Развитие ребенка от 1-го и 10 месяцев до 2 лет: двигательные навыки, творчество, речевое, эмоциональное развитие, игры
Развитие ребенка от 1-го и 10 месяцев до 2 лет.
Двигательное развитие и навыки ребенка от 1-го и 10 месяцев до 2 лет
Двухлетний ребенок уже умеет подпрыгивать на месте двумя ногами. Становится на цыпочки. Хорошо играет в мяч, умеет его ловить и направлять в цель.
Поведение за столом. В конце второго года я рекомендую учить ребенка самостоятельно есть. Малыш уже может правильно держать в руке ложку и аккуратно есть. Во время еды обязательно кладите на стол салфетки и учите ими пользоваться — вытирать рот, пролитый компот или суп. Если вы еще не давали в руки ребенку вилку, сделайте это сейчас. Детская вилка для самых маленьких обычно сделана из пластика, у нее закругленные кончики; часто по форме такая вилка напоминает ложку с несколькими продольными разрезами. Никакой опасности этот прибор собой не представляет, но имеет почти все функции взрослой вилки.
Лучший способ обучения поведению за столом — личный пример, поэтому, усаживая малыша за стол, садитесь есть сами и показывайте, как надо себя вести.
Одевание и раздевание. Учите малыша одеваться и раздеваться самостоятельно. Конечно, делать это лучше всего в игре. Сначала потренируйтесь на куклах и медвежатах, потом попросите помочь одеться вам, а затем пусть одевается самостоятельно (если понадобится — немного помогите ему). Обязательно хвалите и подбадривайте!
Познавательное развитие и игры ребенка от 1-го и 10 месяцев до 2 лет
Он с удовольствием слушает, как мама рассказывает папе о его дневной прогулке или описывает поход в магазин. Обязательно устраивайте такие мини-отчеты для близких, рассказывайте, как малыш провел день и каких успехов добился. Такое понимание цепочки событий (что было сначала, а что потом) готовит ребенка к восприятию коротких рассказов с простым сюжетом.
Книжки с картинками. Пришла пора не просто чтения, но и описания картинок. Возьмите книгу с простой иллюстрированной сказкой. Начинайте рассказывать сказку, обращая внимание на рисунки (как зовут героя, во что он одет). Закончив чтение, еще раз покажите картинки и спросите: «Это кто? Что он делает?» Вскоре вы заметите, что кроха с интересом сам рассматривает книги с картинками, аккуратно переворачивая по одной странице. Вот и первые уроки любви к чтению.
Кубики и пирамидки, игрушки-вкладыши. Усложняется и совершенствуется игра с кубиками и пирамидкой. Теперь малыш может самостоятельно построить башню из 6 кубиков или собрать пирамидку по убыванию из 2-3 колец. Используя знакомую игрушку-вкладыш, ребенок уже справляется со всеми заданиями, но если игрушка незнакомая, еще могут возникнуть трудности.
Новые понятия. Попробуйте ввести в оборот понятия «тяжелый» и «легкий». Совсем скоро наступит время, когда на просьбу ребенка взять его на ручки вы начнете отвечать «мне тяжело». А значит, пора объяснять, что означают эти слова. Приготовьте несколько легких и тяжелых предметов. Можно взять пустые бутылочки из-под йогурта и заполнить их водой, камушками, ватой. Поиграйте в игру «Что тяжелее»: «Дай мне самую легкую бутылочку», «а теперь самую тяжелую», «какая из этих двух легче?» и т.д.
Куклы. Обязательно купите ребенку куклу с волосами, умеющую издавать звуки и закрывать глаза. Такая игрушка одинаково нужна и мальчику, и девочке, ведь она может изображать и дочку, и маму, и шофера, и полицейского. А еще она поможет легко объяснить ребенку, почему надо причесываться и умываться.
Для игры с куклой могут понадобиться и другие предметы: кроватка, столик, стулья и т.д. Сюжетная игра будет постепенно становиться сюжетно-ролевой, а ребенок будет подражать действиям взрослого. Хотите взглянуть на себя глазами своего ребенка? Понаблюдайте за тем, как он играет.
Творчество ребенка от 1-го и 10 месяцев до 2 лет
Если малыш уже научился правильно держать карандаш, то к двум годам он сможет повторить нарисованную взрослым горизонтальную или вертикальную линию. Не спрашивайте, что именно ребенок рисует, — пока он лишь исследует возможности карандаша и тренирует координацию рук. Но вы можете показать, как рисуют простые объекты, называя их и предлагая повторить: дорога (прямая), солнце (круг), волны (волнистая линия), птичка (галочка) и т.д.
Не забывайте об огромном потенциале пальчиковых красок и соленого теста, которое с успехом заменяет пластилин. Рисование карандашами — самый доступный вид творчества, но другие материалы тоже необходимы. Они расширяют опыт ребенка и стимулируют его развитие.
Общение со сверстниками ребенка от 1-го и 10 месяцев до 2 лет
В основном детское общение носит подражательный характер. Один малыш играет, другой присаживается рядом и пробует делать то же самое. Часто ребенок с удовольствием наблюдает за детьми чуть постарше и стремится играть именно с ними, потому что многому может у них научиться. Такое общение стоит поощрять.
Многие родители задумываются над тем, не отдать ли малыша в детский сад? На мой взгляд, в этом возрасте ничего, кроме роста тревожности и страхов, детский сад не даст. Даже очень живые дети быстро устают от общения, а усталость провоцирует конфликты, споры и обиды.
Речевое развитие ребенка от 1-го и 10 месяцев до 2 лет
К концу второго года многим родителям хочется подвести какой-то итог, определить уровень развития сына или дочери. Еще раз обращаю внимание на то, что разброс в темпах развития речи огромен. Малыш может иметь еще небольшой запас слов и коверкать их, в этом нет ничего страшного. Обычно к двум годам ребенок умеет показывать три части тела; произносит начало фразы из двух слов; знает имена родителей, близких взрослых, знакомых детей; узнает на картинках некоторых животных, предметы быта, одежду, посуду; понимает значение предлогов в привычной ситуации (под столом, на диване). Ориентируйтесь на этот минимум и не впадайте в панику, обнаружив, что кто-то из малышей умеет больше, чем ваш. Само по себе это ни о чем не говорит.