Грудничковое плавание и ныряние
В последние годы стало очень доступно и популярно обучение детей плаванию с самого с рождения.
Чем вызвана эта мода, кроме желания заработать на доверчивых молодых родителях, до сих пор непонятно, так как разумных аргументов насчет пользы плавания с рождения я не нашла. Один из аргументов за плавание и ныряние с рождения: «Вода — естественная стихия для ребенка, ведь он плавал в амниотической жидкости во время внутриутробной жизни», — попросту противоречит законам биологии. Для человеческого ребенка вода никак не может являться родной стихией.
Ребенок в материнской утробе дышал через пуповину и плавал в околоплодных водах только до тех пор, пока его размеры позволяли ему это делать. В последнем триместре беременности ребенок уже такой большой, что плавать не может. В матке ему тесно, и он привыкает к тому, что мир вот такой: плотно обнимающий его со всех сторон. Именно поэтому новорожденный первое время боится безграничных пространств — ему некомфортно, если он не чувствует под собой опоры. Следовательно, когда родовой стресс еще не прошел, а ребенка уже учат нырять, он вновь получает стресс и испытывает слишком большую нагрузку на организм.
Некоторые психологи уверены в том, что если ребенка учат нырять, то ему кажется, что его топят. Я им верю, потому что не могу сомневаться в том, что ребенок в младенчестве не понимает, что с ним происходит, когда он оказывается под водой. Он хочет дышать, но не может, его мозг воспринимает подобные ощушения как опасные для жизни, и именно это чувствует ребенок — опасность для жизни, исходящая из рук мамы, папы или другого человека. Одно дело, если ребенок купается с мамой в большой ванне, где он ощущает опору (мамины руки и стенки ванны) и его голова находится над поверхностью воды. Другое дело, если мама с малышом в бассейне, где много воды, все чужое и пугающее для ребенка. Хуже всего, если ребенок попадает в руки чужого человека (инструктора) и тот обучает его нырять. Я уже упоминала о том, что нехорошо давать ребенка в руки чужих людей, тем более для таких неприятных манипуляций, без крайней необходимости.
Я уверена, что плавание очень полезное занятие, но не для ребенка, который еще даже не научился ползать, а также хорошо и правильно ходить. Движения ребенка в воде не физиологичны, поскольку в воде нет преграды, опоры, используя которую дети учатся самостоятельно двигаться и благодаря которой они чувствуют себя уверенно. Для правильного моторного развития крайне важно, чтобы движения ребенка в младенчестве были физиологичны. Поскольку плавание этого не дает, то пользу от него тяжело увидеть. Точно так же, как тяжело увидеть пользу в хлорированной воде бассейна. Купание ребенка в обшей воде в младенчестве нежелательно и с точки зрения гигиены.