Создавать гармоничные отношения между детьми
В то время как некоторые специалисты считают, что конкуренция является естественной частью семейной жизни, мы решили, что это не должно стать нормой в нашей семье.
Выходящая из-под контроля конкуренция между братьями и сестрами не должна рассматриваться как неизбежное последствие наличия в семье более одного ребенка. Первый опыт ребенок получает, общаясь с другими детьми, друзьями. Вот способы, помогающие установить гармоничные отношения среди детей в семье, пока конкуренция не пустила корни.
Воспитывайте родственные чувства. Лучший способ избежать чувства чрезмерной ревности к новорожденному состоит в том, чтобы, в первую очередь, постоянно формировать эмоциональный мир старшего. Мы заметили, что конкуренция между родственниками случается гораздо реже в тех семьях, которые воспитывают детей по методу «прикрепления». Эти дети приобретают качества, которые предохраняют их от внутреннего гнева, бесчувствия и ревности, разрушающих отношения между родственниками.
Ко времени появления нового члена семьи они охотно и без проблем переходят к отношениям с другими людьми, кроме мамы (особенно с папой), и не возражают против совместного пребывания матери с младенцем. Дети, отнятые от груди преждевременно, становятся более ревнивыми, потому что чувствуют, что вторгшийся в их жизнь новорожденный получает кое-что, в чем они еще нуждаются.
Все же дети есть дети, независимо от того, насколько сильна их взаимосвязь с родителями. Конкретный случай, как развивались взаимоотношения между четырехлетним Майклом, получившим прекрасное семейное воспитание по методу «прикрепления», и его годовалой сестрой, Кэйти. При рождении у нее было много медицинских проблем, и матери пришлось длительный период времени провести в больнице, в блоке интенсивной терапии, а затем продолжить усиленный уход за новорожденной дома. Майкл, казалось, хорошо воспринимал Кэйти до года, но, наконец, его эмоции взяли верх над ним. «Почему ты так часто плохо себя вел на этой неделе?» — спросила его мать. На что Майкл ответил: «Когда мы избавимся от Кэйти?» Этот ответ потряс маму, она сказала: «Мы не будем этого делать!» Но Майкл упрямо повторил: «Избавьтесь от нее! Я ненавижу ее! Она играет во все мои игрушки». Мать продолжала объяснять Майклу, что необходимо научиться жить вместе: «Мама и папа должны жить вместе с тобой и Кэйти». Она также сочувствовала Майклу, терпеливо объясняя, как они должны играть вместе и жить в одной комнате. Если вы видите, что у ребенка возникают необычные отрицательные чувства, поговорите с ним откровенно, проявляя участие ,и понимание, и, несомненно, вы сможете снять повышенное нервное возбуждение. Наличие годовалой сестры создает напряжение даже для уравновешенного четырехлетнего ребенка.
Развивать братские чувства. Я не думаю, что родные братья или сестры испытывают враждебные чувства друг к другу, если их правильно воспитывают. Можно выделить четыре фактора, которые устанавливают степень конкуренции в семье: с кем совмещается по характеру ребенок, а с кем конфликтует; что вы чувствуете и как относитесь к каждому ребенку; семейная атмосфера, которую вы формируете, и уровень конкуренции, который вы допускаете. Первый фактор — случаен, а на последние три вы можете влиять.
Продемонстрируйте преимущества наличия брата или сестры в семье. Например: «Мы можем купить тебе очень хороший велосипед, потому что потом, когда ты вырастешь, он перейдет брату», «Мы можем купить самый большой набор «Лето», потому что вы вместе будете играть в него». «Когда твой брат подрастет, ты сможешь обучить его бросать и ловить мяч».
Формируйте отношения братьев. При вашем активном участии решаются возникающие проблемы, устанавливаются образцы поведения в жизни. Помогите детям найти наилучшие способы взаимоотношений и определите роль каждого. Развивайте желательное поведение.
Попробуйте метод — ответственность за брата. Если разница в возрасте невелика, доверьте старшему некоторую ответственность за младшего. Такой вид ответственности обязывает старшего проявлять заботу, а младший чувствует это. Объясните старшему, что защита младшего брата — его специальное задание, и моделируйте правильное поведение. Не оставляйте их без наблюдения, несмотря на то, что старший брат способен позаботиться о младшем.
Попробуйте метод родственника-утешителя. Если один ребенок поранится, попросите другого оказать ему помощь. Дайте вашему помощнику задание: «Доктор Мэри, ты будешь держать ногу Джонни, пока я буду ее бинтовать» или «Пожалуйста, наложи пластырь на порез». «Доктор», в силу исполняемой роли, должен проявлять сострадание к пациенту. Пациент, который, может быть, минуту назад кричал: «Я ненавижу тебя, Мэри», теперь получает от нее помощь. И отношения неизбежно становятся добрыми.
Попробуйте метод — родственная поддержка. Мы обычно используем этот метод в нашей семье. Если кто-то из детей получил моральную или физическую травму, каждый родственник молится за него, чтобы оградить брата или сестру от боли. Мы используем такой метод: ребенок, испытывающий стресс (связанный с эмоциональной или физической травмой), садится в середину группы, а остальные члены семьи кладут руки на его руку или голову и молятся за него. Часто это заканчивается добрым словом или предложением помощи.
Попробуйте метод —родственник-учитель. «Джонни, ты играешь в бейсбол уже три года. Пожалуйста, покажи Билли, как бросать и ловить мяч», — просит мать, «Трейси, пожалуйста, помоги Элен выполнить домашнюю работу, чтобы я могла зашить твое платье».
Поощряйте сотрудничество. Настройте братьев и сестер на сотрудничество. Дайте им работу, которая требует их совместных усилий и которая будет полезна всем: «Джимми и Джонни, пожалуйста, уберите в гараже. Если вы сделаете это вместе, то мы закончим быстро и успеем посмотреть фильм». Придумывайте мероприятия, требующие участия всех детей: художественное оформление праздника, мойка автомобилей, поход в магазин и другие действия, которые можно выполнять вместе. Задание выполняется быстрее и с меньшим количеством ссор, если его делать дружно. Ни один не позволит другому уклониться от работы и выполнить меньший объем. Часто братья или сестры обнаруживают, что совместная работа доставляет удовольствие. Взрослый, руководящий работой, должен поддерживать азарт и увлечение детей.
Попробуйте укладывать детей спать вместе. Сон бок о бок усиливает связь. Дети, которые мирно спят вместе ночью, обычно играют более мирно вместе в течение дня. Родители, проводившие вместе с нами это наблюдение, подтвердили, что совместно спящие дети меньше ссорятся.
Способствуйте дружбе братьев и сестер. Нас заинтересовало, что нередко дети лучше ведут себя с друзьями, чем с братьями и сестрами. Возможно, это происходит потому, что они могут выбирать себе друзей или они не проводят с ними так много времени, как с родственниками, и им не надо соревноваться с друзьями за внимание своих родителей. В период от шести до десяти лет старайтесь объяснять ребенку значение брата или сестры в его судьбе. В то время как некоторые дети недооценивают своих братьев и сестер, другие дети глубоко чувствуют, что такое «родня по крови». Посмотрите, как братья или сестры смыкают ряды и защищают друг друга против .постороннего. Братья и сестры являются поддержкой в жизни. Мы стремимся объяснить: «Твои братья и сестры могут в конечном счете стать лучшими друзьями. Когда большинство друзей уезжает, члены семьи всегда будут с тобой, когда у тебя возникнут проблемы».
Если ребенок будет свидетелем ваших взаимоотношений с сестрами или братьями, он быстрее поверит вам. Друзья приходят и уходят, а родственники — навсегда. При необходимости обратитесь за советом к специалисту. Объясните детям, какое поведение вы ожидаете от них, как они должны вести себя по отношению к вам и друг к другу. Сделайте это как можно раньше, пока негативное поведение не стало нормой жизни. Напоминайте чаще: «Это оскорбительно», если ребенок начинает действовать неправильно в отношении с другими членами семьи, или твердо скажите: «Даже никогда не думай об этом». Пресекайте ссоры в самом начале, прежде чем они выйдут из-под контроля, иначе придется тратить годы, избавляясь от плохих чувств, которых можно было бы избежать вначале. Придумайте свой способ контроля за событиями в доме, когда вы отсутствуете. Контролируйте отношения между братьями. Будьте осторожны, определяя, кто виноват. Ваша задача — защитить своих детей даже друг от друга. Хейден была первой девочкой после трех мальчиков. Они часто дразнили ее и, хотя в большинстве случаев, это было без злобы, она чувствовала себя неприятно. Однажды, когда ей было пять лет, она сказала: «Никто в этой семье не любит меня». В тот же вечер мы собрали семейный совет, чтобы воззвать к совести ребят. Мальчики и Хейден теперь лучшие друзья.
Иногда вы слишком утомлены, чтобы выполнять роль психолога. Вы хотите установить полицейский режим. Делайте это, и не волнуйтесь. Есть периоды, когда вам необходимо заботиться прежде всего о себе: «Сейчас же прекратите. Хватит препираться. Я не допущу этого». Можно добавить немного юмора. «Если вы оба хотите драться, как звери, я построю для вас клетки на заднем дворе. Я назову одного из вас котом, а другого — собакой».
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс