Почему возникают раздражения у ребенка?
Когда ваш ребенок находится в возрасте от одного до двух лет, вы должны быть готовы к вспышкам раздражения.
Почти все дети проходят через это, одни легче, другие труднее. Знать, как предотвратить и пережить эти проявления у ребенка, - один из важных элементов воспитания.
Вы уже опаздываете на работу, но не можете найти ботинок. Продолжая искать, вы приговариваете, что день разрушен. Раздражение нарастает, и предметы летают по комнате, поскольку вы продолжаете отчаянно искать отсутствующую обувь. В гневе вы выбегаете из спальни в поисках кого-то виноватого, открывая дверь с такой силой, что ручка ударяет в стену. Вы уже готовы закричать, когда маленький помощник появляется с отсутствующим ботинком, найденным под покрывалом, которое вы отбросили в ярости. Вы обеспокоены. Вы глядите на вмятину в стене, сделанную ручкой двери, как на постоянное напоминание о вспышке раздражения. Знакомая картина?
Теперь представим импульсивного маленького человека, чье желание сделать что-то, превышающее его возможности, маленького человека, который еще не может рассуждать о мудрости или безопасности своих действий. Соедините все это с властной фигурой, говорящей «Нет» и использующей жесткую руку, чтобы удержать ребенка от его намерений, и в результате у вас все компоненты для возникновения раздражения, особенно если «Нет» произносится на повышенных тонах, а способ удержания превращается в удар.
Приступы раздражения - нормальный побочный продукт развития младенца. Младенцы действуют по принципу «просто сделать это». Их желания опережают на шаг их умственные и двигательные возможности. Они так развиваются. Их сильное желание помогает им встать и пытаться сделать все сначала. Они нуждаются в присутствии людей, которые могли бы стимулировать их к созданию новых ситуаций. Таким образом, раздражение — это та цена, которую платят дети и их родители за рост и обучение.
Раздражение является следствием особенностей развития ребенка; умственные и двигательные навыки развиваются быстрее, чем язык. Ребенок знает то, что он хочет, намного раньше, чем способен сказать об этом. Из-за отсутствия языковых навыков, с помощью которых он мог бы высказать свое расстройство, он делает это с помощью действия - истерики.
Нерациональное мышление также способствует раздражению. Ребенок не может обдумать последовательность своих действий. Он хочет поместить квадратный штырь в круглое отверстие, положить кубик сверху шара, потребовать от собаки вернуть печенье, предложенное ей (и съеденное) за мгновение до этого. Он рассуждает не так, как взрослые: «Если мама получает столько удовольствия от большого ножа, почему бы и мне не. использовать его?» Когда такие стремления пресекаются, эмоциональное напряжение ребенка, связанное с экспериментом, получает бурный всплеск.
Ребенок, склонный к проявлениям раздражения. Некоторые дети более склонны к вспышкам раздражения, чем другие. Им трудно достичь внутреннего эмоционального равновесия, которое помогает людям преодолеть многие жизненные препятствия и возвратить спокойствие. У них встречаются эмоциональные проблемы двух видов: они более склонны к нарушению установленных норм и менее способны вернуться в принятые рамки, если они нарушены.
Некоторые черты характера, которые делают ребенка более склонным к раздражению (чувствительность, упорство, решительность и созидательность), могут быть очень полезны в интеллектуальном и общественном развитии. Одной из ваших задач как родителей является умелое направление этих качеств в процессе воспитания во благо ребенка.
Слова дают власть над чувствами и расстройствами. Родители, которые разговаривают со своими детьми, обучают их языку ежедневно, снабжая их средством для обуздания эмоциональных вспышек раздражения и других чувств. Если ребенок может сказать одно или два слова в момент конфликта, он часто оказывается способен сотрудничать с вами, потому что это слово для него самого означает возможность управлять идеей.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс