Развитие ребенка от 1-го и 7 месяцев до 1 года и 9 месяцев: двигательные навыки, творчество, речевое, эмоциональное развитие, игры
Развитие ребенка от 1-го и 7 месяцев до 1 года и 9 месяцев.
Двигательное развитие и навыки ребенка от 1-го и 7 месяцев до 1 года и 9 месяцев
Малыш быстро и свободно ходит и бегает без помощи взрослого. Если упал — самостоятельно встает. Ловко бросает мяч, залезает на диван и другую мебель. Поднимает и переносит небольшие предметы, знает место хранения своей одежды и игрушек. Теперь он может самостоятельно есть не только твердую пищу, но и жидкий суп. В этот период пора приучать его пользоваться детской вилкой с тупыми закругленными зубцами и салфеткой.
Совершенствуются навыки переодевания.
Познавательное развитие и игры ребенка от 1-го и 7 месяцев до 1 года и 9 месяцев
Внимательно наблюдая за игрой ребенка, вы можете заметить, что его действия стали более осознанными и конструктивными. Теперь ряд кубиков — это паровозик, а поставленные друг на друга фигуры — мостик или башня. Возникает сюжетная игра с одним объектом (куклой, зайцем): кормление, причесывание, укладывание спать. Машинка уже не просто ездит ту-да-сюда, но перевозит пассажиров и грузы, «скорая помощь» спешит к больному, а пожарная машина мчится тушить пожар и т.д. Помогайте малышу придумывать различные сюжеты для игры, стимулируйте развитие его фантазии и знаний об окружающем мире.
В сюжетной игре ребенок легко замещает реальный объект другим. Например, роль машинки может играть обычный кубик, а песок из песочницы, положенный в мисочку, становится кашей, которой он кормит зайца. Вся игра малыша в этом возрасте имеет яркую эмоциональную окраску, действия сопровождаются соответствующими звуками и мимикой. Ребенок получает колоссальное удовольствие от игры.
Пирамидки. Казалось бы, что в этом сложного? Но и тут важно найти правильный подход.
Покажите ребенку, как вы собираете пирамидку, и попросите его повторить. Терпеливо повторяйте снова и снова, комментируя свои действия: «Сначала беру большое кольцо. Потом поменьше. Теперь самое маленькое». У ребенка сначала может не получиться. Не критикуйте его и не пускайтесь в долгие объяснения. Лучше снова и снова показывайте порядок работы на собственном примере, а затем обязательно дайте ему сделать все самостоятельно.
Игрушки-вкладыши. Малыш серьезно продвинулся в этой игре: он уже не пытается силой всунуть фигурку куда придется, внимательно рассматривает ее форму и может найти подходящее отверстие. Освоив одну игрушку-вкладыш, с новой малыш испытывает прежние трудности.
Творчество ребенка от 1-го и 7 месяцев до 1 года и 9 месяцев
Ребенок начинает видеть границы рисунка (листа). Купите ему альбом для рисования или запаситесь пачкой писчей бумаги. Не стоит экономить бумагу и заставлять рисовать на уже исписанной страничке. Экономия копеечная, а интерес к рисованию из-за этого может быстро угаснуть.
Демонстрируйте различные возможности карандаша или фломастера. Покажите, как его правильно держать. Проведите прямую линию и попросите ребенка ее повторить. Для крохи это будет сложно. Если он откажется, не настаивайте. Если получится плохо, похвалите за приложенные усилия и повторите свою просьбу снова через несколько дней.
Эмоциональное развитие ребенка от 1-го и 7 месяцев до 1 года и 9 месяцев
Малыш может сопереживать, сочувствовать плачущему ребенку или взрослому. Он показывает, как надо жалеть: поглаживает, заглядывает в глаза, — однако делает это по просьбе родителей, а не по собственной инициативе. В таком «притворстве» нет ничего страшного. Ребенок пока только учится реагировать на переживания других людей так, как это принято в обществе, поэтому подобная «эмоциональная тренировка» ему просто необходима. В этом возрасте малыш может бережно относиться и к животным и к растениям.
Часто он их одушевляет и сопереживает им так же, как близким людям.
Общение со сверстниками ребенка от 1-го и 7 месяцев до 1 года и 9 месяцев
Ребенок хочет играть рядом с детьми, но в основном пока еще не в общей компании. Часто можно заметить, что он специально садится недалеко от сверстников и играет в ту же игру, что и они, но не с ними. Это так называемая параллельная игра, которая является тренировкой будущих совместных игр. Периодически малыш пытается эмоционально контактировать с другими детьми: привлекает их внимание мимикой, жестами, возгласами. Первой совместной игрой обычно становятся догонялки.
Речевое развитие ребенка от 1-го и 7 месяцев до 1 года и 9 месяцев
На этот период приходится резкий рост словарного запаса. Среди самых распространенных слов — имена членов семьи, названия частей тела, любимых продуктов, игрушек, одежды и т.д. В общении появляются слова-сообщения и слова-обобщения («большой», «маленький»).
Постепенно малыш начинает понимать и выполнять инструкции, состоящие из трех этапов. Например: «Возьми игрушку, пойди в свою комнату и положи ее в ящик». Это важное достижение в речевом развитии, так как оно способствует проявлению самостоятельности и дает возможность приучать ребенка к труду.