О правилах поведения ребенка за столом
Дошкольнику нравится самостоятельно накладывать пищу на тарелку или наливать молоко в стакан из маленького кувшинчика.
Если вы позволите ему обслуживать себя, он, возможно, лучше поест и будет охотнее экспериментировать с пищей. Но главное - не это, а то, что тем самым вы даете ему возможность учиться и ощутить вкус свершений.
Как и во всех других областях жизни, дошкольнику предстоит узнать многое. Сначала он может наложить себе больше, чем способен съесть, но это только потому, что его глазомер пока не натренирован. Помогите ребенку, показав, как правильно накладывать. Наложите ему маленькую порцию и не забудьте заверить, что при желании он может взять больше. Сложность подобных маневров в том, чтобы избежать несъедаемых порций и не обделить других членов семьи. Не стоит ожидать, что малыш съест все, что наложено в его тарелку. Пока ребенок не начнет есть, он не узнает, сколько ему требуется для насыщения, поэтому еда в тарелке наверняка останется. Пищевые отходы - неизбежная часть кормления маленьких детей. Даже взрослые не всегда в состоянии оценить, насколько они голодны, и если вы будете стимулировать ребенка съедать все до крошки, он научится игнорировать внутренние сигналы голода и сытости.
Пользуйтесь сервировочной посудой
Пищу на стол лучше всего подавать в специальной посуде, чтобы ребенок мог наложить ее себе сам. Это позволит ему лучше осознавать, что ему взять из еды и как много, поэтому и поест он с большим аппетитом. Если ребенка обслуживаете вы, спросите у него, хочет ли он это блюдо, и в процессе обслуживания не забывайте уточнять, хватит или положить еще. Если вы вынуждены раскладывать пищу на кухне, заверьте дошкольника, что ему необязательно съесть то, что вы принесли, и что на столе много другой еды. Сдержите свое слово. Вам не удастся обманом взять на себя его обязанности и регулировать, что и сколько ему есть. Попытки такого обмана приведут к обратным результатам.
Из блюда, которое вы подадите на стол, вашему малышу скорее всего захочется съесть только часть. Например, если в спагетти с мясным соусом его заинтересуют только спагетти, это нормально. В конце концов он доберется и до соуса, но только в том случае, если вы не будете заострять на нем внимания. Возможно, из риса с поджаркой ребенок выберет только рис. Это тоже не выходит за границы нормы. Через некоторое время он не откажется и от поджарки, но съест из нее только знакомые кусочки. Пока опять же все идет правильно. Затем дошкольник захочет покопаться в блюде и выбрать то, что ему нравится. А вот это уже ненормально: такое его поведение ущемляет права других членов семьи и лишает их удовольствия от трапезы.
Согласно тому же принципу, правильно давать ребенку несколько порций блюда, которое ему действительно нравится, но только до тех пор, пока он не претендует на порцию другого члена семьи. Прием пищи - действо социальное, и честное распределение порций является его неотъемлемой частью. Обязательно готовьте столько еды, чтобы хватило на всех, а особо популярное блюдо лучше готовить с избытком. Это единственный способ не обделить кого-то из членов семьи. Если вы не можете позволить себе запастись достаточным количеством креветок, спаржи или свежей клубники, ничего страшного. Когда, подав их на стол, вы сообщите, что всем достанется понемножку, члены вашей семьи отнесутся к ним с большим пиететом. Однако не забудьте запастись достаточным количеством риса или лапши, выложите на стол хлеб. Некоторые родители пухлых детей сознательно идут на то, чтобы пищи на столе не хватало. Они надеются, что их дети в этом случае съедят меньше. Не следуйте их примеру - вы никого не обманете. Ребенок почувствует себя обделенным, все его мысли будут о еде, и никуда не денется чувство обиды, что вы его обманываете.
Поведение за столом
Скорее всего ваш ребенок сначала будет пытаться поесть с помощью пальцев или использовать пальцы, чтобы нагрузить едой столовые приборы. Нормально справляться с ложкой, вилкой и ножом он научится немного позже. Действуя таким образом, вы не потакаете ему и не пытаетесь заставить его есть. Не забудьте, что несмотря на то, что жевательные и глотательные навыки дошкольника стали лучше по сравнению с ясельным возрастом, они все равно не такие совершенные, как у подросшего ребенка или взрослого. Дошкольник может взять сразу слишком много и подавиться, поэтому во время еды он должен сидеть, быть спокойным, да и вообще не следует оставлять его во время еды без присмотра. Глотательные навыки ребенка этого возраста недостаточно зрелые. Вместо того чтобы с помощью возвратно-поступательных движений языка проталкивать пищу ближе к горлу, как это делают подросшие дети (попробуйте и вы тоже), дошкольник работает щеками, как будто высасывает жидкость из трубочки (тоже стоит , попробовать). Поэтому ему трудно жевать и глотать мясо; ребенок может даже вытащить пережеванное изо рта и положить на тарелку. Это нормально. Постарайтесь сделать мясо как можно более рыхлым и предложите ребенку порезать его порцию на кусочки. Он уже вышел из ясельного возраста, поэтому скорее всего согласится.
Дошкольнику трудно сидеть спокойно. Если вы пока не наблюдаете у своего ребенка такого поведения, подождите - оно скоро проявится. Мои дети начинали ерзать, когда им исполнялось шесть лет. Они заинтересованно относились к приему пищи, застольной беседе, хорошо ели, но тем не менее продолжали ерзать. Они двигались по стулу взад-вперед, из стороны в сторону; они наваливались грудью на стол, откидывались на спинку стула, вытягивали вперед то одну ногу, то другую. Удивительно! Насколько я понимаю, такое поведение связано с избытком энергии, и поскольку мои дети справлялись с едой и не наносили ущерба здоровью, я не заставляла их сидеть тихо. Повзрослев, они стали вести себя спокойно. Во всяком случае, намного спокойнее.
Ваш ребенок обязательно научится правильно вести себя за столом. Как сказал один китайский философ, «путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Учителя из «Главного старта» знают это очень "хорошо. Они обучают дошкольников тем навыкам, которые потребуются им в школе. Среди таких навыков не последнее место занимает умение вести себя за семейным столом. В начале года приемы пищи выглядят беспорядочно, на них даются только базовые знания: как сидеть на стуле, есть из тарелки (своей тарелки!), использовать разливную ложку, говорить «нет, спасибо», держать руки при себе. Еще там учат правильно спрашивать и передавать блюда, не ныть и не плакать. Барбара Тернер, координатор «Главного старта» из города Бингем; тон, что в штате Нью-Йорк, напоминает нам о том, что ребенка нужно одобрять не за то, что он ест, а за то, что вносит вклад в приятную атмосферу за столом. «Мне нравится сидеть с тобой за одним столом» - вот подходящая реплика одобрения для ребенка, который еще не готов съесть что-либо. Реплики «хорошо передал» и «мне нравится, как ты об этом рассказываешь» подходят, чтобы одобрить приличное поведение за столом и избавиться от давления на трапезе. Дети едят, если чувствуют себя за столом комфортно, если им удаются их действия. Тернер рассказывает, что самое горячее время для учителей настает в сентябре, когда на учебу приходят новые дети. Например, им постоянно приходится держать наготове чистые разливательные ложки: дети, которые еще не умеют передавать блюда и быть на раздач?, часто облизывают их. Учителя должны среагировать раньше, чем эта облизанная ложка окажется в общей посуде. К концу года настают спокойные деньки. Дети спокойно сидят за столом, передают друг другу еду,, наслаждаются времяпрепровождением за столом, с удовольствием едят, поддерживают беседу и убирают за собой посуду. Тернер указывает, что благодаря полученным манерам у детей повышается самооценка, они гордятся своими достижениями и начинают уважать себя. Успехи и позитивная атмосфера дают им уверенность, что у них все будет получаться и дальше.
Тернер спрашивала меня, что я думаю о стимулировании детей к пробованию новой пищи. Я ответила, что стимулировать - это хорошо, если только взрослые знают разницу между стимулированием и давлением. Я видела слишком много работников детских садов, которые искренне считали тактику «надкусывания» стимулированием, поэтому сомневаюсь, понимает ли большинство людей разницу. Обязательность так называемого «надкусывания» не имеет никакого отношения к стимулированию - это самое настоящее давление. Взрослые стимулируют ребенка попробовать новое, если позволяют ему сказать «нет, спасибо» перед тем, как еда окажется у него на тарелке. Фраза: «Попробуешь шпинат? Он тебе наверняка понравится» является стимулированием только в том случае, если вы готовы принять «нет» за ответ. Я не хочу сказать, что готова критиковать всех работников детских дошкольных учреждений без разбора. Не думаю, что они особенно склонны к контролю. Когда дело касается детей и еды, это делает большая часть взрослого населения. Но контроль в приеме пищи делает детей особенно чувствительными к действиям, которые хоть в чем-то похожи на давление. Тактика контроля непродуктивна и даже разрушительна, поэтому очень важно держаться подальше от всего, что на нее походит.
Не пересекайте границу разделенной ответственности
В кормлении вашей главной задачей является оставаться на своей территории и не вмешиваться в то, что и сколько ест ребенок. Если вы эту задачу выполняете, ребенок будет есть. Вспомните нашу дискуссию по механизму питания и планированию основных приемов пищи и перекусов, и вы поймете, как много вам еще предстоит сделать. Спокойно сядьте и начинайте наслаждаться пищей и общением с ребенком - ваш малыш тогда будет хорошо есть. Я не преувеличиваю: ваше присутствие и радость от еды очень важны для ребенка. Одна мама пожаловалась мне на плохой аппетит своего дошкольника: ей приходилось давить на него, чтобы заставить съесть кашу и тосты перед отправлением в детский садик. Мама была поражена, узнав, почему это происходит. Каждое утро она оставляла его на кухне наедине с завтраком, а сама бегала по дому, стараясь успеть накраситься, найти ключи и приготовиться к выходу из дома. На мое предложение вставать на пятнадцать минут раньше и завтракать вместе с ребенком она согласилась не слишком охотно. Однако малыш начал лучше есть, а проведенное вместе время стало приятным началом дня.
В видеоролике «Кормление с любовью и здравым смыслом» есть часть, касающаяся дошкольников. Показанный там краткий эпизод с Адамом производит на родителей особенно сильное впечатление. Адам ест свою порцию спагетти в типичной манере дошкольников: он накалывает их на вилку, с хлюпаньем втягивает в рот, помогая процессу пальцами. Мальчик явно получает удовольствие от застольной беседы с родителями, рассказывая им о событиях прошедшего дня. Вот он съел свою порцию и спрашивает маму: «Можно мне еще немного?» В лучших традициях старого поколения мама отвечает: «Да, но сначала ты должен съесть все остальное». АД%м храбро продирается сквозь горошек и виноград, пьет молоко. Он даже ухитряется съесть два кусочка нелюбимых огурцов, хотя мы, наблюдатели, не раз задерживали дыхание, видя, с каким трудом происходит глотание. Были моменты, когда мы гадали, не окажутся ли пережеванные огурцы снова в тарелке. Нам было жаль Адама. Мальчик становился все более унылым и обескураженным. Его уже не интересовала застольная беседа, он откидывался на спинку стула, поджимал колени к груди и вертелся по сторонам. Отец мальчика злился: «Сядь прямо, Адам». Нам было ясно без слов: трапеза обернулась настоящим провалом. Наконец папа дал ребенку еще спагетти. Адам сразу оживился, с ним произошла мгновенная перемена. Он снова выглядел счастливым контактным мальчиком, наслаждающимся общением с семьей. Родители так старательно пытались впихнуть в ребенка еду, что чуть не испортили совместное времяпрепровождение.
Не думаю, что родители Адама испытывали приятные эмоции, делая своего ребенка несчастным. Однако они чувствовали себя обязанными сначала впихнуть в него овощи и фрукты, и только потом разрешить есть то, что ему нравится. Они не одиноки. Страдания Адама стали причиной многих преобразований в кормлении. Но родители все равно нервничают. Они спрашивают меня, и в их голосах звучит отчаяние: «Как вы думаете? Может, разрешить ему съесть спагетти?» Мой ответ: «Да. У Адама нет проблем с приемом пищи, он делает то, что должен. Его поведение приятно и стоит поощрения». Рано или поздно он съест свою порцию спагетти и обратит внимание на горошек или виноград, хотя огурцы вряд ли его заинтересуют. У нас у всех есть свои нелюбимые блюда, и, как мне кажется^ огурцы и Адам - вещи несовместимые. Чтобы научиться любить разнообразные блюда, нужно время. Если родители мальчика смогут отступить, то ребенок возьмет на себя ответственность- учиться и идти вперед. Но продолжая заставлять Адама, они тем самым отнимут у него инициативу, и мальчик будет есть овощи только под давлением. Когда они прекратят подталкивать ребенка, тот сразу же перестанет есть овощи или будет есть их без всякого удовольствия, только по обязанности.
Родители Адама проделали большую работу, выставив на стол аппетитную и разнообразную пищу. Они грамотно спланировали и осуществили свой расчет на то, что ребенок сядет за стол вместе с остальными членами семьи. Вряд ли они разрешают ему есть перед основным приемом пищи - из кадров видно, что мальчик голоден. Еще родители беседуют с Адамом, давая ему понять, что он полноправный участник семейной трапезы. Они хорошо и много поработали. Так зачем же им нужно взваливать на себя дополнительные заботы, выполняя за ребенка его часть обязанностей?
У меня нет ответа на этот вопрос, но хочу вам сказать, что поведение родителей Адама типично. Исследователи из Западного Массачусетса выяснили, что родители дошкольников склонны обеспечивать своих детей запланированными приемами пищи и перекусами. Однако когда дети садятся за стол, родители начинают контролировать, что и сколько те должны съесть из предложенного. Чтобы наглядно представить, что такое контроль, подумайте о родителях Адама, которые заставляли ребенка преодолеть множество препятствий перед тем, как дать ему вторую порцию спагетти. Вспомните, когда вы в последний раз говорили своему ребенку: «Ты должен съесть овощи, только потом будет десерт» или «Тебе не кажется, что хватит?» Несмотря на излишний контроль во время трапез, родители из Массачусетса были слишком снисходительны в остальное время: они разрешали детям без ограничений лазать в холодильник и буфет. Дети ели что хотели и когда хотели2. Такой подход к воспитанию и детскому развитию имеет серьезные последствия. Дети любят своих родителей и желают видеть их рядом постоянно. Если родители рядом, дети отваживаются на большее и идут дальше. Однако родители из Массачусетса своим присутствием прием пищи только портили. Единственный способ дать детям возможность поесть без помех - это оставить прием пищи на их усмотрение. Какой же вывод из всего вышесказанного? Чтобы быть личностью, надо уметь быть самим собой. То кормление, которое предлагали родители, является всего лишь кормлением - там нет любви, общения и удовлетворенных потребностей.