Ручной период у ребенка
Часто, когда мы гуляем в парке, я наблюдаю за тем, как в колясках плачут дети, а родители пытаются успокоить их, не беря при этом на руки.
В результате дети плачут, пока родители не увозят их домой. А если домой нужно ехать не менее получаса, а то и дольше? Мама, которая везет в коляске кричащего ребенка, выглядит как минимум странно: почему она не возьмет его на руки? Сколько он должен кричать, прежде чем все-таки возьмет? И разве это не первое побуждение мамы — взять плачущего ребенка на руки и приласкать? Кто-то из знакомых меня «успокоил»: «В парке с детьми часто гуляют не мамы, а няни. Возможно, на руки детей именно няни не берут». Возможно.
И возможно, этих родителей (или нянь) уже убедили в том, что «ребенка нельзя приучать к рукам». А ведь место маленького ребенка — на руках у взрослого. И его не нужно приучать — он с рождения готов к этому. Кто видел новорожденного ребенка, который бы отказывался быть у мамы на руках? То, к чему ребенок готов с рождения, что для него естественно, принимается им без протеста и приучения. И наоборот — приучают ребенка к тому, чтобы он умел обходиться без ношения на руках. Именно это ребенку не нравится, он плачет, пытаясь таким образом показать, что ему чего-то не хватает, и чувствует себя при этом одиноким и брошенным. Стоит только взять его на руки — и он затихает, а если еще дать грудь — сразу успокаивается.
Несколько фактов о ношении ребенка на руках (как вариант — в слинге):
- у мамы на руках, в непосредственной близости к ней, ребенок меньше беспокоится, то есть меньше подвержен стрессам;
- ориентируясь на мамин организм, организм ребенка учится регулировать ритмы сна и бодрствования; малыш обучается правильно дышать, у него нормализуется сердечный ритм и поддерживается оптимальная температура тела;
- правильное ношение в позе «лягушки» на бедре у мамы в первые месяцы жизни способствует развитию тазобедренного сустава и равномерному росту ног ребенка (ношение на бедре служит профилактикой дисплазии и даже может помочь ее лечению в случае необходимости);
- движение вместе с мамой (вниз-вверх при наклонах) развивает у ребенка вестибулярный аппарат;
- если ребенок везде ходит с мамой, а не лежит сам, скучая, в кроватке или коляске, то он получает необходимые для его полноценного развития опыт и впечатления (он видит все то, что видит мама, а не только стены комнаты или бортики кроватки);
- тактильный контакт способствует сближению и взаимопониманию ребенка и мамы, построению доверительных отношений между ними и формированию взаимной привязанности.
Впервые о необходимости ношения ребенка на руках заявил Дональд Вудс Винникотт еще в 50-х годах XX столетия. Он ввел в обиход термин «холдинг», значение которого близко по смыслу к нашему выражению «нянчить на руках», «носить на руках». Период, когда ребенок хочет быть все время у мамы на руках, Винникотт называл «ручным периодом». Этот период обычно длится до того времени, пока ребенок не начинает сам ползать и ходить. Винникотт считает этот период критическим, то есть крайне важным для полноценного развития ребенка и его дальнейших взаимоотношений с мамой. Нахождение у мамы на руках для младенца — естественный способ жизни, и нельзя лишать его такой возможности:
К одиночеству маленький ребенок совершенно не приспособлен. Некоторое время, по ощущениям ребенка, он и мама являются единым целым. И только пребывание у мамы на руках дает возможность ребенку чувствовать себя реальным существом, а это, в свою очередь, дает ему силы для дальнейшего развития. Речь идет о необходимости для ребенка раннего возраста психологической и эмоциональной поддержки, заботы, внимания и отзывчивости со стороны матери. Ношение на руках, а также грудное вскармливание, совместный сон, естественная гигиена — способы проявления этой заботы и отзывчивости, которые дают ребенку возможность чувствовать себя в безопасности, быстро сообщать маме о своих потребностях и получать помощь в их удовлетворении.
Очень важно уметь носить ребенка правильно, в удобной и безопасной для малыша позе. Способ ношения и его длительность определяют рост скелета и развитие мышечного аппарата. При ношении ребенка нужно следить за тем, чтобы он не слишком уставал и не слишком долго находился в одной позиции. Чрезмерные нагрузки на нижнюю часть спины могут повредить правильному формированию изгибов позвоночника, правильному развитию тазобедренных суставов, росту скелета или развитию мышечного аппарата.
Несколько распространенных вариантов правильного ношения ребенка:
- Поза «колыбелька». Это самая подходящая поза для новорожденного. Ребенок лежит у мамы на одной руке (вдоль всего предплечья) и придерживается другой. Животик должен быть повернут к маминому животу, голова должна лежать на локтевом сгибе. При держании ребенка основная тяжесть должна припадать на плечи и предплечья, а не на кисти (это необходимо для того, чтобы руки держащего не уставали).
- Поза «столбик». Это положение, когда ребенок вертикально прижат к плечу взрослого и его держат одной рукой вдоль всей спины. Голова ребенка при этом касается плеча держащего. Основная нагрузка идет также на предплечья. Сначала можно держать ребенка двумя руками, а когда разовьется навык, удобно это будет делать и одной рукой.
- Поддержка одной рукой, при которой голова ребенка возле плеча взрослого, в кисти руки держатся его ножки. Так ребенка удобно держать при высаживании на горшок или для того, чтобы помыть.
- Под мышкой одной рукой. На кисти руки держащего лежит голова, а ноги поддерживаются локтем и боком.
- На бедре. От трех месяцев ребенка уже можно (и полезно) носить на бедре. Такая поза служит профилактикой дисплазии тазобедренного сустава. Ножки в такой позе должны быть разведены, так как ношение с сомкнутыми ножками не очень полезно для развития тазобедренных суставов.
- Также ребенка можно сажать себе на предплечье и поддерживать его под мышку второй рукой или сажать себе на колени — эти позы, мне кажется, всем известны.
Если ребенок лежит на спине, то поднимать его нужно, беря двумя руками под мышки. Поднимать, беря одной рукой под голову, а другой под спинку или попу, нельзя, так как можно повредить шейные позвонки несинхронизированными движениями рук. Лицом вниз на руки или спиной к маме носить не следует. Также не нужно специально поддерживать голову при ношении ребенка в вертикальном положении — он быстро научится держать головку сам. Если по описанию сложно понять (и это неудивительно), как же правильно носить ребенка, то есть смысл попросить более опытных родителей продемонстрировать, как это делается, или посмотреть видеоролики о правильном ношении.