Истерика у ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
Наверное, многие родители усмехаются, читая мои наставления.
Действительно, давать советы легко. Но реальность, увы, бывает намного суровее, чем все описанное выше. Настаивая на своем, некоторые дети буквально доводят себя до истерических припадков, и, как ни стараются родители, сделать с этим ничего нельзя. Вот типичная ситуация. Мама приходит с ребенком в магазин. Заранее договорились, что покупать будут только молоко и йогурт, но вот на глаза малышу попадается «чупа-чупс» — и начинается крик. Мама в растерянности. Она понимает: если сейчас уступить и купить эту злополучную конфету, ей гарантированы такие сцены при каждом походе в магазин. Что же делать?
Итак, развернутая инструкция по борьбе с детской истерикой:
Если малыш не может спокойно заходить в магазин, постарайтесь ходить за покупками без него.
Если все-таки идете вместе, заранее позаботьтесь о том, чтобы он был сыт и спокоен. Дайте ему в одну руку яблоко или банан, в другую — игрушку.
Случай из практики. Родители трехлетнего малыша пришли ко мне почти в отчаянии: «Мы боимся заходить с ним в магазины. Если он обнаруживает там отдел игрушек, начинается такой скандал, что приходится уступать его требованиям. А требует он все больше и больше». Ситуация выглядела критической, надо было что-то делать. И вот мы отправились все вместе в большой детский торговый комплекс. Игрушек там было видимо-невидимо. Признаюсь, это был довольно рискованный эксперимент, но мы к нему хорошо подготовились. Перед визитом в магазин малыш как следует погулял, выспался, поел, был отдохнувший и в хорошем расположении духа. Кроме того, мы захватили с собой сок, яблоки и его собственные игрушки. В одной руке ребенок держал любимого солдатика, в другой пакетик с соком. Вооружившись таким образом, мы начали бродить между прилавками. Малыш с интересом все разглядывал. Наконец он выпустил из руки солдатика, чтобы схватить понравившуюся игрушку. «Хочу эту машинку!» — «Подожди, а где солдатик? Ты его забыл!» Расставаться с любимым солдатиком малыш тоже не собирался. Он остановился в нерешительности, не зная, что же ему делать. И тогда я предложила: «Тебе понравилась эта машинка? Ну что же, ее можно будет купить, когда ты заработаешь три солнышка. Ты запомни, что тебе здесь особенно понравилось. А когда наберешь солнышки, вы снова сюда приедете и купите». И мы отправились дальше. Так мы прогулялись по всему торговому комплексу, ничего не купив. А дома я спросила: «Ну, что тебе больше всего понравилось?» Из десятка игрушек, которые малыш пересмотрел, он с трудом вспомнил одну-единственную, ту, которую ему действительно очень захотелось купить. Потом мы обсудили, что он может сделать, чтобы заработать три солнышка. А еще через два дня мы отправились в магазин, но уже не на экскурсию, а с вполне конкретной целью — купить ту самую машинку. Так и сказали малышу: «Мы едем за машинкой». И он знал, что ходить по отделам и разглядывать другие игрушки мы не будем. Тем не менее мы снова дали ему в одну руку любимого солдатика, в другую — пакетик с соком. На всякий случай. Операция прошла успешно.
Работайте над своими реакциями. Истерика чаще всего рассчитана на дядь и теть, которые находятся рядом. Если маме неловко, если она не знает, куда деваться от стыда перед посторонними, ребенок понимает: мама боится, значит, мама готова уступить. Конечно, он так не рассуждает. Двухлетний кроха не настолько коварен, чтобы сознательно рассчитывать свои действия. Просто однажды его истерика на публику сработала, и теперь он автоматически продолжает идти проторенным путем. Поэтому ваша задача — перестать бояться общественного мнения и не заводиться.
Опять же, говорить легко. Но что делать, если чувствуешь, что от детских воплей становится по-настоящему дурно, давление повышается, сердце стучит?
Попробуйте использовать метод, о котором мы уже говорили, — присоединение. Ребенок кричит: «А-а!» И вы тоже: «А-а!» «Не передразнивай меня!» — «Я не передразниваю. Я тоже хочу кричать!» Иногда таким образом удается самому успокоиться и привести нервы в порядок.
Помните, что ответственность за истерики лежит не на ребенке, а на вас. Ребенок еще не может отвечать за себя, за него отвечают взрослые. Если малыш не в меру раскапризничался, значит, взрослые что-то не предусмотрели, о чем-то не подумали. Я это пишу совсем не для того, чтобы вы начали испытывать чувство вины за плохое поведение своего малыша. Разумеется, все рассчитать и предусмотреть невозможно. Но вы должны твердо понимать, что ребенок не в состоянии изменить ситуацию. Это под силу только вам. Осознав это, вы перестанете бояться, стесняться, раздражаться. Вы мобилизуетесь и начнете действовать, вместо того чтобы стыдливо оглядываться по сторонам.
Не успокаивайте малыша. «Ты хотел покричать? Мы кричим только в парке. Вот мы пришли в парк — кричи. Ты хотел поплакать? Вот тебе платочки — поплачь». Можно тут же включить активное слушание: «Тебе обидно, что я не купила тебе игрушку. Тебе обидно, что я увела тебя из песочницы». Проговорите за малыша его обиду. А когда он немножко успокоится, расскажите ему о том, что есть другие, намного более эффективные способы добиваться своего. «В следующий раз, если ты захочешь что-то, ты скажешь: «Мам, я хочу это». А я тебе скажу: «Заработай. Давай ты поможешь мне убрать после обеда, хорошо почистишь зубы, вовремя ляжешь спать», — и у тебя наберется достаточно солнышек, чтобы купить то, что ты хочешь».
Если ребенок так зашелся в истерике, что ему становится плохо, попробуйте побрызгать на него водой или просто умыть лицо. Вода снимает напряжение.
В возрасте одного-двух лет у ребенка снова может возникнуть привычка биться головой о стену. Так он хочет настоять на своем. На эти выходки просто не надо обращать внимания. Если же вы боитесь, что он причинит себе вред, ищите способ отвлечь, переключить, поговорить. Самое главное — не давайте ребенку того, что он хочет. Уступив однажды, вы дадите ему повод прибегать к этой форме протеста снова и снова.
Иногда ребенок так заводится, что начинает разбрасывать вещи. Наверное, больше всего в этот момент хочется заставить его все поднять. Но это будет означать, что вы «бодаетесь» с малышом, и кто кого переупрямит, еще неизвестно. Выберите другую тактику: поддержите инициативу. Дочка разбрасывает все, что попадается под руку, — дайте ей еще что-нибудь бросить. А потом еще что-нибудь. «Вот это можешь бросить, и вот это, и вот это». Ребенок устает, но вы настаиваете: «Нет, подожди. Вот это ты еще не бросала». Гипертрофируйте ситуацию. Не стоит пускать в ход хрустальные вазы и фарфоровые чашки, но пластиковая посуда и мягкие игрушки вполне подойдут для выброса энергии. Во-первых, это отвлечет ребенка, во-вторых, он поймет, что с вами этот трюк не работает.
Некоторые дети нуждаются во время истерики только в одном — чтобы их обняли. Многие мамы мне возражают: «Я его сейчас обниму, и он подумает, что истерика — это способ заслужить мою ласку». Я искренне надеюсь, что вы ласкаете ребенка не только тогда, когда он бьется в истерике, и у него нет необходимости валиться на пол всякий раз, когда ему хочется, чтобы вы его обняли. Если так, то цель истерики другая — что-то получить или наоборот чего-то не делать. «Не хочу гулять, не буду одеваться!» или «Дай конфету! Не встану с пола, пока не дашь!» Вы можете оставаться непреклонны, но при этом проявить свою любовь, обняв малыша и сказав ему: «Я тебя очень люблю! Понимаю, тебе очень хочется еще поиграть дома, но надо идти гулять... ». Обнять не значит пойти на поводу. Это просто способ погасить негативные эмоции.
Бывает, что срабатывает прямо противоположная тактика — лишение внимания. Ребенок требует пульт от телевизора: «Дай! Дай! Дай!» — «Солнышко, я тебя очень люблю, но таким способом ты от меня ничего не добьешься». И выходите из комнаты.
Лишение внимания не следует путать с игнорированием. К сожалению, многие родители предпочитают последнее: если малыш плохо себя ведет, они, оставаясь физически рядом, как бы перестают его замечать. Это страшное и очень травматичное переживание для ребенка. Малыш до трех лет эмоционально очень зависим от мамы, очень нуждается в ее внимании. Если мама перестает его замечать, кроху охватывает тревога, у него возникает чувство вины, падает самооценка, растет количество страхов. Он начинает заслуживать мамино внимание. А внимание и любовь не должны заслуживаться. Они даются даром.
Когда истерика закончилась, и малыш успокоился, ни в коем случае не возвращайтесь к тому, что произошло. Это была эмоциональная реакция ребенка, и обсуждать ее, говорить малышу «ты не должен так себя вести» и т.д. бесполезно. Он не мог в тот момент вести себя по-другому.