Стрессы и психологические травмы у детей
Жизнь ребенка в XXI веке чересчур насыщена стрессами.
Происходящие в мире события затрагивают каждую семью, как бы она ни пыталась от них защититься. Телевидение информирует ребенка о терроризме, землетрясениях, войнах и глобальном потеплении климата. Физическое и сексуальное насилие тоже вносят свою лепту, разрушая психику ребенка, даже если сам он при этом физически не пострадал. Случаются и менее сильные стрессы, такие как смерть члена семьи или развод родителей, которые тоже оказывают мощное воздействие на внутренний мир ребенка.
Задумываясь обо всех этих стрессах и душевных травмах, с которыми сталкиваются дети, нельзя не удивляться, что большинство из них все же вырастают сильными, любящими и оптимистически настроенными людьми. Такая устойчивость их психики объясняется мощной внутренней потребностью в счастье, здоровье и общении со взрослыми, которые заботятся о них и верят в них. Пытаясь научить детей жить в этом полном потрясений мире, мы должны постоянно помнить об этом.
Значение стресса
Стресс как физическая реакция. На угрожающие ситуации организм отвечает образованием гормонов стресса — адреналина и кортизона. В малых дозах эти гормоны улучшают концентрацию внимания и выносливость (вспомните трудную контрольную по математике). Высокий уровень содержания этих гормонов в крови вызывает реакцию, которую специалисты называют «беги или сражайся» (представьте, что на вас нападает злая собака). В этом случае у человека учащается пульс, резко подскакивает давление крови, напрягаются мышцы, замедляются все процессы, не имеющие в данный момент существенного значения, например пищеварение. Все внимание концентрируется в одной точке, а время, кажется, замедляет ход.
Стресс оказывает непосредственное влияние на головной мозг. После сильного стресса в мозге образуется нейтральный «мостик», соединяющий угрожающий раздражитель и ответную реакцию организма. В результате в следующий раз, когда возникнет тот же раздражитель, реакция наступит еще быстрее. Однако эта внутри мозговая связь означает и то. что даже нечто похожее на первоначальный раздражитель может вызвать неадекватную стрессовую реакцию.
Нечто подобное происходит с людьми, страдающими посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР). ПТСР обычно встречается у военнослужащих, побывавших на войне, а также у детей, ставших жертвами или свидетелями насилия. Вместе со стрессом в памяти возникают яркие образы первоначального травмирующего события, которые мучают ребенка в состоянии бодрствования и вызывают у него кошмары во время сна.
Подверженность ребенка стрессу
Подобная реакция на стрессовые ситуации возникает не у каждого человека. Примерно один ребенок из семи чрезвычайно подвержен стрессу. Даже в младенческом возрасте такие дети реагируют на каждого нового человека или обстоятельства выбросом в организм гормонов стресса. Когда они немного подрастут, то обычно становятся робкими и застенчивыми. Им требуется время, чтобы привыкнуть к новой ситуации, и у них часто возникают страхи и беспокойства по самым различным поводам. Это свойство у них врожденное и зачастую передается по наследству. Ученые уже близки к тому, чтобы отыскать у человека соответствующий ген или группу генов, отвечающих за эти качества. Подверженные стрессу дети с большей вероятностью вырабатывают в себе устойчивые реакции на сильные возбуждающие факторы, например на нападение собаки или землетрясение.
Если вы знаете, что ваш ребенок особенно подвержен стрессам, то можете помочь ему, ограничивая воздействие на него ситуаций, вызывающих стресс. Например, следует выключить телевизор, если там показывают новости о войне или землетрясении, и обсудить эту тему в более спокойной обстановке за ужином. Каждый раз, когда ребенок справляется с незначительной стрессовой ситуацией, он приобретает опыт и уверенность в себе.