Дошкольник по отношению к питанию
Ваш дошкольник инициативен.
У него много энергии. Он берется за решение новых задач, много играет, и все это только ради самого движения и желания идти вперед. Цель доказать свою независимость перед ним больше не стоит. Дошкольник быстро восстанавливается, что помогает ему и дальше заниматься делом? в котором он не преуспел. Однако если вы сделаете из его неудач проблему или будете критиковать его усилия, он начнет испытывать чувство вины и недовольство собой. Он хочет исследовать окружающий мир, хочет достигнуть успеха во всех областях своей жизни, включая питание. Но не забудьте, что инициативность дошкольника никак не связана с усердием - у него нет желания добиваться поставленной цели. Оно появится только на следующей стадии развития. Вашему дошкольнику интересно начинать, но не заканчивать. Когда он голоден, то оказывает еде самое пристальное внимание, овладевая навыками справляться с блюдами, которые вы перед ним поставили. Но вот наступает сытость, и его интерес пропадает.
Дошкольник обладает самосознанием. Борьба за независимость происходила в ясельном возрасте, сейчас же ребенок способен различать свои эмоции, мысли, намерения и прятать их от окружающих. Вместо того чтобы изучать новую пищу путем проб и ошибок, дошкольник говорит о ней, готовит ее и изучает. В результате его подозрительность к новой пище уменьшается, он готов ее попробовать. Однако перед тем как он научится ее любить, ему предстоит множество проб. Он уже умеет просчитывать свои действия, обдумывать их, он не несется сломя голову через препятствия. С дошкольником можно обсудить правила поведения за столом, рассказать ему, чего вы от него ожидаете, выяснить его мысли и ощущения. Правда, не стоит принуждать его выполнять эти правила, потому что даже помнить о них у него не всегда получается. Самоконтроль дошкольника все еще находится в процессе развития.
Он хочет угодить вам, хочет быть на вас похожим. Дошкольник осознает, как вы его видите, что о нем думаете, поэтому похвала, порицание, одобрение и наказание действуют на него гораздо сильнее, чем раньше. Ему плохо, если вы им недовольны. Он считает вас великим и всезнающим, и видя, как вы едите стручковую фасоль, начинает думать, что ее стоит попробовать. Вам не нужно произносить слова, ваша задача - с удовольствием лакомиться фасолью. Наблюдая за вами, дошкольник решит, что однажды он тоже попробует фасоль.
Дошкольник любит играть. Игра для него работа, а его внутреннее видение не раз заставит вас удивиться. Он вполне может задать вопрос: «Зачем в вишню положили косточки? Теперь нам приходится их оттуда вытаскивать». Такое же восприятие мира становится причиной того, что он может отвергнуть мясные блюда, узнав, что их готовят из животных. Дошкольник наполняет животное своими мыслями, чувствами и страхами. Но шансов того, что он захочет стать вегетарианцем, не больше, чем шансов того, что ребенок из предыдущего примера захочет отказаться от вишни. Он просто привыкает к мысли. Дошкольник будет хорошо есть, если ему приятно находиться за столом. Он создаст горы из картофельного пюре, проложит рельсы из стручковой фасоли и вообще превратит прием пищи в причудливое действо. (Как например девочка из одного детского сада, которая, зажав стебель сельдерея между нижней губой и тарелкой, пила суп.) Ребенок ведет себя так не потому, что хочет вывести вас из себя, а потому, что для него это нормальное состояние.