. Поэтому надо всегда исходить из общего правила: сначала внимательно выслушайте ребенка, а потом попытайтесь ответить на вопросы, которые его беспокоят. Знакомая обстановка и привычные действия вселяют в детей уверенность, поэтому возвращение к привычному укладу повседневной жизни — завтраку, школе, сказке на ночь — хорошо помогает разрядить ситуацию.
Наконец, очень важно обращать внимание на то, как вы сами реагируете на стресс. Дети во всем берут пример с родителей. Если вы чем-то очень расстроены, то и у ребенка может возникнуть такая же реакция. В этом случае полезно простыми словами рассказать ребенку о своих чувствах, чтобы он знал, что вас огорчило (в противном случае он может подумать, что всему виной именно он). И чрезвычайно важно в этой ситуации обратиться за помощью к друзьям, родственникам, священнику или просто к соседям. При появлении симптомов стресса у вас или у ребенка надо обратиться к специалистам, которые смогут оказать необходимую помощь.