Воспитание ребенка, умело справляющегося с едой
Выражение «загнать себя в угол» возникло в те времена, когда люди еще красили полы.
Чтобы быть уверенным, что с последним мазком кисти человек окажется у двери, а не в углу, требовались некоторые действия по планированию маршрута. Если человек оказывался не настолько предусмотрительным, он обнаруживал себя зажатым в углу, откуда можно было выйти, лишь пройдя по свежеокрашенной поверхности. Когда вы заставляете ребенка есть, вы прилагаете излишние усилия, включающие в себя и обман. От планирования семейного меню тоже придется отказаться. Но ваши усилия ни к чему не приведут — вы получите только растущие на глазах проблемы. Ребенок начнет становиться все более требовательным, он будет хуже справляться с приемами пищи, и в конце концов вам все это надоест. Как результат малыш перестанет быть заинтересованным в успехе, его самоконтроль будет падать, а неприятие ограничений возрастает. Другими словами, он забудет, что такое держать себя в руках и брать на себя ответственность за прием пищи. Мало того, вам придется сильно постараться, чтобы вернуть кормление на круги своя.
Поскольку приготовление вкусной, аппетитно выглядящей пищи важно для всей семьи, вам не нужно прилагать особых усилий, чтобы заманить дошкольника за стол. На самом деле дети этого возраста сами получить разумные ограничения и возможность учиться. Они хотят знать, какое поведение желают видеть родители. Они пытаются увильнуть от выполнения своих обязанностей. Дошкольник пробует новое блюдо, потому что в глубине души страстно желает учиться, расти и вообще делать то, что делаете вы. Если вы сделаете его питание своей обязанностью, вы отнимете у него удовольствие и радость свершений.
Хороший ли едок ваш дошкольник?
Придет тот день, когда ваш ребенок сможет принимать участие в планировании семейного меню. Но эту привилегию он должен заслужить, показывая ответственное отношение к приему пищи. Чтобы быть хорошим едоком, дошкольнику не требуется съедать все, что вы перед ним поставили. Он должен знать, как вести себя за столом, помнить о манерах, положительно относиться к еде и уметь от нее отказываться. В приведенном перечне кратко изложено желательное поведение
дошкольника. Ваш ребенок хороший едок, если вы ответили «да» на все вопросы.
- Любит ли ваш ребенок покушать и испытывает ли он при этом положительные эмоции?
- Он с интересом относится к еде?
- Нравится ли ему быть за столом?
- Если ваш ребенок голоден, может ли он подождать несколько минут, пока не начнется трапеза?
- Доверяет ли он своим внутренним сигналам голода и сытости, чтобы знать, сколько съесть?
- Доверяет ли он вкусовым ощущениям, чтобы знать, что есть?
- Наслаждается ли ваш ребенок разнообразной пищей?
- Умеет ли он пробовать новую пищу и учиться ее любить?
- Может ли он вежливо отклонить блюдо, которое ему не нравится?
- Может ли ребенок воспринять новую или необычную еду спокойно?
- Может ли он при отсутствии вариантов обойтись нелюбимой пипгей?
- Демонстрирует ли он за столом хорошие манеры?
- Может ли он питаться вне дома?
Ваша задача в кормлении расширяется: к обеспечению режима и ограничений добавляется необходимость учить и направлять ребенка. В той радиопередаче было высказано несколько предположений, которые могут стать хорошим примером того, как это делать. Одна мама сообщила, что для ее ребенка стимулом попробовать новую пищу являются слова: «Если бы ты не попробовал мороженое и кукурузу на булке, ты не узнал бы, какие они вкусные. Тебе нужно попробовать и это тоже. Вдруг ты многое потеряешь, отказавшись?» Позитивность такого подхода зависит от мотивов матери. Если она хочет помочь сыну справиться с приемом пищи, подход позитивный, а если она таким образом пытается заставить его поесть - негативный. Хороший инструмент в неумелых руках теряет свои полезные качества.
Еще одна мама, позвонившая в студию, поведала, как она борется с негативными высказываниями своих детей-тинейджеров. Когда, садясь за стол, они восклицают: «Выглядит отвратительно!», мама парирует: «Как бы вам понравилось, если бы после тяжелой работы над проектом кто-нибудь посмотрел на ваше произведение и сказал, что это выглядит отвратительно? Вот и я испытываю такие же чувства, потому что старалась, готовила вам еду». В этой ситуации меня удивляет только то, почему мама ждала так долго, перед тем как побеседовать с детьми. Подобный разговор должен был состояться гораздо раньше, когда дети были дошкольниками. Дальше следовало сказать: «Вам не обязательно есть то, что вам не нравится, но, отказываясь, вы обязаны проявить вежливость. На столе много других блюд. Если вам не нравится это блюдо, ешьте другое. Фразы «нет, спасибо» было бы вполне достаточно». Если в ваших словах подтекст отсутствовал, то есть вы имели в виду только то, что сказали, тем самым вы освобождаете ребенка от необходимости сделать больше, но не меньше. Дети, как и все мы, осмеливаются пойти гораздо дальше, если чувствуют, что выход существует. И дело не только в этом. Когда вы учите ребенка вежливо отказываться от не понравившегося ему блюда, вы помогаете ему находить взаимопонимание с другими людьми.
Ребенок с неправильным питанием
Перед тем как двинуться дальше, я хочу поведать вам еще одну историю о неправильном питании. Однажды мне позвонила мама, которая испытывала отчаяние, глядя, как ест ее четырехлетний сын Джон. Мальчик был очень разборчивым. Список блюд, которые он не отказывался есть, был очень коротким. Вам эти блюда тоже знакомы: каша на завтрак, шоколадное молоко, омлет, слегка поджаренный белый хлеб с желе, хот-доги, пицца с сыром, гамбургеры из «Макдоналдса», картофель фри, куриные наггетсы, лапша. Привычная пища, которую легко научиться любить. Некоторое время ограниченность меню мать Джона не беспокоила. Она была рада дать сыну то, что ему нравится. Отсутствие фруктов и овощей компенсировали витамины. Однако теперь маме пришло время возвращаться на работу, и Джона следовало начать водить в детский сад. Мальчик был в панике - он боялся незнакомой пищи, боялся, что не сможет ее есть. Но проблемы на этом не закончились. Когда Джон бывал в гостях у своего приятеля, он так расстраивался при виде непривычных блюд, что просто не мог принимать участие в трапезах и даже не хотел играть. Такая сильная реакция сделала его нежеланным гостем в том доме. Проблема Джона является прекрасной иллюстрацией, что комфортность окружающего мира для ребенка сильно зависит от того, может ли он там питаться.
Как же так получилось, что мальчик перестал справляться с приемом пищи? Мама настолько старалась миновать все ямы на пути ребенка, что тот не получил возможности учиться. Если Джон отказывался есть приготовленную для всех еду, она немедленно предлагала ему альтернативу. В конце концов она начала готовить только те блюда, которые мальчик любил и охотно ел. Потакая ребенку, она не дала ему знаний, необходимых для того, чтобы научиться любить новую пищу. Дети учатся ее любить, когда видят на столе. Однажды они отваживаются испытать неизвестный вкус, и закрепляют навыки, пробуя снова и снова. Готовя Джону особые блюда, мама не только лишила его возможности учиться, но и помешала приобрести навыки того, как это делается. Джон забыл то, что знает каждый ребенок: что пищу нужно сначала положить в рот, ощутить ее вкус, консистенцию, а затем выплюнуть - и поступать так снова и снова. Только тогда новая пища начинает нравиться.
Почему дети неправильно едят
Дети, которые не справляются с приемом пищи, имели мало возможностей учиться или на них сильно давили. Для Джона верно и то и другое, хотя давление в его ситуации увидеть сложнее. Мать, готовя ребенку особые блюда, давала ему понять, что «очень важно, чтобы ты поел». Отказ перестал быть правомочной реакцией на прием пищи. Джон усвоил, что он обязан есть, и не знал, как к этому делу подойти. Ничего удивительного, что при виде новой пищи он начинал расстраиваться. То, что он имеет право отказаться, ему даже в голову не приходило.
Я не стала решать проблему матери Джона - у меня нет привычки работать по телефону. Я дала ей стандартный совет по кормлению дошкольников, и точно такой же совет собираюсь дать вам. Подозреваю, что если бы я копала дальше, то выяснила бы следующую картину: эта мама сама росла с проблемами в питании и перенесла их на сына. Ключ к разгадке дали мне ее слова, когда она мимоходом заметила, что понимает чувства сына, потому что ей самой нравятся только некоторые блюда.
Без сомнения, пищевое поведение взрослых неразрывно связано с пищевым поведением их детей, а также с тем, что те испытывают по отношению к пище.