Главная»Дети»От 3 до 7»Что такое воспитание ребенка?

Что такое воспитание ребенка?

Что такое воспитание ребенка?

Вежливость необходима, она даже обязательна.

Ребенок, не знающий элементарных правил поведения,— это неполноценный ребенок.
Чтобы воспитать ребенка, надо обладать умением руководить им в течение всего его развития, причем так, чтобы оно протекало гармонично и ничто ему не мешало. В чем же заключается развитие, рост ребенка? В постепенном удалении от колыбели, в освобождении от зависимости, в первую очередь от мамы, в постепенном повзрослении и превращении в независимого и самостоятельного человека. Однако взрослым становятся не в день совершеннолетия. Новорожденный, грудной ребенок, малыш, мальчик, девочка, подросток, девушка, юноша — все эти слова отражают различные жизненные этапы, через которые человек должен пройти, прежде чем он получит право на такой желанный титул, как «взрослый человек».

 


На воспитание и обучение ребенка уходят годы, в течение которых ваш малыш постепенно учится самостоятельности. Едва научившись делать два шага, малыш раздражается, если вы подаете ему руку. Едва научившись произносить несколько слов, он уже кричит: «Я большой!» Стремление все делать самому вызвано желанием ребенка как можно скорее стать таким же, как папа и мама, как старшая сестра или брат. Когда он хочет без вашей помощи взять чашку, не считайте это его капризом. Если на улице он хочет отпустить вашу руку и пойти один, то такое желание надо воспринимать как совершенно нормальное. Именно это желание («скорее стать взрослым») помогает ежедневному прогрессу в развитии ребенка.


Догадываетесь, о чем идет речь? Катать ребенка в коляске, когда он вполне уже может ходить сам, отказываться подстричь его кудряшки, когда он хочет, чтобы у него была прическа, как у старшего брата, говорить ему без конца: «Ты еще слишком маленький» — это значит каждый раз мешать его росту.


Посмотрите вокруг себя, понаблюдайте за некоторыми родителями. Порой создается впечатление, что, почувствовав желание ребенка скорее вырасти большим, родители бессознательно стремиться подольше сохранить его маленьким. И тогда мечта ребенка становится почти безнадежной. Если на растущей стопе ноги оставить ботинки постоянного размера, то нога все-таки будет расти, но она будет уродливой. Когда ребенку отказывают в свободе, которая необходима ему для его роста, то ему как будто бы не мешают, однако не дают развиваться свободно.
Некоторые мамы переживают по каждому поводу. Если вы отпустите малыша, то не думайте, что вы его потеряете. Наоборот, ребенок будет признателен вам за предоставленную свободу и в будущем   будет   очень   благодарен.   Когда   он   с  ребятами  пойдет гулять в поле, то нарвет вам букет цветов. А когда уедет один на каникулы, то будет регулярно писать вам письма. В процессе роста ребенка некоторые связи между вами будут нарушаться, зато непременно будут завязываться другие, новые.


Иногда о некоторых реках говорят, что у них быстрое и непостоянное течение. Думается, что ребенок в своем росте очень похож на одну из таких рек. Он «продвигается» рывками, преодолевает препятствия, то делает скачок, то движется с гордым величием, то есть не в том режиме, который ему частенько хотят задать.

 

Большую ошибку допускают те родители, которые считают, что ребенок должен каждый день прогрессировать в мудрости, уме, ловкости и послушании. Ребенок делает три шага вперед, а затем — шаг назад, потому что многочисленные препятствия на пути тормозят его развитие.


Ваша задача заключается в том, чтобы замечать препятствия, перед которыми оказывается ваш ребенок, помогать ему в их преодолении. Достаточно ли малыш силен физически, чтобы ходить самостоятельно? Достаточно ли он окреп духовно, чтобы провести, например, вдали от вас две недели? Вот на такие и подобные им вопросы вы должны постоянно отвечать. В этом и состоит трудность воспитания.


Однако предоставить ребенку возможность расцветать, не мешать его росту, помогать ему преодолевать препятствия — это не все.
Человек должен найти применение своим способностям, он должен быть счастливым в своем выборе независимо от того, кем он станет: инженером или художником, продавцом или бухгалтером...


Например, у ребенка наблюдаются большие способности к рисованию. Если его правильно воспитывать, развивать его способности, то он станет художником, то есть найдет свое место в жизни.


Направлять развитие ребенка в течение всего его роста не означает того, что родители чуть ли не с пеленок ставят перед ним задачу: «Ты будешь инженером или пианистом». Надо предоставить ребенку возможность расти, проявлять свои индивидуальные особенности и наклонности, самостоятельно выбирать свой профессиональный путь. А родители должны постепенно помогать ему создавать свою судьбу.


Счастлив ли мой ребенок? Родители часто спрашивают себя:
«Сыт ли ребенок? Тепло ли ему?» Реже они задают себе вопрос: «Счастлив ли он?» А жаль. Иногда в поисках ответа на этот вопрос родители обнаруживают то, чего не хватает для полного расцвета личности их ребенка.


Лучшим временем для такого маленького исследования является вечер. Ребенок в постели. Он расслабляется и «открывает» свое сердце добровольно. Не ждите, что он скажет: «Я счастлив» или «Я несчастен». В его лексике нет таких фраз. Но из разговора с ним вы можете определить: доволен ли он своей жизнью или ее что-то омрачает.


Наказания. Наказание всегда должно следовать сразу же после проступка, но оно никогда не должно превышать степень проступка.


Капризы. Вчера, когда вы проходили мимо магазина игрушек, ваш ребенок закапризничал. Он требовал автомат. Между вами начался диалог.


—  Хорошо, я подарю тебе автомат на Новый год.
—  Нет, я хочу сейчас.
—  Пойдем.
—  Я хочу автомат!


Крики, плач, ребенок катается на тротуаре. Вы его поругали и наказали. Вы поступили правильно.
Сегодня, когда вы причесывали малыша, он захотел это сделать сам. Он просил расческу и кричал: «Я сам». Однако вы настаивали: «Нет, дай я тебя причешу». Плач, крики. Каприз ли это? Нет. В желании ребенка самому причесаться ничего ненормального нет. Почему бы не разрешить ему это сделать, а потом, позже незаметно для малыша исправить его прическу.
Столкнувшись с сопротивлением ребенка, прежде чем наказывать его, спросите себя: каприз ли это? Постарайтесь понять действия и слова малыша, потому что часто взрослые называют капризом то, чего не могут сразу понять.


Подобный стиль воспитания представляет для ребенка лотерею: то он получает шлепок, то поцелуй. При таком подходе к воспитанию бесполезно тратить усилия, потому что ни тот ни другой прием не могут дать желаемого результата.


В заключение хотелось бы посоветовать: боязнь избаловать ребенка не должна стать причиной спартанского воспитания, так как это уже другая крайность.


Новый год. Современные дети не верят в Деда Мороза, не верят в то, что в канун Нового года этот почтенный старичок появляется на улицах. Вы жалеете об этом? Конечно, нет. Ведь Новый год от этого не перестал быть праздником, который нужен нам и нашим детям. Только надо, чтобы он был по-настоящему торжественным.
Новый год — это семейный праздник. Подарки — это лишь внешние атрибуты всеобщего веселья в семье. Не сводите встречу Нового года лишь к распределению подарков. Это было бы так же грустно, как если бы свести его лишь к жареной индейке.


Игрушки. Выбрать себе игрушку в ярком свете большого магазина — это непосильная задача для ребенка. От обилия игрушек он теряет голову. Поэтому лучше подвести малыша к витрине и постараться заметить его реакцию. Она лучше поможет вам выбрать то, что ему хочется.

Советуем помнить, что игрушка, которую вы купили ребенку, даже если она дорого стоила, принадлежит ему. Если с самого начала вас мучает мысль о том, что он может испортить ее, то лучше сразу дайте ему другую игрушку.


Радость ребенка не всегда пропорциональна стоимости игрушки. Это следует всегда помнить.
Если малыш играет в конструктор не так, как написано в инструкции, то не мешайте ему. Когда он усядется с игрушкой в своем уголке, увлеченный, болтая что-то непонятное, также не мешайте ему. Не допускайте ошибку некоторых пап, обязательно желающих показать своему малышу действие заводной машины. Ребенок всегда хочет первым испытать свою игрушку и не желает с ней расставаться. Несправедливо отнимать ее у ребенка.


Не рассчитывайте на то, что, раскрыв пакет с вашим подарком, малыш воскликнет: «Как красиво! Как я рад! Это именно то, что я хотел!» Ребенок редко сразу же оценивает игрушку, которую ему дарят. Обычно вначале он начинает рассматривать игрушки, которые подарили его брату или сестре.  Однако через несколько дней  вы увидите,   как  малыш,   не желая расставаться с вашей игрушкой, ляжет с ней спать (и вы будете вознаграждены).


«Сколько же у него игрушек! Он никогда не сможет поиграть со всеми!»—думает мама. В таких случаях надо быть предусмотрительными. Уберите подальше надоевшие малышу игрушки. И вот однажды, когда ребенку будет грустно или в «награду» за хороший поступок достаньте одну из когда-то надоевших игрушек. Это будет для него приятным сюрпризом, так как состоится встреча со старым другом, которого он станет приветствовать возгласом радости.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 3466 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…