Социальная адаптация детей с хроническими заболеваниями
Школа - это не просто место, где ребенок приобретает знания и овладевает умениями и навыками.
В школе ребенок находит друзей, учится выстраивать взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, переживает свои первые успехи и неудачи, познает самого себя, свой внутренний мир. В школе дети овладевают необходимыми социальными навыками, учатся сопереживать, сочувствовать окружающим, усваивают правила и нормы поведения, утверждают себя в кругу сверстников
В течение всего периода обучения в школе ребенок стремится завоевать уважение сверстников, утвердить свой авторитет. Он подражает своим одноклассникам, копирует их поведение, манеру одеваться, стремится участвовать во всех внеклассных мероприятиях. Самооценка ребенка, его мироощущение во многом зависят от того социального статуса, который он приобретает среди своих сверстников.
Трудности в социальной адаптации
У ребенка, страдающего хроническим заболеванием, могут возникнуть определенные трудности во взаимоотношениях со сверстниками. В школе дети внимательно присматриваются к своим одноклассникам, фиксируют все нюансы их внешности и поведения. Таким образом, физический недостаток ребенка сразу же оказывается в центре внимания одноклассников - дети всегда замечают тех, кто в чем-то отличается от них. Средний школьный возраст - это самый сложный период для ребенка, страдающего хроническим заболеванием. Именно в среднем школьном возрасте ребенок начинает остро переживать свою неполноценность. Он понимает, что не может соперничать со своими сверстниками, и его ограниченные физические возможности становятся источником тяжелых душевных переживаний. При некоторых заболеваниях ребенок вынужден принимать сильнодействующие лекарственные препараты, часто пропускать занятия; иногда ему приходится носить например зубную пластинку или глазную повязку. В подобной ситуации ребенок зачастую оказывается в социальной изоляции, ощущает себя чужаком среди своих сверстников.
В большинстве случаев, однако, дети обнаруживают, что несмотря на все существующие между ними различия (состояние здоровья, расовая и религиозная принадлежность и еще тысячи других обстоятельств), они тем не менее очень похожи друг на друга. Таким образом, главная задача педагогов - научить ребенка терпимости, то есть принимать окружающих такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Ребенок может болезненно воспринимать свое физическое несовершенство, однако детская психика отличается большой гибкостью и устойчивостью, и это обстоятельство помогает ребенку адаптироваться к новым жизненным ситуациям.
Чаще всего и сам ребенок, и все члены его семьи успешно преодолевают все возникающие на их пути трудности. Ограниченные физические возможности ребенка становятся неотъемлемой частью образа жизни и воспринимаются уже не столь болезненно. Зачастую ребенок сам находит неожиданные решения таких проблем, которые, на первый взгляд, могли бы показаться неразрешимыми. Таким образом, если ребенок получает необходимую помощь и поддержку со стороны членов семьи, друзей, медицинских работников, Заболевание не сможет помешать его психическому и физическому развитию, духовной зрелости, тому, чтобы стать высоконравственным человеком, полезным членом общества.
Следует упомянуть и о проблеме успеваемости. Если ребенок страдает заболеванием, не влияющим на уровень его интеллекта, педагоги предъявляют к нему такие же требования, как и к большинству его сверстников. Результаты исследований, однако, свидетельствуют, что дети, страдающие хроническими заболеваниями, очень часто оказываются в числе неуспевающих. Такая ситуация может возникнуть по целому ряду причин. Кроме того что больной ребенок быстро утомляется, некоторые лекарственные препараты вызывают заторможенность или, напротив, повышенную возбудимость центральной нервной системы. Если ребенок болезненно воспринимает свое заболевание, у него могут возникнуть проблемы в поведенческой сфере, затрудняющие процесс обучения.
Детям, страдающим такими заболеваниями, как серповидно-клеточная анемия, астма, муковисцидоз, диабет, приходится регулярно пропускать занятия в школе. Нанимать ребенку домашнего учителя в данной ситуации не имеет смысла, так как курс лечения продолжается всего несколько дней. Таким образом, ребенок поневоле оказывается в числе отстающих, не может соперничать со своими сверстниками. Ребенок растерян, подавлен, у него пропадает всякий интерес к учебе. Помимо всего прочего ребенок постоянно подвергается эмоциональным и физическим перегрузкам - он вынужден догонять одноклассников, выполнять домашние задания большего объема. Психологический стресс заставляет ребенка уклоняться от выполнения своих школьных обязанностей, он пропускает занятия даже в те дни, когда здоровье позволяет ему присутствовать в школе. (Более подробную информацию по этой проблеме вы найдете в гл. 24 «Уклонение от посещения школы».)
Поговорите с учителями, с педиатром, со школьным психологом. Совместными усилиями вы справитесь со всеми описанными проблемами. Если вашему ребенку по состоянию здоровья приходится систематически пропускать занятия, позаботьтесь о том, чтобы он не оказался в числе отстающих. В начале каждого учебного года встречайтесь с преподавателем вашего ребенка и обсуждайте с ним все нюансы учебного процесса - в случае необходимости преподаватель разработает для ребенка индивидуальный учебный план. Договоритесь, чтобы ваш ребенок регулярно получал домашние задания. Ребенку, страдающему хроническим заболеванием, как правило, необходимы регулярные консультации лечащего врача. Попросите его составить такой график консультаций, чтобы ребенку не пришлось пропускать занятия в школе.
Располагая всей необходимой информацией о состоянии здоровья вашего ребенка, преподаватель сможет соответствующим образом организовать его учебную деятельность, чтобы он участвовал в учебном процессе наравне со сверстниками. Обсуждая с педагогами ту или иную проблему, старайтесь, чтобы все ваши пожелания и требования были разумными, обоснованными. Не следует без необходимости требовать для ребенка каких-то особых привилегий. Если преподаватель относится к ребенку чересчур снисходительно (освобождает его от экзаменов, не задает домашних заданий), ребенок очень быстро привыкает к своему привилегированному положению и начинает уклоняться от выполнения школьных обязанностей. Иногда преподаватель относится к ребенку чересчур снисходительно, ошибочно полагая, что хроническое заболевание влияет на умственные способности малыша. В большинстве школ ученикам, страдающим хроническими заболеваниями, предоставляется возможность обучаться на дому в те периоды, когда они не могут посещать занятия. Если вашему ребенку необходима такая образовательная услуга, обратитесь к вашему педиатру или лечащему врачу. Тщательно взвесив все «за» и «против», врач примет решение и выпишет вам соответствующий документ.
Дети с ограниченными физическими возможностями, как и большинство их сверстников, стремятся завоевать уважение своих одноклассников, утвердить авторитет в школьном коллективе.
Возвращение в школу
Если ваш ребенок по тем или иным причинам длительное время не посещал школу, его возвращение в класс может быть связано с целым комплексом негативных эмоций. Ребенок испытывает растерянность, тревогу, пытается под различными надуманными предлогами оттянуть неизбежность. «Что я скажу своим одноклассникам? Зачем я должен возвращаться в школу?» - эти вопросы не дают покоя ребенку, лишают его душевного равновесия.
Вы, конечно, не сможете полностью развеять все страхи и тревоги вашего ребенка. Тем не менее процесс адаптации станет гораздо менее болезненным, если вы окажете вашему ребенку необходимую помощь и поддержку. Постарайтесь подготовить ребенка к предстоящей встрече с одноклассниками, проведите своего рода ролевую игру. Пусть ребенок заранее продумает, как он будет отвечать на «неудобные» вопросы своих сверстников. Вы можете задать ребенку такие например вопросы:
«Что ты ответишь, если одноклассники спросят тебя, почему ты носишь парик?»; «Если на перемене у тебя начнется приступ удушья, а твои одноклассники начнут смеяться над тобой, что ты скажешь им в ответ?»
Помогите ребенку сформулировать четкие ответы на все ожидаемые вопросы. Такой «психологический тренинг» поможет .ребенку обрести уверенность в себе. Получив соответствующую психологическую установку, ребенок сможет найти выход из любого затруднительного положения.
В случае необходимости вы можете обратиться за помощью к врачам, психологам, социальным работникам. Вы окажете своему ребенку большую услугу, если познакомите его со сверстниками, которые успешно справились с подобного рода проблемами. Во многих городах работают службы психологической помощи для детей и их родителей.
Рассказывать ли одноклассникам о заболеваниях ребенка
Иногда родители прилагают все усилия, чтобы заболевание их ребенка не стало достоянием гласности в кругу сверстников. Родители полагают, что таким способом им удастся оградить ребенка от насмешек и неприятных вопросов. Такая позиция, однако, является глубоко ошибочной. В подобной ситуации у ребенка может сложиться убеждение, что его заболевание - это некая постыдная тайна, которую он должен скрывать от окружающих.
Кроме того, в повседневной жизни очень часто возникают такие ситуации, когда те или иные симптомы заболевания становятся очевидными для окружающих, поэтому лучшее решение в данных обстоятельствах - позволить ребенку быть полностью откровенным со своими одноклассниками. Пусть ваш ребенок расскажет сверстникам о своем заболевании, а вы помогите ему подготовиться к такому разговору. Ребенок будет чувствовать себя гораздо комфортнее, если у него есть хотя бы один лучший друг или подруга.
Постепенно ваш ребенок научится говорить о своем заболевании (поначалу лишь с самыми близкими друзьями и самыми любимыми преподавателями), не испытывая при этом психологического дискомфорта. Напомните ребенку, что не следует без необходимости посвящать окружающих в те или иные интимные подробности своей личной жизни. Школьная медицинская сестра или любимый учитель помогут вашему ребенку справиться с этой непростой ситуацией.