Когда начинать приучать ребенка к горшку, готовность ребенка к горшку
Готовность родителей.
Обычно говорят только о готовности ребенка перейти к горшку. Родители тоже должны быть готовы к этому. Многим родителям этот процесс доставляет беспокойство. Оно объясняется тем, что мы живем в обществе, в котором принято стесняться или даже относиться с отвращением к естественным функциям кишечника и мочевого пузыря.
Кроме того, родители в определенной степени тревожатся, испытывая подсознательное желание, чтобы приучение ребенка к горшку проходило «как у всех» и «вовремя». Работающие родители обычно стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше, чтобы снять с себя финансовое бремя оплаты постоянной няни и иметь возможность устроить малыша в ясли или детский сад.
Некоторые родители неправильно воспринимают советы не настаивать и не принуждать ребенка к пользованию горшком и считают, что его не надо готовить к этому. Готовить малыша необходимо, но подготовка должна соответствовать желанию ребенка и его возрасту.
В качестве первого шага к подготовке вашего ребенка к горшку постарайтесь определить свое собственное отношение к экскрементам. Если вы воспринимаете их с отвращением, то хорошо уже то, что вы осознаете это и, следовательно, можете поработать над тем, чтобы изменить подобное отношение. Представьте себе, что вы меняете подгузник двухлетнему ребенку, который изрядно постарался испачкать его. Вместо того чтобы сопровождать свои действия комментариями, как это грязно и неприятно пахнет, лучше сказать что-нибудь вроде: «О, какая у нас сегодня большая куча. Если бы ты сходил на горшок, то лежал бы сейчас спокойно, а так мне придется помыть тебя и переодеть. Когда в следующий раз захочешь, скажи мне, и я помогу тебе сесть на горшок». Такой спокойный и непринужденный подход способен принести пользу только в том случае, если вы говорите с ребенком нейтральным тоном, не содрогаясь при этом от отвращения (ребенок может вообразить, что именно он вызывает у вас отвращение, а вовсе не продукты его жизнедеятельности).
Важный шаг
Начало приучения к горшку обычно совпадает с Периодом в жизни ребенка, когда он начинает ощущать себя как отдельную и независимую личность. В этом возрасте он стремится проявлять свою самостоятельность и контролировать все свои действия. Именно в это время он уже учится сознательно принимать решение — выпустить ли продукты своей жизнедеятельности или еще немного «придержать» их в себе. Все, что из него выходит, вызывает у него естественный интерес и удовлетворение от того, что он «сделал это сам».
Дети начинают контролировать два отверстия своего тела, которые до этого функционировали автоматически, и очень гордятся этим, причем гордость может быть настолько большой, что поначалу они стараются демонстрировать свои новые умения через каждые несколько минут. Этим они как бы берут на себя первую серьезную ответственность в своей жизни. Взаимодействие родителей и детей в этом процессе укрепляет их взаимное доверие друг к другу. Ребенок, который раньше не задумываясь разводил вокруг себя грязь, размазывая повсюду остатки пищи и экскременты, теперь находит удовлетворение в чистоте.
Для вас эта перемена заметна прежде всего тем, что стало меньше грязных пеленок. Конечно, это тоже важно. Но значительно важнее то, что ребенок в 2 года начинает предпочитать чистоту. Именно здесь закладывается основа, благодаря которой он будет в течение всей жизни заботиться о чистоте рук, опрятности одежды, уюте в доме и аккуратности в действиях. Именно приучение к горшку учит малыша, по большому счету, «что такое хорошо и что такое плохо». Это позволяет ему воспитать в себе чувство ответственности и дисциплинированность. Таким образом, приучение к горшку играет очень важную роль в формировании характера ребенка и создании обстановки доверия между ним и родителями. Итак, если вы сможете воспользоваться естественным желанием ребенка стать более взрослым и самостоятельным, то приучение к горшку станет проще для вас обоих.
Контроль над кишечником в первый год жизни
На первом году ребенок практически не чувствует функционирования своего кишечника и не может оказать на него никакого влияния. Когда его прямая кишка переполняется (обычно это происходит сразу после кормления, когда кишечник наиболее активен), каловые массы давят на внутренний клапан (сфинктер) заднепроходного отверстия и открывают его. При этом активизируются мышцы нижней части живота, которые помогают выдавить экскременты из кишечника. Другими словами, младенец делает это автоматически, а не сознательно, как старшие дети и взрослые.
У некоторых детей на первом году жизни стул бывает каждый день в одно и то же время, как правило после кормления. Наблюдательные родители подмечают изменения в поведения ребенка, которые сигнализируют об этом, и усаживают его в определенное время на горшок, чтобы «поймать момент». Через несколько недель нервная система малыша привыкнет, что пора запускать функцию кишечника, как только тело прикоснется к горшку. Это уже можно считать приучением к горшку, но пока еще не обучением. Ребенок еще не осознает, что он делает, и не может совершать этого произвольно. Требуется большое внимание и терпение, чтобы приучить ребенка к горшку таким способом. Очень важно, чтобы родители при этом оставались спокойными и доброжелательными. Если они начнут проявлять раздражение или нетерпение, то отрицательные эмоции прочно свяжутся в сознании ребенка с горшком, а это именно то, чего следует всячески избегать.
Контроль над кишечником между годом и полутора годами
В этом возрасте ребенок постепенно начинает реагировать на работу своего кишечника. Он может прервать на время свои занятия, и у него моментально изменяется выражение лица, хотя это вовсе не говорит о том, что он таким образом пытается поставить в известность родителей.
Когда дети видят свои испражнения в подгузнике, на полу или в горшке, у них возникает чувство собственничества. Они гордятся ими как своим собственным творением. Они могут принюхиваться к своему калу, словно к цветку. Такая реакция является характерной для этого возраста.
Чувство «собственника» проявляется еще в одном аспекте, который подмечают многие родители, начавшие «ловить момент» в начале второго года жизни детей. Дети испытывают нежелание отдавать свой кал в горшок или родителям. Другим аспектом становится тревога, которую ребенок испытывает, видя, как его испражнения смываются в унитаз. Для маленьких детей это равносильно тому, как если бы выбросили их собственную руку.
Несколько позднее, в возрасте полутора лет, чувство собственничества уступает свое место стремлению к чистоте. Не надо приучать малыша относиться с отвращением к продуктам собственной жизнедеятельности. Основную мотивацию дает ребенку желание быть чистым.
Косвенные признаки готовности
Начиная со второго года жизни появляются другие аспекты готовности, которые напрямую не связаны с приучением к горшку. В этом возрасте у детей появляется импульсивное желание делать подарки. Они получают от этого массу удовольствия, хотя обычно сразу же хотят вернуть подарок назад. Противоречивость их чувств наблюдается в том, как они протягивают свою игрушку гостю, но при этом не решаются выпустить ее из рук. В этом же возрасте малышам очень нравится складывать вещи в коробки, и они с удовольствием наблюдают, как предметы исчезают, а потом снова появляются. Дети очень гордятся каждым своим поступком, который они совершают самостоятельно, и им чрезвычайно нравится, когда их хвалят за это. Они все больше подражают действиям своих родителей, старших братьев и сестер. Все эти особенности могут сыграть важную роль в приучении детей к горшку.
Упрямство
Дети, которых рано приучили к горшку, могут в начале второго года жизни внезапно изменить свои привычки. Они охотно садятся на горшок, но ничего не делают. Однако, встав с горшка, они тут же могут сделать кучку в углу комнаты или в штанишки. Родители в таких случаях говорят: «Похоже, ребенок забыл все, чему его учили».
Я не думаю, что дети могут все так просто забыть. Скорее их чувство собственничества временно усиливается, и они просто не хотят расставаться со своей собственностью. Кроме того, в начале второго года жизни у них усиливается потребность делать все самим и по-своему, а стремление родителей усадить их на горшок воспринимается как навязывание чужой воли. Поэтому дети изо всех сил удерживают все в себе, а встав с горшка, делают как бы символическую уступку родителям.
Если подобное упрямство продолжается в течение нескольких недель, то ребенок может начать сдерживаться не только сидя на горшке, но и на протяжении всего дня. Это явление называется психологическим запором. Такие периоды упрямства могут наблюдаться на любой стадии приучения к горшку, но обычно это происходит в возрасте 1 — 1,5 года. Для вас это может стать сигналом, что, наверное, следует повременить несколько месяцев, чтобы дать ребенку почувствовать, что он контролирует свой кишечник и мочевой пузырь по собственной воле, а не по настоянию родителей.
Готовность к горшку между полутора и двумя годами
В этом возрасте большинство детей подают уже более определенные сигналы готовности к горшку. Они чувствуют свое отдаление от родителей и в результате начинают порой испытывать к ним более сильную привязанность. Они хотят угодить родителям, оправдать их ожидания, что очень помогает при приучении к горшку. В этом возрасте дети гордятся своими самостоятельными умениями, любят, когда их хвалят за это. Они приучаются к мысли, что у каждой вещи должно быть свое место, и с интересом раскладывают свои игрушки и одежду по предназначенным для этого местам.
В этом возрасте у малышей усиливается и контроль над функциями своего тела. Дети уже лучше чувствуют позывы к дефекации или мочеиспусканию. В этот момент они могут на какое-то время прервать свои занятия, а когда это уже произошло, выражают явный дискомфорт от случившегося. Ребенок уже подает сигналы родителям с просьбой поменять ему подгузник или помыть. Его надо ненавязчиво поощрять в этом. Для начала необходимо добиться, чтобы ребенок говорил вам уже о случившемся факте. Со временем он начнет лучше ощущать готовность организма к подобным событиям. До тех пор пока малыш не научится этому, его трудно приучить к горшку.
Кроме того, дети в этом возрасте становятся уже значительно более подвижными. Они самостоятельно ходят и могут забраться практически куда угодно. Поэтому для них не составляет особого труда самостоятельно сесть на горшок. Они также могут сами снять штанишки или вытащить из них подгузник.
Ребенок, достигший этого уровня развития, уже готов к тому, чтобы контролировать функции своего кишечника и мочевого пузыря.