Психологические и социальные изменения, происходящие с ребенком
Тема - управление пищевым поведением ребенка ясельного возраста.
'На самом деле название темы не очень удачно, потому что ребенком никто не управляет. Существует легенда о могучем скандинавском боге, который хвастался, что может заставить любого человека выполнить его приказ. Одна женщина возразила, что знает человека, чья воля и сила превышает волю и силу бога, и в качестве примера привела свою двухлетнюю дочь. Бедный бог не поверил, и девочке пришлось доказывать слова матери. Конечно, у нее все получилось. Та мать знала то, что знаете вы и я: можно запретить ребенку делать вещи, которые вам не нравятся, но нельзя добиться от него действий, которые вам нужны.
Задача ребенка - утвердить свою независимость, снова и снова демонстрировать себе и вам, что он отдельная от вас личность. Он выясняет, насколько он независим, пытаясь делать все сам и постоянно говоря «нет». Каждый раз, отказываясь выполнять то, что вы от него хотите, он доказывает себе, что отделен от вас. Ему также необходимо заставить вас перестать делать все за нею, даже если у вас получается быстрее и лучше. В конце концов он больше не младенец и должен учиться. Ребенку крайне необходимы независимость, успешность, возможность исследовать окружающий мир и иметь ограничения. И одновременно он не хочет всего этого. Ему нужно знать, что он индивидуальность, и вместе с тем нужно понимание того, что он не может над вами доминировать. Если вы не сделаете для ребенке ограничений, он начнет вас провоцировать и будет делать это до тех пор, пока вы его не остановите. Еще он импульсивен: его любопытство неудержимо и энергично. Доктор Спок называет ребенка этого возраста «демоном исследования». Он и Арнольд Гезелл, еще один специалист по раннему детскому развитию, описали ребенка ясельно го возраста как существо требовательное, самоуверенное, деятельное, готовое к общению, упрямое, строптивое, несносное, деспотичное, несговорчивое, все отвергающее, властное и капризное. Звучит не очень обнадеживающе. Но заметьте: «готовое к общению». Это внушает надежду.
Развитие ребенка принимает даже более сложные формы, когда дело касается нарциссистского решения, о котором мы говорили в предыдущем разделе. Сейчас мы коснемся еще одной концепции. Ребенок обучается сомато-психологической дифференциации. Чтобы понять, что это такое, давайте разобьем данное словосочетание на составляющие. «Сомато» означает «телесный», «психологический» - «эмоциональный», а «дифференциация» - «проводить различие между ними». Ваш ребенок учится узнавать телесные ощущения и чувства. Он начинает сознательно устанавливать разницу например между голодом, злостью и усталостью. Насколько успешно ребенок будет распознавать все это, зависит от вашей способности понимать, что его беспокоит, и принимать правильные решения большую часть времени. И прежде чем вас охватит чувство вины за неправильное выполнение родительских обязанностей, я хочу уверить вас, что маленькие дети обладают гибкой психикой и дают нам право на ошибки. Мы учимся быть родителями, выбирая определенное направление действий и внося необходимые изменения в зависимости от того, как оно работает. Если метод не действует, мы обдумываем его, пытаясь понять, что же пошло не так, и исправляем найденную ошибку. Хорошие родители - это не те, кто знает ответы на все вопросы и всегда поступает правильно. Хорошие родители - те, кто способен осознать свои ошибки и найти им разумную альтернативу.
Итак, о чем это я? Ах да, о необходимости понимать детские сигналы. В этом возрасте дети могут выражать удовольствие, возбуждение, протест, ярость, агрессивность, подчинение и привязанность. Они нуждаются в вас, чтобы справиться с этими эмоциями, понять, отличить от ощущений голода или сытости. В идеале вам следует быть спокойной и твердой. Первое поможет вам нормально воспринять агрессию и упрямство малыша, а второе - недрогнувшей рукой вернуть ребенка в рамки ограничений, когда тот творит что-нибудь небезопасное и разрушительное или нарушает чьи-либо права и привилегии. Вы поможете ребенку научиться различать чувства и ощущения, если не будете кормить его при первых признаках нытья и не сдадитесь, когда он начнет проявлять агрессию, слоняясь вокруг и выклянчивая еду. Дети, которым предлагают еду сразу, как только они надуются, не научатся определять эмоции и заменят их едой. Они также начнут справляться с эмоциями с помощью еды. Вам будет гораздо легче избежать такого рода кормлений, если вы установите строго определенные часы приема пищи и перекусов. У вас не появится соблазна сунуть ребенку печенье, чтобы тот перестал злиться или дуться. Конечно, вы все равно не удержитесь и сунете ребенку печенье или крекер, когда потребуется его утихомирить или спокойно пройтись с ним по универмагу. Однако помните, что такие кормления используются для сохранения родительских нервов и ими нельзя злоупотреблять. Оставьте их до случаев, когда это действительно необходимо. Злоупотребление приведет к тому, что вы научите ребенка справляться с эмоциями с помощью еды.
Ребенок - не бомба, поэтому не следует ходить вокруг него на цыпочках, боясь лишний раз расстроить. Также, когда вы вводите ограничения, не стоит злиться и наказывать ребенка. Вы просто должны быстро и спокойно пресекать не нравящиеся вам действия. Имейте в виду, что ребенок всего лишь экспериментирует, и ваша задача - учить его, а не наказывать за плохое поведение. Например, если ваш малыш хнычет или плачет, выклянчивая еду, скажите ему: «Не хнычь» и перестаньте обращать на него внимание. Он прекратит хныкать уже через несколько секунд, и вы снова можете с ним общаться. За эти секунды малыш вернет себе самообладание. С вашей стороны не следует продолжать ворчать и объяснять, почему так плохо то, что он делает: ребенок просто не поймет вас. Вновь и вновь повторяя правила поведения, вы ничему не научите ребенка, а только окажете ему внимание со знаком минус. Проигнорируйте его хныканье. Если поведение малыша станет невыносимым для всех, находящихся за столом, например он начнет бросаться едой или наклонять свой высокий стульчик, удалите его из-за стола, чтобы дать ему возможность успокоиться. И опять же учтите, что подобное поведение - повод для учебы, а не наказания. Ребенок должен понять, что останется за общим столом только при условии приличного поведения и наличия самообладания. Оставайтесь твердой: семейные посиделки должны проходить в благоприятной атмосфере, и ребенок тоже должен вносить туда свой вклад. Сидеть за семейным столом - привилегия, но ни в коем случае не рутина и не обязанность.
Ваша работа по кормлению в этот нелегкий период исследований, поиска независимости и сложностей развития сводится к соблюдению принципа разделения ответственности. Вы отвечаете за предоставление пищи, а ребенок должен ее съесть. Используя принцип разделения ответственности, вы помогаете ребенку успешно справиться с приемом пищи и в то же время не уступаете его неразумным требованиям. Ставя еду на стол и участвуя в приеме пищи вместе с ребенком, вы не берете на себя его обязанности, но даете ему необходимую свободу и свое внимание.
Изменения, которые происходят с ребенком ясельного возраста в физическом плане и плане питания. Ваш ребенок будет есть не так много, как раньше. Его развитие станет более медленным, а потребности в энергии уменьшатся. В течение первого года жизни ребенок удвоит и даже утроит массу тела, которая была у него при рождении. В течение 2-го, 3-го и 4-го лет жизни он набирает только 30% веса тела в год, а потребности в калориях относительно размера тела падают. Вверх ребенок вытягивается быстрее, чем набирает вес, и количество телесного жира у него увеличивается не слишком сильно. Ребенок становится тоньше, но ранние попытки ходить наградили его круглой спиной и выпяченным животом, поэтому он может выглядеть толстым» Это не жир, а всего лишь плохая осанка, и на следующий год малыш будет выглядеть совершенно по-другому. Его аппетит уменьшится, и он станет есть меньше. Несмотря на внезапность и спорадичность приступов голода, ребенок получает необходимые калории. Их средняя величина складывается из того, что он съедает за эти дни. Завтра малыш восполнит то, что не съел сегодня или даже на предыдущей неделе. Мы, взрослые, стремимся поступать так же, но наиболее сознательной основе. В отличие от нас ребенок не может сказать себе: «Я лучше поем сейчас, чем останусь голодным потом» и не обращает внимания, когда об этом ему говорят взрослые. Малыш ест в соответствии с тем, насколько он голоден или сыт в данный момент, а вариантов этих состояний множество. Верьте: ваш малыш знает, сколько ему необходимо съесть. Однако достаточность и питательная адекватность его рациона зависят только от вас - вы должны предлагать ребенку питательную пищу на регулярной и бесперебойной основе.
За всю мою клиническую карьеру я неоднократно делала расчеты по детскому рациону питания. Меня потрясло, насколько беспорядочно и ограниченно выглядят основные приемы пищи и перекусы: ребенок съедает столовую ложку одного, откусывает от другого, пробует третье.
Однако когда я подсчитала количество питательных веществ, которое получается на выходе, то обнаружила, что дети, за редким исключением, получают все, что им нужно, но при одном условии: они получают нужное количество питательных веществ, если их родители озаботились регулярными, питательными основными приемами пищи и перекусами. Некоторые дети испытывают недостаток в калориях. Обычно это те, кому родители не дают достаточно жира. Поскольку жир содержит витамин Е, такие дети его тоже недополучают.
Джин Скиннер из Университета Теннесси получила идентичные результаты; правда, она подошла к проблеме более систематично. Дети ясельного возраста едят достаточно и получают все необходимые белки, витамины и минералы. У них ощущался некоторый недостаток таких питательных веществ, как цинк, витамины D и Е. Под «некоторым недостатком» я подразумеваю количество, недотягивающее до 100% рекомендуемого полноценного рациона питания - пищевого стандарта, который имеет достаточно широкие границы, при которых небольшие расхождения не имеют значения. О том, как ликвидировать подобные расхождения, мы поговорим немного позже, будучи уверены, что обеспечили ребенка хорошими источниками цинка, витаминов D и Е. Но самое большое беспокойство у меня вызывает такое нутриент, как жир: процентное содержание жировых калорий, получаемых ребенком, снижается. Если в первые 6 месяцев жизни малыш получает 40% жировых калорий, то к возрасту 10-24 месяцев только 30%. 40% являются наиболее желательной цифрой как для детей 1-3 лет, так и для младенцев. Согласно полученным данным, одна треть детей ясельного возраста начинает получать (без всяких на то оснований) обезжиренное молоко в 12 месяцев, а больше половины - в 24. Имейте в виду, что в течение ясельного периода у ребенка идет быстрое развитие мозга, а холестерин и незаменимые жирные кислоты являются важным компонентом мозговой и нервной ткани.
Физические возможности ребенка ясельного возраста. Ясельный период -это волнующее и сложное время приобретения различных навыков. Ваш малыш будет учиться ползать, ходить, бегать, карабкаться вверх и манипулировать предметами. Он сможет управлять тонкими мышцами рук и кистей, что позволит ему использовать во время еды пальцы, учиться пользоваться столовыми приборами и пить из чашки. Он будет ронять и разливать при попытках справиться с едой, а также испытывать трудности с поднесением пищи ко рту и жеванием некоторой особо твердой пищи. Ему придется часто испытывать рвотные позывы, гораздо чаще, чем подросшему ребенку, и риск подавиться все еще остается высоким, потому что малыш не приобрел нужного опыта в жевании и глотании. В этом возрасте он продолжит экспериментировать с тем, как много пищи можно засунуть в рот. Как результат она иногда будет выдавливаться изо рта или приводить к рвоте. Отнеситесь к этому терпеливо. Отсутствие манер у ребенка здесь ни при чем - он просто учится.
Ребенку необходимо чувствовать себя успешным, и выбор подходящей пищи поможет ему обрести уверенность и начать гордиться собой. Дайте малышу такие столовые приборы, с которыми он легко справится, не обращайте внимания на его неряшливость и упрямство. Это тоже будет способствовать ощущению успешности. Интерес к самостоятельному питанию, его навыки у ребенка могут варьироваться. Иногда малыш настаивает на том, чтобы все делать самостоятельно, и преуспевает в этом, а иногда он все роняет и хочет, чтобы его покормили. Ребенок знает, сколько ему есть, но только регулярные приемы пищи и перекусы дают ему возможность поручать все нужные калории и питательные вещества. Принимая во внимание новоприобретенные физические возможности, страсть к исследованиям и постоянное желание ходить, возбуждение и усталость начинают играть большую роль в жизни ребенка. Он нуждается в регулярных приемах пищи. Он нуждается в том, чтобы время этих приемов было предсказуемым и чтобы его назначали именно вы. Еще вы должны помочь ему приходить к столу отдохнувшим и проголодавшимся, но не умирающим с голоду.
Помогите ребенку обойтись без ненужной борьбы. Быстрота и спокойствие, с которыми вы введете ограничения во время приемов пищи, успокоят его. Вопли и попытки заставить есть только взбудоражат малыша. Любой период быстрых изменений несет с собой нервные потрясения и неверие в свои силы. Ваш ребенок будет легко расстраиваться, и если прием пищи превратится в борьбу, он отдаст ей все силы, разнервничается, что сделает для него невозможным определить, насколько он голоден и голоден ли вообще. Скорректируем утверждение: если борьба возникает из-за приема пищи, она настолько поглощает и расстраивает малыша, что подавляет его потребность в еде. Это наблюдение верно и в отношении борьбы, которая ведется во время обучения проситься на горшок, возникает из-за домашней работы, одежды и т.д. С течением лет ваш ребенок будет становиться старше, и очень важно спокойно установить ограничения, избегая эмоциональных взрывов и борьбы. Начните учиться этому еще с кормления - тем самым вы облегчите себе жизнь впоследствии.