Как общаться с ребенком
Ваш успех в роли родителя, учителя и во всех остальных ролях очень зависит от умения наладить хорошее общение.
Общение - больше, чем просто обмен информацией. Во время общения дети не только понимают друг друга, но и узнают больше о мыслях и чувствах других. Таким образом, хотя многие люди относятся к общению в основном как к разговору, самой важной частью общения, а возможно, и самой сложной, которой необходимо научиться, является умение слушать.
Самое первое общение между родителем и ребенком происходит в младенческом возрасте. Улыбка ребенка, которую видит мама или папа, служит приглашением к общению и ответной улыбке. На этой стадии успешные родители являются хорошими наблюдателями. Вскоре обмен сообщениями между родителем и ребенком продвигается от невербального общения к произнесению звуков и слов. Дети и взрослые не только обмениваются информацией, но их общение вскоре становится способом, при помощи которого они делятся своими чувствами и оказывают помощь друг другу. Члены семей, где успешно налажено общение, имеют возможность поделиться всеми своими пережитыми эмоциями - как хорошими и счастливыми, так и грустными жизненными моментами, проблемами и способами их решения.
Для того чтобы быть успешными собеседниками, пы и ваш ребенок должны совместно практиковаться и развивать свои умения. Успешное общение позволяет не только делиться любыми темами для общения и чувствами, но и использовать как вербальные, так и невербальные способы самовыражения.
Как и в других аспектах умения быть родителем, вы, вероятно, общаетесь с вашим ребенком во многом так же, как общались с вами ваши родители. В процессе общения ваши родители служат моделями для подражания, но во многих семьях это не всегда хороший пример* *
Прислушайтесь к себе. Вы можете этого и не замечать, но в процессе общения вы, вероятно, во многом повторяете форму общения ваших собственных родителей при разговоре с вами в детстве. Постарайтесь вспомнить положительные и отрицательные моменты общения и найти их отголоски уже вашем общении с ребенком. Вам может потребоваться научиться избавляться от старых привычек плохо слушать и от наносящей ущерб критики. Как только вы этому научитесь, вы не только наладите контакт с ребенком, но помимо этого еще и станете новой моделью положительного поведения, что поможет вашему ребенку стать прекрасным собеседником.
Общение с ребенком вне семьи
Навыки общения, которыми овладевает ваш ребенок, повлияют на то, как он будет взаимодействовать не только с вами, но и с окружающим миром. Эти умения помогут ребенку общаться, решать проблемы и получать информацию от окружающих. Общение также может использоваться для того, чтобы похвалить или наказать, выразить свои чувства и обеспечить создание правильного представления и понимания.
Ваш способ общения является неотъемлемой частью того, о чем вы говорите. Успешное общение позволяет вам выразить любовь, одобрение и уважение в адрес вашего ребенка. К примеру, выражение похвалы - это не просто сказанные слова. Оно требует вашего понимания того, что ребенок думает о самом себе и своем поведении, а также осознания того, когда и каким способом вы можете выразить ему свою похвалу, чтобы он мог лучше услышать вас и принять то, что вы говорите. Успешное общение - процесс, в котором задействованы два человека, где один из собеседников не просто что-то говорит другому. Если вы постоянно поддерживаете общение с ребенком, он будет знать, что вы считаете его успешной личностью. Это позволит не только сохранить с ним доверительные взаимоотношения, но и поможет ребенку расти, развиваться и жить согласно его личностным принципам.
К сожалению, очень многие родители недостаточно выражают ребенку свое признание и одобрение. Они могут думать: «Если я скажу сыну, что он для меня хорош такой, какой есть, у него не будет стимула усерднее трудиться и добиваться чего-либо в жизни». На самом деле успехи детей становятся выше, как только они освобождаются от давление заставляющего их завоевывать одобрение со стороны родителей. Вместо того чтобы постоянно осуждать и критиковать ребенка, дайте ему понять, что вы его любите и принимаете таким, какой он есть. В свою очередь он станет сильнее любить самого себя, и его самооценка повысится.
Постарайтесь донести до ребенка свое одобрение посредством слов и действий. Да, вы можете выражать свои чувства невербальными способами через язык своего тела, включая мимику, объятия и жесты. Но вам необходимо также и говорить об этом.
Очень часто родители выбирают безуспешные способы вербального общения с детьми. Они начинают командовать («Ты сделаешь то, что я говорю, так или иначе!»), читать нотации («Когда я был маленьким, у меня было вдвое больше обязанностей по дому, чем у тебя») или поучать («Ты больше никогда не должен себя так вести»). Либо же они могут критиковать («Сегодня ты все делаешь неверно»), высмеивать («Во время драки ты выглядел глупо») или унижать («Дети в твоем возрасте уже должны это знать»).
Во время общения со своим ребенком сохраняйте положительный настрой и дайте ему понять, что вы принимаете его таким, какой он есть. Чаще хвалите ребенка, при этом будьте как можно более конкретны («Ты сегодня проделал прекрасную работу, решив эту сложную задачу из домашнего задания по математике»). Дайте ему понять, что вы высоко цените его таким, какой он есть, чтобы ему не приходилось бороться за то, чтобы стать похожим на ваши представления о том, каким вам хотелось бы его видеть («Я испытала огромное чувство гордости, наблюдая, как ты выступал сегодня на соревнованиях по легкой атлетике»).
Также вы можете продемонстрировать свое одобрение, если не будете принимать участие в некоторых занятиях ребенка. К примеру, если вы позволите ему рисовать, не давая при этом советов по поводу того, какие цвета следует смешивать, это будет служить признаком того, что он все делает правильно. Время от времени вы можете спокойно выслушать вашего ребенка, не вставляя замечаний и комментариев, которые могут выступать в роли возражения или исправления.
Основные составляющие общения с детьми
Вот составляющие успешного общения, о которых необходимо помнить при установлении связи с ребенком среднего подросткового возраста.
Умение слушать
Неотъемлемой частью общения с ребенком является получение передаваемых им сообщений. Это могут быть вербальные сообщения (вопросы, просьбы) или невербальные (действия или бездействие). Умение слушать - приобретенный навык, и, приложив определенные усилия, вы можете достичь успеха. В процессе общения вы будете служить хорошим примером для своих детей, а они в свою очередь тоже станут хорошими слушателями.
Внимательное слушание служит главной составляющей общения. Когда вы превращаетесь во внимательного слушателя, вы тем самым сообщаете ребенку, что все ваши коммуникационные каналы открыты. Вы осознаете, что у вашего ребенка возникает нужда и/или желание поделиться своими чувствами и мыслями, и вы являетесь для него благодарной аудиторией.
Во внимательном слушании участвуют различные навыки и методы, которые уменьшают вероятность того, что вы будете субъективны или критичны либо будете читать нотации или унижать ребенка. Эти навыки позволят вам помочь ребенку вступить в контакт с его истинными чувствами и мыслями, проанализировать их и выстроить перспективы, чтобы проблемы не казались большими, чем есть на самом деле. Также это поможет установить связь между вами и вашим ребенком и сделать его более восприимчивым к тому, что думаете вы.
Для того чтобы стать внимательным слушателем, вам необходимо следующее.
- Выделить время, отведенное на слушание. По мере возможности изолируйте себя от всего, что может вас отвлекать. Чтобы услышать и понять, о чем говорит ребенок, вы прежде всего должны этого захотеть, у вас должно быть желание помочь ребенку разобраться во всех волнующих его вопросах, имеющихся в настоящий момент. Некоторые родители и дети приходят к выводу, что лучше всего они общаются перед сном или во время вечерней трапезы.
- Отбросьте ваши собственные мысли и точки зрения и создайте такую обстановку, при которой вы сможете получить информацию от вашего ребенка. Посвятите ему все ваше внимание и постарайтесь поставить себя на его место, чтобы понять, какие чувства он испытывает. Дайте ему почувствовать, что вы цените его мысли и считаете их важными, что вас волнует его точка зрения.
- Выслушайте, подведите итог и повторите послание, которое вы получили от ребенка. Если это уместно, аккуратно сообщите о том, что, по вашему мнению, хочет сказать ребенок. Не пытайтесь бездумно повторить то, что вы услышали: загляните поглубже и постарайтесь понять, что думает и чувствует ваш ребенок. Помните: произнесенные вслух слова могут не являться истинным или завершенным сообщением.
- Лежащие в основе сообщения могут включать в себя чувства, опасения и беспокойства вашего ребенка. Назовите эти чувства своим именем или отнесите их к определенной категории («Мне кажется, ты напуган... грустен... разгневан... счастлив»).
- Когда ребенок говорит, создайте условия для близкого общения. Проявите свою заинтересованность, кивая головой и периодически вставляя неопределенные ответы типа «Да... Понятно... О!.. Вот это да!» Способствуйте тому, чтобы ребенок продолжал рассказывать. Хотя такие ответы могут показаться пассивной реакцией, они являются важной частью общения.
- Соглашайтесь и выражайте свое уважение к тому, что говорит ребенок, даже если это идет вразрез с вашими собственными идеями и ожиданиями. Вы можете сделать это, уделив внимание тому, о чем говорит ребенок, а не критикуя, оценивая или прерывая его.
- Создавайте ситуации для решения ребенком проблем, с которыми ему предстоит столкнуться в реальной жизни. Поддерживайте и направляйте его. Способствуйте тому, чтобы ребенок стремился узнать ваше мнение, которое в конце концов поможет найти решение проблемы.
Если родители выступают в роли активных слушателей, окружающие люди скажут о них, что они обладают хорошей интуицией и «выступают в гармонии» с собственными детьми. Процесс внимательного слушания поможет ребенку понять свои чувства и меньше опасаться негативных реакций, а вы благодаря этому наладите тесную связь и создадите дружеское общение между вами. Помимо этого внимательное слушание поможет ребенку решить собственные проблемы и добиться большего контроля над своим поведением и эмоциями. И если ребенок видит в вас внимательного слушателя, у него появится большее желание слушать вас и других людей.
Вы можете проанализировать, насколько внимательно слушаете, отслеживая реплики, которые не очень хорошо расслышали. Если вы чувствуете, что разговор вам наскучил, вы рассеянны, смотрите по сторонам или спешите, а то и просто вам кажется, что вы зря теряете время, это означает, что вы слушаете невнимательно.
Даже если вам кажется, что вы и ваш ребенок умеете хороню слушать и общаться, полезно время от времени проверять сложившееся впечатление. Вы можете попросить ребенка повторить то, что вы сказали, как можно ближе к тексту сообщения, будь то слова или чувства. Подобным же образом вы должны подводить итог и обдумать то, что вы услышали от ребенка.
Как разговаривать с ребенком
При разговоре с ребенком вы должны постараться превратить разговор в конструктивный диалог, а не навязывать свое мнение или винить ребенка. Обычно это означает выбор «я»-сообщений, а не «ты»-сообщений, в особенности когда вы хотите изменить или поддержать определенную форму поведения.
«Я»-сообщения являются заявлениями такого типа: «Я постоянно не могу найти вещи на своем столе после того, как кто-то посидел за ним и не убрал все по местам»; «Я нуждаюсь в тишине, когда читаю»; «Я очень устала, поэтому не отказалась бы от помощи с мытьем посуды».
Такие «я»-сообщения говорят о влиянии поведения или действий ребенка на родителя. Но такие сообщения звучат менее угрожающе, чем «ты»-сообщения. Также они сообщают о том, как поведение ребенка влияет на родителей, и способствуют тому, чтобы ребенок занялся уборкой на столе папы или помог убрать на кухне. Они демонстрируют желание родителей выразить свои чувства и веру в то, что ребенок отреагирует положительным образом.
«Ты»-сообщения, напротив, являются такими заявлениями, как: «Ты не должен так делать никогда»; «Ты меня очень злишь»; «Почему ты не реагируешь?» Такие сообщения больше сфокусированы на ребенке и способствуют созданию противостояния между вами и вашим ребенком, заставляют ребенка занять оборонительную позицию и приводить встречные доводы, мешающие осуществлению эффективного общения.
Еще хуже влияют сообщения, «ставящие на место», осуждающие или критикующие ребенка. Они могут заключаться в брани, высмеивании и вызывать смущение ребенка. Такие сообщения могут оказывать серьезное негативное воздействие на вашего ребенка и его самооценку. Если вы передаете сообщение о том, что ваш ребенок плохой, глупый, невнимательный, не оправдывающий ожиданий или неудачник, это способствует формированию его самоощущения не только в детские годы, но и во многие последующие.
Тем не менее при помощи «я»-сообщений дети получают информацию в более позитивном свете. Они часто говорят: «Я не знал, что шум, который я издаю во время игры, мешает тебе». Или: «Я рад, что ты сказала мне, как сильно ты устала. Я помогу тебе с работой по дому». Зачастую дети с готовностью берут на себя выполнение ответственных ролей, если им рассказать о сложившейся ситуации, чувствах и нуждах окружающих и не «ставить их на место» в процессе выполнения задания.
Разумеется, даже применение «я»-сообщений не гарантирует вам успеха. Дети могут не обращать внимания на сообщения, в особенности когда вы только начинаете использовать «я»-сообщения. Если это происходит, повторите ваше «я»-сообщение, возможно, в несколько иной манере и с большим напряжением. Старайтесь использовать такие сообщения, как: «Вот как я себя чувствую, и мне совсем не нравится, когда мои сообщения игнорируют».
Если вы постоянно проявляли себя в роли восприимчивого и относящегося с уважением к чувствам и мыслям ребенка взрослого, возможно, ребенок будет лучше реагировать на «я»-сообщения. Пусть пройдет время. Дети среднего подросткового возраста обычно все понимают достаточно быстро.
Помимо этого во время общения с ребенком следите за тоном вашего голоса. Он должен соответствовать теме вашего сообщения. Не позволяйте вашим эмоциям мешать передаче самой информации.
Будьте как можно более последовательными со всеми своими детьми. К каждому ребенку вы должны попробовать одинаковый подход и стиль, хотя уникальные аспекты взаимоотношений и темперамент каждого ребенка могут требовать внесения некоторых изменений. Старайтесь не выделять любимчиков или более благосклонно относиться к одному из детей.
Причины коммуникативных неудач
Если у вас возникают сложности при общении с ребенком, проанализируйте, не лежит ли причина проблемы в одной из следующих сфер.
- Возможно, один из вас или вы оба плохо понимаете сообщения друг друга?
- Может быть, стиль общения или темпераменты родителя и ребенка плохо сочетаются друг с другом?
- Возможно, вы допускаете ошибки в общении, из-за которых ребенок отворачивается от вас? к примеру, дети среднего подросткового возраста жалуются, что их родители иногда говорят с ними свысока, придираются, начинают осуждать, не пытаются понять точку зрения ребенка или постоянно прерывают его. Если такие жалобы вам знакомы, вероятно, вам придется поработать над собственным умением слушать и говорить.
- Вы допускаете, что у вашего ребенка имеются проблемы с концентрацией внимания, из-за которых ем^ сложно сосредоточиться на протяжении всего времени, в течение которого передается сообщение? Слишком ли сильно ребенок импульсивен и начинает ли он говорить прежде, чем подумает? Если у»вас возникают такие проблемы, существует вероятность того, что они также могут возникать у вашего ребенка.
- Возможно, у вашего ребенка наблюдается дефицит памяти, который может быть связан с проблемой концентрации внимания; при этом сообщения получаются настолько поверхностными, что не задерживаются в памяти? Либо проблемы с памятью могут выступать причиной того, что ребенок не знает, что сказать, или не может подобрать правильную реплику, либо же отвечает чуть позже, чем необходимо? Помните: чувства беспокойства и уныния могут также оказывать влияние на внимание и память.
- Возможно, у ребенка имеются языковые или разговорные нарушения, из-за которых ему трудно понимать, что вы говорите, либо выражать собственные мнения и мысли в виде слов? а может быть, ребенок заикается или страдает от других проблем* с речью, которые не позволяют ему свободно общаться вербально?
- Возможно, у вас или вашего ребенка возникают другие проблемы, стрессы или заботы, мешающие вашему общению?
- Возможно, вы выбираете не лучшее время и место для общения?
- Возможно, ход и напряженность разговора подавляют способность вашего ребенка слушать и отвечать?
Советы родителям
Вот некоторые положения, о которых следует помнить во время общения со своим ребенком.
- Внимательно слушайте.
- Установите и сохраняйте тесное общение.
- Когда ребенок говорит, старайтесь увидеть лежащие в основе сообщения. Какой при этом эмоциональный тон или атмосфера?
- Выражайте уважение к его идеям и чувствам. Воздерживайтесь от сарказма, болезненного поддразнивания, упреков, унижения и придирчивости.
- Используйте «я»-сообщения и избегайте использования «ты»-сообщений и сообщений, «ставящих ребенка на место».
- Будьте искренними.
- Выбирайте время и место, подходящие для общения. Если ваш ребенок приходит из школы домой уставший, позвольте ему подольше отдохнуть или перекусить перед Тем, как рассказывать о том, что вас беспокоит. Если вы приходите домой уставшая, отдохните сама. Выберите спокойное уединенное место, где вы сможете поговорить.
- Время от времени хвалите и вознаграждайте ребенка за то, что он проявляет умение слушать. Если его старания будут замечены, у него может появиться мотивация слушать вас более внимательно и следить за тем, что вы говорите.
- Если у вас и вашего ребенка имеются постоянные проблемы в общении, обратитесь за советом к педиатру. Он может посоветовать пройти проверку для выяснения проблем, которые мешают общению, таких как языковые проблемы и дефицит внимания или семейные вопросы. Педиатр также сможет направить вас и вашего ребенка к консультанту по семейным вопросам, который поможет вам выявить причину возникновения сложностей и улучшить ваши навыки общения.
Внимательное слушание показывает, что вы серьезно относитесь к тому, что говорит ваш ребенок.