Когда можно, когда нельзя, когда надо для ребенка
Можно, нельзя, надо.
Запреты
Малыш становится все более самостоятельным, и теперь любой запрет, даже самый разумный — нельзя играть спичками, крутить ручки газовой плиты и т.д., — вызывает у него очень бурный протест. Чтобы не провоцировать конфликты, сократите количество запретов до минимума.
Каждый запрет, который вы устанавливаете для ребенка, обязательно согласуйте с мужем, а также с бабушками и дедушками. Единство требований — самое главное условие, если вы хотите, чтобы запреты соблюдались всегда, а не только в вашем присутствии. В ситуации, когда один родитель запрещает, а другой разрешает, добиться послушания от ребенка просто невозможно. Малыш очень быстро понимает, что разлад между родителями можно использовать в своих интересах, и начинает манипулировать взрослыми. Например, папа, оставшись с ребенком, отказывается включать телевизор во время еды и слышит в ответ: «А мама мне разрешает!» При этом мама, может быть, и не разрешает. Но малыш непременно проверит, едины ли родители в этом вопросе.
Приводя ребенка к бабушке и дедушке даже на короткое время, также необходимо проговорить, что именно не разрешается. Если удастся действовать сообща, ребенок будет придерживаться установленных правил в любой ситуации, а не только дома под вашим присмотром.
Запреты относятся не только к тому, что может представлять собой опасность для жизни и здоровья, но и к тому, что не принято делать в обществе. Малыш должен понимать правила, по которым живут окружающие люди. Например, нельзя заглядывать в чужие шкафы, нельзя ходить на людях голым.
Требования
Количество требований к малышу после года стремительно растет, но он пока еще не готов брать на себя ответственность и последовательно выполнять все, что мы от него ждем. Поэтому, если вы ввели в жизнь ребенка правило, за выполнение этого правила отвечаете вы. Мыть руки перед едой или после прогулки, чистить зубы утром и вечером, принимать душ и т.д. — такие требования можно предъявлять к ребенку в возрасте до трех лет. И вот тут, оказывается, самим родителям очень непросто быть последовательными. «Ой, мы опаздываем в садик, некогда чистить зубы», «уже так поздно, иди скорее спать, игрушки завтра уберешь» и проч. Взрослый человек не видит ничего страшного в том, чтобы один раз отступить от установленной схемы. Но ребенок реагирует иначе: ему совершенно непонятно, почему то, что вчера можно было не делать, обязательно делать сегодня? Для малыша любое исключение из правил делает сами правила необязательными. А ваша задача, наоборот, довести их выполнение до автоматизма, чтобы малыш, не задумываясь, шел утром в ванную чистить зубы, чтобы ему не надо было каждый день напоминать о незастеленной кровати. Автоматизма можно достичь только в одном случае — если вы сами будете соблюдать правила всегда, а не время от времени. Нельзя от ребенка ожидать выполнения требований, если у вас они не введены в систему, если вы сами себе разрешаете иногда не заправить кровать, иногда не умыться, иногда не убрать со стола. У беспринципных родителей обычно вырастают неорганизованные дети, которые опаздывают, не выполняют обещаний и не готовы нести ответственность.