Мир вашего ребенка после трех лет
Душевное равновесие ребенка порой нарушается в результате одного открытия, которое может сделать его и печальным и агрессивным.
Это преходящий момент, но он может стать основанием для того, чтобы повременить с отправлением ребенка в детский сад. Чем это вызвано? Попытаемся объяснить. Представьте себе пьесу из четырех актов, в которой участвуют три персонажа.
Первый акт. Малыш счастлив, потому что мама для него — все. Он также для мамы — все. У него складывается такое впечатление в связи с тем, что мама пеленает, кормит, купает его, гуляет с ним. Это безоблачное счастье. Они не расстаются.
Второй акт. Малыш «открывает» существование второго человека, которого он может любить и обожать,— отца. Он прекрасно находит с ним общий язык. Отношения с ним несколько другие. И это естественно, так как с отцом ребенок занимается другими делами. Папа — это тоже счастье. Малыш преисполнен радости.
Третий акт. Мы подошли к главному. Мама стала меньше заниматься ребенком. Ее любовь не уменьшилась, но ребенок уже вышел из того возраста, когда ему нужен был особый уход и специальная еда. В то же время он подходит к тому возрасту, когда начинает понимать и осмысливать все, что видит, по-своему. И конечно, он понимает, что его мама прекрасна не только для него, но и для папы. Часто, укладывая спать малыша, мама поспешно говорит: «Папа ждет меня ужинать». Иногда вечером мама надевает свое красивое платье и уходит с папой из дому. А как порой ведет себя папа? Малыш просит его поиграть в скакалку или с электропоездом, а он отвечает: «Не могу, меня мама ждет». Иногда, когда они вместе, они могут совсем не замечать ребенка. Они разговаривают так, словно его нет рядом. В этом и состоит еще одно «открытие» малыша: «Папа любит маму, и мама тоже его любит. Кажется даже, что у них есть какая-то тайна. Может быть, я им не нужен?»
Согласитесь, что такое «открытие» (если оно будет) может потрясти малыша, особенно впечатлительного, к которому родители всегда относились с вниманием и любовью. Получается, что его мама принадлежит не только ему? А он еще в том возрасте, когда беспрерывно повторяет: «Мое, мое!» Преобразование взаимоотношений: мама—ребенок и папа—ребенок в гармоничный треугольник мама — папа — ребенок — это сюжет четвертого акта, развязки.
Такое «открытие» может сделать ребенка агрессивным. Он сердится на мать или на отца за то, что кто-то из них—третий. В течение некоторого времени ребенок может предпочитать одного из двух родителей. К тому из родителей, которого малыш предпочитает, он будет более требовательным, желая постоянного проявления его внимания.
Благодаря пониманию и тактичному поведению родителей этот период скоро проходит, и успокоившийся ребенок восстанавливает с мамой и папой душевные и нежные отношения. (Возможно, что с каждым из родителей это будет проявляться по-разному.)
Ребенок начал понимать теплоту взаимоотношений между людьми, осмысливать взаимную любовь. Понимание взаимных чувств поможет ему в дальнейшем сделать другие открытия. Наконец, как всегда после преодоления препятствия, его характер окрепнет.
Что можно, что нельзя?
Большая ошибка родителей, упрекающих непослушного ребенка словами: «Дрянной мальчишка! Ты очень плохая девочка!» Такие высказывания усиливают печаль малыша, вызывают его раздражение.
Если ребенок требует больше нежности, не отталкивайте его, значит, он в ней нуждается. Будьте терпеливы.
Советуем держаться с ребенком как можно естественнее. При этом не думайте, что ему очень поможет, если вы откажетесь от каких бы то ни было проявлений нежности. Наоборот, если вы в присутствии ребенка говорите ласково с мужем, то скажите такое же слово и малышу. Не ведите в его присутствии долгих бесед, в которых он не участвует.
Если вы чувствуете, что в какой-то момент малыш менее ласков с вами, чем с отцом (или наоборот), ни в коем случае не жалуйтесь на это, ведите себя так, будто вы ничего не замечаете. Например, ребенок проявляет большую привязанность к отцу. Тогда отец незаметно, очень тактично должен подчеркивать значение матери: «Поцелуй маму, мама очень хорошая», «Мама так все хорошо делает!» Если ребенок предпочитает мать, то она должна обратить внимание малыша на отца: «Иди поиграй с папой» или «Это папе пришла в голову такая хорошая идея сегодня погулять в лесу». Что происходит, если подойти к этому вопросу несерьезно? Разочарованный ребенок начинает сердиться на весь мир. Не забывайте о своем трехлетнем ребенке при появлении новорожденного, удвойте свою любовь к нему. Поступление в детский сад также может ухудшить ситуацию.
Детский сад
Здоровый трехлетний ребенок может посещать детский сад. У него уже проявился интерес к общению с людьми.
Как же поступить со своим трехлетним ребенком? Об этом надо серьезно подумать и в семейном кругу принять решение. Попробуем помочь вам в этот ответственный период жизни вашего ребенка.
Преимущества детского сада. Для маленькой девочки, у которой есть только сестры, детский сад создает условия для общения с мальчиками, а для мальчика, у которого есть только братья,— видеть маленьких девочек. Этим не стоит пренебрегать. Детский сад — это коллективные игры, которых нет дома. В садике ребенок знакомится с различными видами деятельности, каждый из которых будет испробован, прежде чем ребенок остановится на той, которая ему больше всего понравится. Под руководством воспитателей малыш: учится лепке из пластилина, играет в куклы, рисует, вырезает аппликации. У мамы не всегда хватает времени и терпения показать ребенку, научить его правильным действиям. Иногда мама не может определить, что больше нравится ее ребенку. Садик «обтесывает» ребенка.
Недостатки сада. В садике много детей, поэтому там шумно. Конечно, здесь появляется большая опасность заразиться какой-нибудь болезнью. В детском саду ребенок больше утомляется, чем дома. К тому же целый день он находится вдали от мамы. А в этом возрасте ребенок еще довольно сильно в ней нуждается.
Противопоказания. Физические. У ребенка слабое здоровье. Жизнь детского сада требует больших усилий. Вряд ли следует заставлять переутомляться слабого ребенка. Эмоциональные. У вас только что родился еще один ребенок. Советуем подождать несколько месяцев, прежде чем отдавать трехлетнего ребенка в сад, так как у него может появиться чувство ревности к новорожденному.
Если ребенок был по какой-то причине отдален от мамы (болезнь, семейные трудности и т. п.), ему необходимо восполнить недостаток в материнской любви, поэтому в этот период не советуем расставаться с малышом, отдавая его в детский сад.
Детский сад — это уже не только семья, но и школа. С ребенком занимается воспитательница, которая немного похожа на маму, потому что также любит детей, заботится о них. Как и мама, она знает интересы малышей, иногда даже лучше мамы может удовлетворить их желания.
Что в детском саду от школы? Дисциплина. Дети все делают в определенное время. Они должны сами надевать фартучки, в то время как мама не всегда это требует.
Конечно, воспитательница не может заменить родителей. Однако для некоторых мам легче учить ребенка читать, чем его воспитывать. Они с удовольствием полностью поручили бы эту обязанность воспитательницам детского сада. Задумываясь о преимуществах и недостатках детского сада для своего трехлетнего ребенка, советуем взвесить все индивидуальные особенности малыша.
Наконец, вы все продумали. Как будто бы противопоказаний нет. Но вы все еще колеблетесь. Наше мнение такое: если у вас один ребенок и вам кажется, что ему скучно дома, если у него нет друзей по соседству или во дворе, а вы работаете и у вас не всегда хватает времени для него, то лучше отдайте его в детский сад. Там он найдет все то, чего ему не хватает дома.
Когда у ребенка есть младшие братья и сестры, а у мамы есть время заниматься детьми и умение предоставлять им интересные развлечения, то можно оставить трехлетнего малыша дома еще на один год. Однако советуем не забывать о детском саде. Каждому ребенку полезно провести в саду какое-то время до школы. Это облегчит ему жизнь в школе. Советуем сообщить ребенку о своем решении с радостью, преподнести ему это как награду: «Ты теперь уже большой, ты пойдешь в садик, у тебя будут друзья, как братья или сестры. Воспитательница даст тебе тетрадку, в которой ты будешь рисовать, а потом ты покажешь ее мне». И наконец, ни в коем случае нельзя угрожать садиком: «Вот увидишь, воспитательница заставит тебя слушаться. Если ты не будешь есть, я оставлю тебя ужинать в саду» и т. п. Для детского сада советуем приобрести определенные вещи. Прежде всего надо купить сумку. Возьмите ребенка с собой, когда пойдете ее покупать. Положите в нее карандаши, тетрадку и фартучек. Постарайтесь, чтобы фартучек не был чересчур «оригинальным», потому что ваш скромный ребенок может стесняться его. В первый день с ребенком надо пойти маме. При расставании с вами он будет плакать. Не расстраивайтесь — это явление обычное, можно сказать: нормальное. Вы должны уходить смело. Если вы задержитесь, ребенок начнет жалеть себя. Забирать его в первые дни должны только вы. В начале это просто необходимо.
Если через две недели ваш ребенок будет продолжать плакать перед уходом в сад, то советуем не настаивать. Значит, он еще «не созрел» для садика. Приведите его через некоторое время. А может быть, это вы еще «не созрели» для расставания с малышом и своей нервозностью затрудняете адаптацию ребенка?
Но вот настает наконец время, когда малыш спокойно будет ходить в сад. Это прекрасно. Однако иногда трудности возникают через три-четыре недели после поступления в сад. Однажды утром, без видимой причины, в тот момент, когда надо уходить в садик, ребенок вдруг расплачется. Возможно, ночью ему приснился страшный сон. А может быть, из-за насморка он один-два дня провел дома, поэтому на третий день отказывается от сада. В чем тут дело?
Первые недели ребенка привлекала новизна, радость быть вместе с другими детьми, гордость от того, что он «ходит на работу», как взрослый. И вдруг неожиданно он начинает протестовать, плакать, не хочет идти в сад. Такое поведение чаще всего наблюдается у детей, которых слишком резко предоставили самому себе или отдали на попечение посторонним людям (утром его отводит в сад девочка из соседней квартиры, а вечером его приводит ваша знакомая). Малыш начинает осознавать: посещая садик, он теряет постоянное присутствие мамы, прогулки с ней, совместные игры в парке и т. д. Эта драма наступает тогда, когда вы ее совсем не ждете. Поскольку ребенок обедает в саду, тщательно готовьте ему ужин дома. А по выходным дням разрешайте ему самому составлять себе меню. Кроме того, постоянно проявляйте интерес к его делам в детском саду. Храните его рисунки или шитье, которые он приносит домой. Старайтесь регулярно беседовать с воспитательницей детского сада. Она наверняка расскажет вам о ребенке то, что вы не знаете. А это может быть вам очень полезно. Поступление малыша в детский сад — большая трудность не только для ребенка, но и для родителей.
У дверей детского сада порой приходится видеть растерянные лица молодых матерей. Только что ее руку сильнее обычного сжимала маленькая ручка ее малыша, предчувствовавшего близкое расставание. И вот дверь садика закрылась... Мать растеряна. Ее охватило чувство большой потери. Не надо расстраиваться! Через несколько часов разлуки малыш будет счастлив опять встретиться с вами. Не бойтесь, что он будет грустить в детском саду. Если ребенок счастлив дома, то он будет счастлив и в садике.